Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:43, контрольная работа
В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП РБ, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: экономический
Тема конкурсной работы
«Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
Ф.И.О автора, Литвинович Виталий Евгеньевич
специальность, курс экономика и управление на предприятии,
Ф.И.О руководителя
Научная степень, звание, должность кандидат экономических наук,
доцент
ПИНСК 2013
Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса. Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь направлена на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на белорусском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в белорусской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для Беларуси имеют не только иностранные, но и внутренние инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в экономику, что даст ощутимый толчок развитию белорусского производства.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в белорусскую экономику существует многие годы и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике РБ в трансформационный период, страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.
В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП РБ, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.
Актуальность темы очевидна, так как в последние годы центральной проблемой белорусской экономики является острая нехватка инвестиционных (финансовых) ресурсов. РБ находится на пути нового экономического курса и в его основу положена модель социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. А всё это невозможно без активного привлечения иностранных инвесторов на белорусский рынок.
В республике давно назрела объективная необходимость сделать обычный инвестиционный потенциал, создать механизмы концентрации и централизации денежного капитала и денежных ресурсов, сделать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.
Универсальных инструментов
формирования соответствующего
типа экономического поведения
нет и не может быть по
причине различия
Необходимо рассмотреть факторы, которые способствуют созданию благоприятных условий для оживления инвестиционного процесса:
- децентрализация
- повышение роли
- расширение практики страхования инвестиций;
- переход к размещению государственных средств на конкурсной основе под эффективные инвестиционные проекты;
- создание благоприятных
условий для привлечения
На мировом финансовом рынке идет жесткая конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы, и в этой борьбе побеждают те страны и регионы, которые в максимально выгодном свете представляют свой инвестиционный климат и инвестиционные возможности, предлагают потенциальным инвесторам полный и удобный информационный сервис. Наиболее предпочтительным вариантом является ситуация, при которой вся необходимая информация доставляется прямо на рабочий стол инвестору, избавляя его от необходимости тратить время и усилия на поиск приемлемых инвестиционных предложений. Информационная открытость является, таким образом, одной из важных составляющих привлекательного инвестиционного климата страны или региона. Очевидно, что использование интернет-технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях мировое финансовое сообщество.
Сегодня объективно требуется ускоренное обновление основных средств и технологий, которое определяет необходимость формирования эффективной системы стимулирования в основной капитал предприятий.
Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции. В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних. Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций. Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников. В кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования. Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного риска, но, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной [4].
По результатам инвестиционной политики, приводятся следующие данные: в 2012 году использовано 151,9 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 90,2% к уровню 2011 года. При этом доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций составила 42,5%, доля строительно-монтажных работ - 48,3%. Снижение темпа роста в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением собственных средств организаций и кредитования экономики. При этом не в полной мере осуществлено замещение выпадающих объемов внутренних источников иностранными, доля которых составила 9,2%.
Структура ПИИ (с учетом задолженности прямого инвестору за товары, работы, услуги), направленные в 2012 г. в организации по видам экономической деятельности:
• оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (45,3%),
• транспорт и связь (37,8%),
• промышленность (9,9%),
• операции недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,7%),
• строительство (0,9%),
• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,4%),
• гостиницы и рестораны (0,2%) и др.
Основные объемы иностранных инвестиций были направлены в следующие отрасли экономики:
1)Промышленность;
2)Строительство;
3)Торговля;
4)Транспорт;
5)Связь.
К важнейшим инвестиционным проектам относятся:
-в промышленности - модернизация
базовых отраслей (авто-,тракторо-,
-в строительном комплексе
- модернизация и расширение
-в агропромышленном комплексе
- углубление специализации
-в системах производственной и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура).
Малопривлекательными для иностранных инвесторов остаются отрасли:
1)Сельское хозяйство;
2)Кожевенная промышленность;
3)Швейная и текстильная промышленность [3, cтр. 107-108].
Топ-10 за 2012 год, стран-доноров прямых иностранных инвестиций.
Рисунок 1-Страны доноры ПИИ
Исходя из представленной диаграммы, можно сказать, что Российская Федерация и Соединенное Королевство в большей степени инвестрируют средства в экономику нашей страны.
На основе материалов Министерства экономики РБ проанализируем данные о привлечении прямых иностранных инвестиций на чистой основе в период 2010-2012 гг.
В 2010 году в РБ поступило прямых иностранных инвестиций на чистой основе на 1350 млн. долл. США. В 2011 году, примерно в три раза больше, на сумму 3974,5 млн. долл. США. В 2012 году мы можем наблюдать снижение поступления прямых иностранных инвестиций. Их сумма составила 1376,5 млн. долларов США [5].
Все сферы белорусской экономики открыты для инвестиций. Это особо подчеркнул президент Республики Беларусь на Белорусском инвестиционном форуме, который состоялся 17 ноября 2010 года во Франкфурте. Законодательство нашего государства гарантирует защиту инвестиций, свободное распоряжение полученной прибылью и благоприятные условия для инвесторов.
Белорусская экономика сегодня – это подготовленная площадка для масштабного притока иностранных инвестиций.
Для повышения инвестиционной привлекательности, улучшения инвестклимата, создания благоприятных условий для бизнеса в Беларуси уже многое сделано. Эта работа в последние годы ведётся планомерно и целенаправленно, и она даёт результаты. К примеру, затраты на регистрацию бизнеса снижены в 9 раз, требования к величине уставных фондов создаваемых предприятий – в 3,5 раза, затраты на получение лицензий - в 3 раза. В результате сегодня в Беларуси бизнес можно открыть за 5 дней, совершив при этом 5 процедур, что соответствует лучшим показателям стран Европы (например, в Германии эти показатели составляют 15 дней и 9 процедур).