Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 13:54, курсовая работа
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Для осуществления инвестиционной деятельности необходимо анализировать различные направления для вложения капитала и обосновывать принятие решений при разработке и реализации инвестиционных программ и проектов, управлять процессом формирования портфельных инвестиций (предприятий, фирм, банков). Данная тема является актуальной и очень важной, так как от успешного привлечения инвестиций зависит развитие экономики страны в целом.
Введение 3
1 Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятий 4
1.1 Экономическая сущность и значение инвестиций.
Классификация инвестиций 4
1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности 6
1.3 Инвестиционная политика предприятия 7
1.4 Инвестиционный климат России 11
2 Проблемы привлечения инвестиций и перспективы развития 13
Заключение 21
Библиографический список 22
а) определение стратегической цели предприятия;
б) прогноз конъюнктуры рынка и определение приоритетов инвестиций;
в) анализ экономических результатов и инвестиционной деятельности предприятия;
г) планирование инвестиционной деятельности;
д) выбор между инвестиционными программами;
е) обеспечение ресурсами инвестиционной деятельности.
В настоящее время на развитие предприятий и формирование их инвестиционной политики влияют:
а) динамика спроса и предложения на рынке продукции, производимой организацией, качество и цена этой продукции;
б) особенности общей стратегии организации;
в) финансово-экономическое положение организации, в частности соотношение собственных и заемных средств;
г) технический уровень производства в организации;
д) финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;
е) возможность получения государственной поддержки;
ж) норма прибыли от реализации инвестиционных проектов с участием организации;
з) условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:
а) на первом этапе определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития;
б) на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия;
в) на третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации.
1.4 Инвестиционный климат России
Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности.
Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.
В 2010 году улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России, и за 2 прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снизили стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняли законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за
иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, добились увеличения объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое.
Только за счёт реализации мер 2010-2011 годов, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.
В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).
По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.
По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.
В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.
Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г.
2 Проблемы привлечения инвестиций и перспективы развития
Россия на сегодняшний день, по данным регулярных международных обзоров и рейтингов, например Всемирного Банка, находится в группе стран с непривлекательным инвестиционным климатом. Мы не только проигрываем по параметрам, характеризующим инвестиционную привлекательность, развитым государствам, но и значительно уступаем на мировом рынке прямых инвестиций своим ближайшим конкурентам из группы развивающихся стран — Китаю, Индии и Бразилии.
России необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны.
Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.
При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех.
В 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций. РФПИ создан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году – 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов. В настоящее время сформирована профессиональная инвестиционная команда фонда, включающая российских и иностранных специалистов со значительным успешным опытом осуществления инвестиций.
Для подготовки предложений по улучшению инвестиционного климата сформированы 9 постоянно действующих рабочих групп по ключевым направлениям, определяемым ежегодно. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имидж России, развитии Дальнего Востока и Сибири.[12]
Сейчас мы рассмотрим структуру поступления иностранных инвестиций в экономику России по типам.
Таблица 1- Структура поступления иностранных инвестиций
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Иностранные инвестиции |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
||||
Прямые инвестиции: |
26,0 |
19,4 |
12,1 |
9,7 |
Из них: |
||||
Взносы в капитал |
15,3 |
9,8 |
6,7 |
4,8 |
Кредиты, полученные от совладельцев организаций |
9,4 |
7,8 |
4,1 |
3,9 |
Прочие ПИ |
1,3 |
1,8 |
1,3 |
0,9 |
Портфельные инвестиции |
1,4 |
1,1 |
0,9 |
0,4 |
Из них: |
||||
Акции и паи |
1,1 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
Долговые ц.б. |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,1 |
Окончание таблицы 1
Прочие инвестиции |
72,6 |
79,5 |
87,0 |
89,9 |
Из них: |
||||
Торговые кредиты |
15,6 |
17,0 |
15,3 |
14,6 |
Прочие кредиты |
55,8 |
62,0 |
69,0 |
73,4 |
прочее |
1,2 |
0,5 |
2,7 |
1,9 |
[13]
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что по сравнению с 2008-2010 годами, в 2011 году наблюдается спад поступлений прямых иностранных и портфельных инвестиций, но также заметен рост привлечения прочих инвестиций.
Инвесторы, уже работающие в России, гораздо более оптимистично оценивают состояние делового климата по сравнению с теми, кто пока только присматривается к нашей стране. Проблемы есть всегда - у любых инвесторов и во всех странах. Вопрос в том, каков их масштаб и насколько быстро государство справляется с их решением. План по улучшению инвестклимата уже реализуется. Конечно, большинство мер имеют отложенный эффект, но некоторые действия уже привели к конкретным позитивным результатам. Приняты изменения в законодательство по миграционной политике, упрощены процедуры таможенного администрирования, облегчены процедуры согласования при запуске строительных проектов, многое сделано в плане налоговой политики. Частично позитивный эффект от принятых новаций бизнес ощущает на практике уже сейчас, частично - ощутит позже, когда будут приняты соответствующие подзаконные нормативные акты.[4]
В 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов.
Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67 проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального уровня.
Среди проблем были выделены:
а) административные барьеры (длительные сроки и высокие затраты при реализации инвестиционных проектов) – 23%;
б) дискриминация иностранных компаний – 19%;
в) превышение полномочий государственных органов – 12%;
г) таможенное законодательство и защита прав собственности – 18%;
д) несовершенство российского законодательства – 3%. И другие.
Принимаемых на федеральном уровне мер по улучшению инвестиционного климата недостаточно. Успешная реализация инвестиционного проекта, в первую очередь, зависит от эффективности действий местных администраций. Необходима заинтересованность региональных властей в привлечении инвесторов, так как в условиях конкуренции за ограниченный инвестиционный ресурс это инструмент создания новых рабочих мест, расширения доходной базы региональных и местных бюджетов, и в конечном итоге повышения качества жизни.
Есть планы поощрять дополнительным финансированием регионы, активные в привлечении инвестиций, в том числе и потому, что запуск новых проектов, возможно, предполагает и расходы регионального бюджета, возникновение дефицита на определенном этапе. Менее активные регионы, напротив, будут побуждаться к привлечению инвестиций разными методами вплоть до наказания безынициативных чиновников. Речь идет и об иностранных инвестициях, и о создании благоприятных условий для бизнеса. Поэтому в качестве критерия выделяют и объем прямых привлеченных инвестиций, и количество рабочих мест.
В правительстве намерены ежегодно составлять публичный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: сколько создано рабочих мест, запущено новых производств, привлечено инвестиций. Эти объективные цифры должны стать одним из ключевых критериев оценки деятельности губернаторов. Причем такие же критерии оценки, возможно, будут введены и на муниципальном уровне. Инфраструктурные ограничения были одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране. [4] Как показывает практика последних лет, для привлечения долгосрочных реальных инвестиций в российскую экономику доля государства в совместных с частным бизнесом проектах должна составлять около 30-50%. Бюджету или специальным государственным фондам для создания базы Государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях модернизации и реиндустриализации в текущих условиях необходимо получение дополнительных источников фондирования на десятки триллионов рублей. Источниками доходов могут выступать средства как привлеченные, так и полученные за счет изменения структуры доходной части бюджета. Увеличение налогов для накопления инвестиционного потенциала может рассматриваться лишь как "точечная" мера, такие действия могут быть связаны только с перераспределением налоговой нагрузки.