Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:43, контрольная работа
В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП РБ, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.
Существенно упрощена в Беларуси налоговая система и приняты беспрецедентные меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала. Для привлечения инвестиций в стране действуют специальные преференциальные режимы: в шести свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. «Одним окном» для инвестора является созданное Национальное агентство по инвестициям и приватизации, наблюдательный совет которого возглавляет премьер-министр Беларуси.
Работу по либерализации условий ведения бизнеса в республике планируется продолжить, создавая всё более благоприятные условия для развития предпринимательской инициативы и повышения деловой активности населения. А то, что уже сделано, несомненно. Позволило Беларуси быстро прогрессировать в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата и стать ещё более заметным и привлекательным местом для вложения иностранных инвестиций [2].
Активизация инвестиционной деятельности в Республике Беларусь для осуществления структурных преобразований в экономике влечёт за собой более широкое использование кредита как источника финансирования.
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.
В условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.
В Беларуси идет либерализация, снижаются налоги, тем не менее, новые экономические условия требуют более радикальных решений для привлечения иностранного капитала. В Республике Беларусь не хватает новых форм сотрудничества государства и бизнеса. В частности, в случае нежелания отдавать предприятие иностранному инвестору возможным представляется передача управления данным предприятием частному бизнесу. Сегодня рынок требует более быстрой реакции на его изменения.
Инвестиции необходимы многим странам, однако получает их та страна, экономика которой выглядит не только надежнее, но и современнее. Кроме того, для привлечения иностранных инвестиций в Беларуси следует создать новые отрасли и направления в экономике. К примеру, европейские инвесторы проявляют реальный интерес к Беларуси, рассматривая ее в качестве привлекательного рынка для возобновляемых источников энергии. Создание новых направлений в экономике необходимо осуществить в течение ближайших 3-4 лет. И это должны быть такие направления, которые не потребуют значительных материальных ресурсов, а в основном будут строиться на человеческом потенциале (био-, нанотехнологии и другие).
Также за счет привлечения иностранных инвесторов возможно ускорить развитие добывающих отраслей. В этом контексте актуальной выглядит задача ускорения развития добывающих отраслей с глубокой переработкой, в том числе новых, на базе имеющихся в Беларуси ресурсов (лес, бурый уголь, железо, редкоземельные металлы, доломиты и др.). При этом следует учитывать, что разработка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых на имеющемся оборудовании во многом остается неоправданной экономически. Однако привлечение иностранных инвесторов, располагающих новейшими технологиями, в том числе на правах концессии, в современных условиях может оказаться вполне оправданным с позиций как выпуска новых видов исходного сырья для конкурентоспособных отраслей,
так и экономической безопасности страны в области энергетики, фармакологии, строительства, машиностроения.
Существенно увеличить приток иностранного капитала в экономику республики также может развитие конкуренции между областями и городами
Беларуси за инвестиции.
При рассмотрении конкретных инвестиционных предложений инвесторы все чаще обращают внимание на инвестиционную привлекательность региона, к которому предприятие принадлежит, и отдельных отраслей экономики этого региона. Особенно характерным это явление стало в последние годы, когда в связи с кризисом инвестиционные риски значительно возросли, и конкуренция за инвестора ожесточается.
На данном этапе у иностранных инвесторов нет реального инструмента
оценки инвестиционной привлекательности отдельных регионов Республики
Беларусь. В условиях дефицита финансовых ресурсов и увеличения потребности в осуществлении капиталовложений в развитие хозяйственного комплекса различных регионов республики растет конкуренция между отдельными белорусскими регионами в сфере привлечения инвестиций. От региональных властей это требует дополнительных шагов по наращиванию конкурентных преимуществ и повышению открытости областей и городов республики.
Иностранные инвесторы при принятии решений о начале работы в отдельном регионе требуют комплексной и всесторонней информации относительно инвестиционного потенциала и степени его реализации в регионе, уровня и характера региональных инвестиционных рисков. Обычно отсутствие даже отдельной части необходимых данных приводит к потерям потенциальным инвестором времени и финансовых ресурсов, следствием чего может быть не только отсрочка реализации отдельных инвестиционных проектов, но и отказ от работы в регионе.
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:
- гарантий Правительства Республики Беларусь;
- централизованных
Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, использованием средств централизованных инвестиционных ресурсов, участием государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения должны быть приняты на основе государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:
- актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
- финансовое состояние организации-инвестора;
- техническая, технологическая,
финансовая возможность и
- обоснованность инвестиционных
затрат по инвестиционному
- научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
- конкурентоспособность
производимой продукции (работ, услуг)
и перспективность рынков
- сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.
Мировой финансовый кризис требует новых путей. Многие иностранные инвесторы, признавая бурный рост экономики Беларуси в докризисный период, говорят сегодня о шаткости этого процесса. Одна из причин – слабая интеграция в мировые экономические структуры. В политике Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций необходимо сделать акцент на стимулирование создания филиалов транснациональных корпораций в форме новых предприятий на конкурентной основе. Это позволит интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию, Кроме того, приход ТНК в каждую отрасль на конкурентной основе поможет
избежать злоупотреблений монопольным положением. Развитие связей между транснациональными корпорациями и предприятиями Республики Беларусь является одним из самых быстрых и эффективных способов модернизации местных предприятий, передачи знаний, технологии и навыков, улучшения деловой и управленческой практики и содействия доступа к финансам и рынкам. Прочные связи могут повысить эффективности, производительность, а также технологические и управленческие способности местных фирм. Основная цель большинства программ установления связей (а именно обратных) заключается в том, чтобы расширить возможности местных предприятий для поставки транснациональными корпорациями ресурсов, которые были бы импортируемыми. Программы установления связей могут быть разработаны вследствие низких уровней местных мощностей (например, невозможность своевременно производить товары или услуги соответствующего качества), когда ТНК не располагают доступной информацией о местных поставщиках или имеет место недостаток интернационализации местных предприятий. Надлежащим образом разработанные программы установления связей могут привести к развитию динамичного, конкурентоспособного и устойчивого сектора средних и малых предприятий, тогда как ТНК смогут получить доступ к местной квалифицированной рабочей силе и рынкам.
Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
– освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
– освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
– безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
– свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
– свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
– сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.
Таким образом, Беларусь предлагает потенциальным инвесторам следующие основные преимущества:
- Выгодное географическое расположение в центре Европы;
- Политическая и социальная стабильность;
- Квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы;
- Высокий научно-технический и промышленный потенциал;
- Емкий внутренний рынок;
-Законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса;
- Предсказуемость обменных курсов в стране;
- Наличие таможенных и налоговых льгот для иностранных инвесторов;
-Существует развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний.