Содержание
Введение
4
1. Приоритетные национальные
проекты
6
1.1 История формирования
приоритетных национальных проектов
6
1.2 Создание Совета по
реализации приоритетных национальных
8
проектов и демографической
политике
2. Анализ реализации национальных
проектов
10
2.1 Национальный проект
«Образование»
10
2.2 Национальный проект
«Здоровье»
12
2.3 Приоритетный национальный
проект «Доступное и комфортное
14
жилье – гражданам России»
2.4 Национальный проект
«Развитие агропромышленного комплекса»
16
3. Перспективы развития
приоритетных национальных проектов
18
Заключение
21
Список использованной литературы
22
Введение
Одной из
наиболее значимых задач экономики
является развитие социальной
сферы – совокупности отраслей,
предприятий, организаций, непосредственным
образом связанных и определяющих
образ и уровень жизни людей,
их благосостояние, потребление (это
прежде всего сфера услуг: образование,
культура, здравоохранение, социальное
обеспечение, коммунальное обслуживание
и т.п.). Успешное развитие социальной
сферы напрямую связано с экономическим
потенциалом страны. Именно поэтому
для развития социальной сферы
необходима эффективная стратегическая
программа государства.
Россия, оправившись
от всех кризисов, настигавших
ее в последние десятилетия, наконец-то
смогла осуществить качественные
перемены в этой области. Одним
из важнейших направлений социальной
политики России стали приоритетные
национальные проекты – это
четыре стратегических проекта
на период до 2010г.: "Образование",
"Здравоохранение", "Жилищное
строительство", "Сельское хозяйство".
Приоритетные национальные проекты,
реализуемые в нашей стране, касаются
каждого гражданина России. Они
напрямую влияют на жизнь российского
общества и на дальнейшее экономическое
развитие нашей страны.
Достойное
жилье, качественное образование, доступное
медицинское обслуживание и развитое
сельское хозяйство – эти сферы
определило государство как первоочередные
для того, чтобы каждодневная
жизнь россиян улучшилась. Таким
образом, выбраны "точечные" меры
решения проблем социальной сферы,
что может показаться весьма
странным, однако этому имеется
простое объяснение. Именно эти
отрасли являются наиболее важными
для поддержания здорового климата
в стране, затрагивают каждого
человека, определяют качество жизни
и формируют "человеческий капитал"
– образованную и здоровую
нацию. От состояния этих сфер
зависит социальное самочувствие
общества, демографическое благополучие
страны. Именно в этих сферах
граждане в наибольшей мере
обоснованно ожидают более активной
роли государства, реальных перемен
к лучшему. Данные социальные
инициативы являются продолжением
курса на "инвестиции в человека".
Эти инициативы развивают проводимый
экономический курс, а возможным
все это стало благодаря сложившимся
в стране благоприятным условиям:
во-первых, у государства есть
финансовые ресурсы, которые в
значительном объеме могут быть направлены
на решение социальных задач без угрозы
инфляции; во-вторых, укрепление государственной
власти (что абсолютно необходимо для
успеха таких масштабных проектов); в-третьих,
государство перешло к трехлетнему циклу
бюджетного планирования (основные параметры
федерального бюджета теперь утверждаются
не только на ближайший год, но одновременно
– еще и на два последующих); в-четвертых,
основные политические силы страны сходятся
в том, что именно на обозначенных приоритетах
должны сосредотачиваться усилия государства.
Горизонты экономического планирования
расширяются, а значит растет уверенность
в завтрашнем дне. Социально-экономические
программы получают необходимые государственные
гарантии, а масштабные задачи – большую
четкость и детализацию.
Целью данной
курсовой работы является изучение
приоритетных национальных проектов
как формы государственной инвестиционной
политики, порядка и форм их
реализации; достигнутых в этой
области результатов.
Предмет - это
роль приоритетных национальных проектов
в государственном региональном управлении.
Объект - национальные
проекты Российской Федерации.
Поставленные
задачи:
- изучить историю
и предпосылки создания приоритетных
национальных проектов;
- проанализировать
сущность и содержание приоритетных национальных
проектов;
- рассмотреть
приоритетные национальные проекты.
1. Приоритетные
национальные проекты
1.1 История формирования
приоритетных национальных проектов
История создания
и развития приоритетных национальных
проектов начинается летом 2003 года.
В это время была образована
рабочая группы во главе с
заместителем руководителя Администрации
Президента Российской Федерации
И.И. Шуваловым с целью подготовки
предложений по реализации основных
положений ежегодного послания
Президента РФ Федеральному Собранию
РФ 16 мая 2003 г.
«Сферами ответственности»
этой группы являлись в то
время удвоение внутреннего валового
продукта, борьба с бедностью, модернизация
вооруженных сил. Эти направления
и были изначально определены
руководителями рабочей группы
в качестве первых национальных
приоритетов. В дальнейшем произошла
«социализация» приоритетов, их
поворот к населению, а специфические
вопросы обороны и развития
экономики были переданы профильным
министерствам и ведомствам. Уже
к июлю 2003 года были в целом
сформулированы основные направления
работ по социальному блоку
национальных приоритетов, которые
впоследствии были развернуты
в Национальные проекты.
