Кроме того, часть таких
договоров предусматривает особую
процедуру рассмотрения споров между
инвестором одного государства —
участника соглашения и другим государством-участником,
касающегося обязательств последнего
по данному договору. В соответствии
с этой процедурой соответствующие
споры могут передаваться по выбору
инвестора на рассмотрение:
- компетентного суда или арбитража государства — реципиента капитала;
- третейского суда "ad hoc";
- постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты);
- Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.
Каждый договор устанавливает
свой собственный перечень таких
органов.
В тех случаях, когда международным
договором или соглашением сторон
не предусмотрено иное, а также
в случае отсутствия соответствующего
международного соглашения, инвестиционные
споры могут быть рассмотрены
арбитражными судами или судами общей
юрисдикции страны истца или ответчика
на основе процессуального законодательства
этого государства.
Значительную часть опасений
инвесторов при вкладывании капиталов
в экономику зарубежных государств
составляют так называемые некоммерческие
риски. Связанные с ними неблагоприятные
последствия являются, как правило,
следствием неконституционной смены
власти, изменения политического
режима, проведения неконтролируемой
национализации или конфискации
собственности, отказа государства
от своих международных обязательств
и т. д. Поэтому вполне естественным
является желание иностранных инвесторов
создать систему дополнительных
гарантий, которая функционировала
бы независимо от политических катаклизмов.
Одним из элементов такой системы
является страхование инвестиций. Эта
деятельность может осуществляться
частными компаниями, государственными
органами или международными организациями.
Объектом договора страхования,
заключаемого частной страховой
компанией, являются ресурсы, вкладываемые
физическими или юридическими лицами
за рубежом, а страховым случаем
— финансовые потери, связанные
с политическими рисками, которые
эти страхователи понесли в соответствующем
иностранном государстве. Преимуществами
данной формы организации страхования
инвестиционных рисков считаются гибкость
и маневренность, присущие деятельности
частных компаний. Кроме того, такие
компании независимы от государства
и, следовательно, инвестор может рассчитывать
на возмещение убытков, невзирая на позицию
тех или иных государственных
органов.
Вместе с тем подобная
независимость имеет определенные
границы. Бели страховая компания, к
примеру, сама находится в стране,
переживающей серьезные экономические
и политические проблемы, то ее положение
тоже будет нестабильным. Нельзя забывать
и о том, что довольно часто
инвестиции, вкладываемые в экономику
зарубежных государств, исчисляются
сотнями миллионов долларов. Поэтому
при наступлении страхового случае сумма
возмещения, подлежащая выплате, может
оказаться непосильной даже для крупных
страховых компаний с мировым именем.
Наконец, следует иметь в виду, что частное
страхование иностранных инвестиций обычно
ограничено сроком в 3—5 лет и на многие
некоммерческие риски не распространяется.
В отличие от частных государственные
программы страхования предназначены,
среди прочего, для проведения политики
поощрения и защиты капиталовложений,
осуществляемых отечественными предприятиями
и организациями за рубежом. Государственные
страховщики обычно оформляют страхование
от импортных и экспортных, краткосрочных
либо долгосрочных, рисков прямых инвестиций.
В числе международных
организаций, занимающихся страхованием
иностранных капиталовложений, особую
роль играет Многостороннее агентство
по гарантиям инвестиций, учрежденное
в соответствии с Сеульской конвенцией
1985 г. Как и КЧЗИ, Агентство заключает договоры
страхования от некоммерческих рисков,
перечень которых включает, в частности:
неконвертируемость; лишение правительством
права собственности или контроля; нарушение
правительством договора в случаях невозможности
обращения в суд или арбитраж; потери вследствие
военных действий или гражданских волнений
и др. Страхование может покрывать как
инвестиции в акции, так и в кредиты, выделенные
или гарантированные держателями акций,
а также лицензирование, предоставление
привилегий и договоры о разделе продукции.
Иностранные инвестиции
в Российской Федерации.
Закон Российской Федерации
"Об иностранных инвестициях"
является основным источником права
в рассматриваемой области отношений,
это следует из названия самого закона,
очерченного в нём круга регулируемых
отношений, а также из того, что
этот акт принят высшим органом законодательной
власти. В то же время, следует отметить,
что на практике роль упомянутого
акта не столь уж велика. Причиной тому
являются недостатки самой концепции
регулирования, заложенной в Законе,
а также недостатки в формулировке
отдельных его положений.