Алгоритм работы
по национальным приоритетам
был опробован вначале на проблеме
обеспечения населения доступным
жильем. Данная задача первой
была переведена из эксклюзивного
ведения Правительства и переведена
в область совместного ведения
политических, экономических и хозяйственных
структур.
По итогам
функционирования рабочих групп
в 2003 году было решено разработать
комплекс мер, которые охватят
все стороны жилищного строительства,
включая промышленность стройматериалов,
поддержку развития системы коммуникаций
и эксплуатации зданий, развитие
системы ипотечного кредитования.
Был также составлен список
требуемых к принятию документов,
включающий 27 необходимых законопроектов,
десятки подзаконных актов уровня
постановлений Правительства Российской
Федерации, а также ведомственных
нормативно-правовых актов. В числе
этих законопроектов были фундаментальные
поправки в Жилищный и Градостроительный
кодексы, которые должны были
активизировать жилищное строительство
и образование товариществ собственников
жилья, а также проекты законов "О внесении
изменений в часть первую Гражданского
кодекса РФ"; "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге
недвижимости)"; "О внесении изменений
в Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним"; "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации в части защиты прав и законных
интересов граждан, вкладывающих денежные
средства в строительство жилья" и "О
жилищно-накопительных кооперативах и
их деятельности по привлечению и использованию
накоплений граждан".
К концу
лета 2005 года была закончена работа
по составлению номенклатуры
социально-экономических приоритетов,
которые было решено реализовывать
на государственном уровне в
виде национальных проектов (программ)
с включением также аграрно-сельскохозяйственной
проблематики. Кроме известных четырех
приоритетных национальных программ,
на ранней стадии подготовки
«в работе» находились еще
два проекта: «Развитие культуры
в Российской Федерации» и
«Экология и рациональное природопользование».
1.2. Создание Совета
по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике
В качестве
основного механизма реализации
социальных инициатив Президента
Указом Президента Российской
Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 был
создан Совет при Президенте
Российской Федерации по реализации
приоритетных национальных проектов
и демографической политике во
главе с Президентом Российской
Федерации В.В. Путиным. В совет
вошли также профильные министры,
главы ведущих регионов и мэры
городов, полномочные представители
Президента Российской Федерации
в федеральных округах, представители
Государственной Думы, Общественной
палаты, научных и общественных
организаций.
Главной функцией
Совета стала подготовка предложений
Президенту Российской Федерации
по разработке мер, направленных
на реализацию приоритетных национальных
проектов и демографической политики,
для последующей выдачи поручений
исполнительным органам государственной
власти
Для решения
оперативных вопросов деятельности
Совета этим же Указом был
сформирован президиум Совета
в составе первого заместителя
председателя Совета, заместителей
председателя Совета, секретаря
Совета и членов Совета –
руководителей палат Федерального
Собрания Российской Федерации,
помощников Президента Российской
Федерации, соответствующих федеральных
министров и начальников управлений
Президента Российской Федерации.
Президиум
Совета в соответствии с возложенными
на него основными задачами
может создавать постоянные и
временные рабочие группы (комиссии)
для проведения аналитических
и экспертных работ, а также
определять направления деятельности
указанных рабочих групп (комиссий)
и утверждать их руководителей.
Состав Президиума Совета утверждается
Президентом Российской Федерации.
Таким образом
был создан механизм выработки
решений, находящихся в компетенции
Совета, его согласования (тут особенно
важно наличие в составе Совета
Министра финансов России, так
как основная проблема согласования
проектов – вопрос финансового
обеспечения, их включения в соответствующие
бюджетные строки на очередной
год, а при необходимости – и
формирования отдельных строк согласно
бюджетной классификации), а также
реализации (в состав Совета входят члены
высшего руководства Правительства
России, профильные отраслевые министры,
ведущие губернаторы и полпреды Президента
России в федеральных округах).
Структура
Совета должна была удовлетворять
организационным и финансовым
потребностям проектов. Особое значение
уделялось роли мэров крупных
городов и ведущих губернаторов,
которые вошли в Совет. В силу
специфики работы на уровне
регионов и муниципальных образований,
они имеют непосредственное отношение
к проблемам образования, здравоохранения
и ЖКХ, что нормативно закреплено
федеральными законами «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации», «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов власти
субъектов Российской Федерации».
2. Анализ реализации
национальных проектов
2.1. Национальный
проект «Образование»
Основные направления
проекта:
- стимулирование инноваций
в сфере образования;
- подключение школ к интернету;
- поддержка талантливой молодёжи;
- организация начального профессионального
образования для военнослужащих;
- организация сети национальных
университетов и бизнес-школ;
- дополнительные выплаты за
классное руководство;
- поощрение лучших учителей
(ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают
100 тыс. рублей.);
- поставка школьных автобусов
в сельскую местность;
- укомплектование школ дотационных
регионов учебным оборудованием.
Приоритетный
национальный проект «Образование»
реализуется с 2006 года. На реализацию
проекта в 2006-2009 годах из федерального
бюджета выделено 156,717 млрд. рублей
(в том числе в 2006 году -29,28 млрд. руб.,
в 2007 году - 48,88 млрд. руб., в 2008 году - 45,36
млрд. руб., в 2009 - 33,197 млрд. руб.).