Из недостатков действующего
в РФ Закона "об иностранных инвестициях"
необходимо отметить следующие:
Во-первых - чрезвычайную декларативность
многих его положений. В частности,
раздел "Государственные гарантии
защиты иностранных инвесторов"
является скорее декларированием общих
принципов, нежели собранием норм, чётко
определяющих последствия принятия
органами государства мер, нарушающих
или ущемляющих права иностранных
инвесторов.
Во-вторых - многие положения
Закона оказались устаревшими практически
в момент его принятия. Так, Закон
предписывает регистрацию предприятий
в Министерстве Финансов РФ, или
в "ином, уполномоченном на то государственном
органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы,
предписывающей регистрацию "там, или
в другом месте" исключает возможность
её использования в целях, предусмотренных
в законе. Присутствие её может свидетельствовать
лишь о том, что в момент принятия Закона
законодатель не представлял, или имел
неправильное представление о возможных
способах регулирования данной области
отношений. Эта формулировка привела в
последствии к некоторой неопределённости
в процессе практической регистрации
предприятий с иностранными инвестициями.
Разрешить сложившуюся проблему было
призвано постановление Правительства
РФ "О регистрации предприятий с иностранными
инвестициями" от 28.11.91 г., предписывающее
осуществление регистрации предприятий
с иностранными инвестициями сначала
в местных органах власти, а затем и в уполномоченном
органе. Разумеется, что если бы на момент
принятия Закона законодатель чётко представлял
себе, каким должно быть регулирование
деятельности совместных предприятий,
и как это регулирование должно соотноситься
с регламентацией предпринимательской
деятельности на территории России, то,
возможно указанного недостатка можно
было бы избежать.
До регистрации предприятия
с участием иностранных инвесторов
какие-либо сделки с ним запрещены.
Лишь после государственной регистрации
такое предприятие считается
созданным и приобретает статус
юридического лица.
На практике при решении
этих вопросов возникают определенные
сложности. Неясно, прежде всего, какое
ведомство занимается регистрацией
коммерческих организаций с иностранными
инвестициями. Бытует мнение - если, скажем,
иностранный инвестор участвует
в учреждении предприятия или
иной коммерческой организации в
Сибири или на Дальнем Востоке, он
должен ехать в Москву, чтобы решить
вопросы с регистрацией совместного
предприятия.
Следует сказать, что процедура
государственной регистрации предприятий
с участием иностранного капитала меняется
как в калейдоскопе. Зарубежным инвесторам
довольно трудно уследить за сменой полномочий
российских государственных органов,
контролирующих вложение иностранных
капиталов в экономику страны.
Сначала государственными органами,
осуществляющими регистрацию предприятия
с иностранными инвестициями, согласно
ст. 16 Закона РСФСР "Об иностранных
инвестициях в РСФСР" являлось Министерство
финансов РСФСР или иные уполномоченные
на это органы. Так, предприятия, объем
иностранных инвестиций в которых превышал
100 млн. рублей, регистрировались Минфином
с разрешения Правительства. В ноябре
1991 г. Министерство разделило свою компетенцию
с администрацией субъектов Федерации.
Это означало, что, например, регистрация
всех совместных предприятий, в которых
объем иностранных инвестиций не превышает
100 млн. рублей независимо от организационно
- правовой формы, была возложена на заместителя
главы администрации Иркутской области.
Затем в мае 1992 г. функции
по регистрации иностранных инвестиций
переданы Комитету по иностранным инвестициям
при Минфине России. Постановление
Правительства РФ от 28 мая 1992 г. "О
некоторых вопросах ведения Государственного
реестра предприятий" гласило: "Установить,
что Комитет по иностранным инвестициям
при Министерстве финансов Российской
Федерации осуществляет государственную
регистрацию предприятий с иностранными
инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей
и угледобывающей отраслей, независимо
от величины их уставного капитала,
а также предприятий, объем иностранных
инвестиций в которые превышает 100 млн.
рублей".
Позже Комитет по иностранным
инвестициям расформировали, было создано
Российское агентство международного
сотрудничества и развития. Но и
эта структура, как говорится, приказала
долго жить.
В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 июня 1994 г. No. 655
при Министерстве экономики создана Государственная
регистрационная палата. Ее наделили функциями
регистрации предприятий с иностранными
инвестициями, ведения государственного
реестра таких предприятий. В этом органе
должна была производиться государственная
регистрация только двух типов предприятий
с иностранными инвестициями: предприятий,
объем иностранных инвестиций в которые
превышает 100 млн. рублей; предприятий
топливно-энергетического комплекса (независимо
от объема иностранных инвестиций).
В других случаях регистрация
производится уполномоченными органами
республик, краев, областей.
Наконец, ныне действующим
Федеральным законом "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации"
функции регистрации коммерческих
организаций с иностранными инвестициями
возложены на органы юстиции. Во исполнение
данного Закона Правительство РФ
5 сентября 1998 г. приняло постановление
"О передаче Государственной регистрационной
палаты при Министерстве экономики
Российской Федерации в ведение
Министерства юстиции Российской Федерации".
Государственная регистрационная
палата при Минюсте России занимается
регистрацией коммерческих организаций
с иностранными инвестициями с объемом
иностранных инвестиций в уставном
(складочном) капитале свыше 100 тыс. рублей
и коммерческих организаций с
иностранными инвестициями, действующих
в сфере нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей
и угледобывающей промышленности. И
это все функции регистрационной
палаты. Стало быть, во внимание принимаются
два критерия, пользуясь которыми
можно определить компетенцию, как
ныне принято говорить, федерального
центра в регистрации иностранных
инвестиций. Первое - сфера вложения
иностранного капитала: нефтегазодобывающая,
нефтегазоперерабатывающая и угледобывающая
промышленность. Второе - размер вклада
иностранного инвестора превышает
100 тыс. рублей. За этим исключением
регистрация совместных предприятий
и иных коммерческих организаций
с участием иностранных инвестиций
производится не в территориальных органах
юстиции, но, как и раньше, в администрации
субъекта Федерации. Например, устав китайской
коммерческой организации (ООО "Дальневосточная
группа") зарегистрирован распоряжением
заместителя главы администрации Иркутской
области.
До недавнего времени
срок регистрации совместного предприятия
составлял 21 день с момента поступления
документов в соответствующий регистрирующий
орган. Теперь по Закону "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации"
он установлен в один месяц с момента
надлежащей подачи документов. В течение
этого срока совместное предприятие
должно быть зарегистрировано или же
заявителю сообщается о причинах
отказа.
Коммерческой организации
с иностранными инвестициями может
быть отказано в государственной
регистрации в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
Инвестор может обжаловать отказ
в судебном порядке.
Отказ в государственной
регистрации предприятия с иностранными
инвестициями возможен также в случае
нарушения установленного действующим
на территории Российской федерации
законодательством порядка образования
такого предприятия либо несоответствия
ему представленных документов.
В-третьих - Закон лишь только
касается вопросов, связанных с учреждением
и деятельностью филиалов и представительств
иностранных юридических лиц, приобретением
ценных бумаг, заключением концессионных
договоров и т.д. В то же время,
каждая из перечисленных форм организации
предпринимательской деятельности
требует подробной регламентации,
или хотя бы соответствия с ранее
принятыми в этой сфере отношений
нормативными актами.
За пределами регулирования
Закона "Об иностранных инвестициях"
остаются некоторые весьма распространённые
формы осуществления иностранных
инвестиций, такие, как договор целевого
долгосрочного займа, вопросы, связанные
с функционированием так называемых
договорных форм совместных предприятий
(contractual joint ventures), соглашений о разделе
продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти правовые
формы не рассматриваются в Законе, хотя
из перечня видов иностранных инвестиций,
содержащегося в законе, можно сделать
вывод о возможном подчинении их действию
рассматриваемого закона.
Кроме того, очевидно, что
закон об иностранных инвестициях
может действовать только в пакете
с другими законами, прежде всего
о частной собственности на землю,
о приватизации, банкротстве, валютном
регулировании, налогообложении. Вместе
они должны формировать единую государственную
инвестиционную политику.
При работе над совершенствованием
правового регулирования иностранных
инвестиций представляется целесообразным
учитывать весь опыт развития законодательства
об иностранных инвестициях, начиная
с периода, когда законы об иностранных
инвестициях впервые появились
в развивающихся странах, чтобы
избежать ошибок прошлого этапа развития
нормативной базы.