Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:12, реферат
Кроме того, при анализе доходности портфеля зарубежных инвестиций затруднительно отделить составляющую его качества, обусловленную удачей, от составляющей, обусловленной его умелым управлением. Необходимо отметить и то, что инвестиции за рубежом обычно связаны с дополнительными трансакционными издержками, включающими более высокое комиссионное вознаграждение посредникам на зарубежных инвестиционных рынках, плату за оформление инвестиционных сделок и плату управляющим зарубежными инвестициями.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности…………4
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций…………………………8
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: региональный аспект. Итоги 2013 года ……………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………...23
Литература…………………………………………………
Действуя в условиях несовершенных рынков, фирма должна обладать преимуществами по сравнению с местными фирмами в принимающей стране. Путем организации зарубежной деятельности в форме ПИИ инвестирующая фирма стремится к удержанию и расширению своих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможность наиболее эффективно использовать эти преимущества и не "делиться" ими с местными фирмами.
Контроль, осуществляемый иностранным инвестором, это не только желание осторожного, благоразумного использования активов, а стратегический шаг с целью устранения конкуренции между инвестирующим предприятием и предприятиями в принимающей стране. Говоря другими словами, контроль необходим для того, чтобы полностью извлекать экономическую ренту из определенных умений, навыков и возможностей, т.е. преимуществ, которыми владеет инвестирующее предприятие.
Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом Редингского университета Дж. Даннингом. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:
1. Природа и набор
специфических преимуществ
Каждая фирма обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.
О-преимущества характеризуются:
величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;
менеджментом и умением лидировать;
продуктовыми ноу-хау;
производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;
уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);
уровнем имиджа торговых марок;
системой организации бизнеса и маркетинга.
2. Природа и набор
местных факторов и рынков, предлагаемых
отдельными странами
географическое распределение ресурсов и рынков;
конкуренцию цен на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;
политическую стабильность, баланс власти;
политический либерализм - низкие тарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для осуществления ПИИ, благоприятный инвестиционный климат;
стабильную правовую систему;
развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые отношения;
долгосрочный рыночный потенциал (возможность экономии на масштабе).
3. Степень, до которой
компании могут
интерес покупателей к природе и стоимости продаваемых продуктов и технологий непостоянен; рынок не допускает ценовую дискриминацию; продавцу необходимо защитить качество продукции.
I-преимущества позволяют:
снижать издержки, связанные с исследованием рынка, переговорами и мониторингом;
добиваться экономии на масштабе деятельности;
компенсировать плохую перспективу развития рынка;
преодолевать или использовать государственные "барьеры" в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации;
контролировать поставщиков и условия приобретения используемых ресурсов (включая технологии);
контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут использоваться конкурентами);
использовать возможность субсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы прибыль облагалась налогом в тех странах, где он меньше.
Совокупность OLI-преимуществ содержит в себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.
Необходимо изучать и развивать ключевые составляющие L-преимуществ для обеспечения возможности систематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшения конкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования L-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах, где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также в виде эффективного экономического управления, надежной законодательной базы и хорошей перспективы поддержания экономического роста и развития.
Глава 2 .Прямые иностранные инвестиции в России: региональный аспект. Итоги 2013 года
В 2013 году был зафиксирован рост объема ПИИ, поступающих в российскую экономику: по сравнению с предыдущим годом приток ПИИ вырос почти на 40%. При этом значительная часть этого притока (около 41,35%) поступает из офшорных юрисдикций. Это говорит о том, что в России по-прежнему наблюдается «круговорот капитала» (round-tripping) и говорить о реальной деофшоризации национальной экономики пока преждевременно. Региональное распределение ПИИ претерпело в 2013 году некоторые изменения, однако в лидерах рэнкинга по-прежнему территории трех типов: «сырьевые» регионы (Сахалинская область, Ненецкий АО и Ямало- Ненецкий АО) «столичные» регионы (Москва, Санкт-Петербург) и «регионы с благоприятным инвестиционным климатом» (Калужская область и др.).
В отличие от спекулятивных фондов, прямые иностранные инвесторы рассчитывают не на доходность, возникающую при торговле на фондовом рынке, а на возможность получения дохода от участии в управлении и развитии реального бизнеса. Соответственно, прямые инвесторы ориентируются прежде всего не на краткосрочные социально-политические и макроэкономические явления и события, а на ключевые характеристики национальных экономик, формирующие в совокупности внутренний инвестиционный климат страны. В России эти характеристики варьируются внутри страны, поэтому исследовать инвестиционный климат необходимо именно на региональном уровне, что и будет сделано в рамках данного аналитического обзора.
Объем поступлений иностранных инвестиций в экономику России неуклонно возрастает, начиная с 2010 года. При этом доля прямых инвестиций в 2013 году достигла максимального значения за рассматриваемый период и составила 15,35%. Ежегодные объемы поступления иностранных инвестиций, и их структура по типам представлена в таблице:
2010 |
2011 |
2012 |
2012 | ||
Иностранные инвестиции – общий объем |
114 746 |
190 643 |
154 570 |
170 180 | |
Доля прямых инвестиций |
12,04% |
9,66% |
12,08% |
15,35% | |
Доля портфельных инвестиций |
0,94% |
0,42% |
1,17% |
0,64% | |
Доля прочих инвестиций |
87,03% |
89,92% |
86,75% |
84,01% |
Наряду с ростом фактических объемов ПИИ в 2010-2013 годах также отмечалось улучшение позиций России в одном из ведущих международных исследований, посвященных ПИИ – индексе доверия прямых иностранных инвестиций A.T. Kearney.1 Если в 2010 году Россия занимала только 18 место, то по итогам 2013 года вплотную приблизилась к десятке лидеров,международных компаний к прямым инвестициям в российскую экономику. заняв 11 место. Продвижение России в данном рэнкинге свидетельствует о росте интереса
Статистика по притоку ПИИ в Россию внешне выглядит достаточно благоприятной, однако относиться к этим цифрам следует с известной долей осторожности. Значительная доля поступающих в Россию ПИИ возникает в результате так называемого «круговорота капитала» (round-tripping) – явления, при котором поступающие в страну инвестиции возникают в результате возвращения капитала, ранее выведенного в офшорные юрисдикции. Практически все ПИИ, поступающие из Кипра или Британских Виргинских островов, имеют российское происхождение, что подтверждается, в частности, тем, что указанные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Несмотря на то, что в течение 2013 года о необходимости деофшоризации неоднократно говорилось на самом высоком уровне, конкретных результатов в этом направлении добиться пока не удалось, о чем прямо было сказано в Послании Президента Федеральному Собранию, озвученном в декабре 2013 года.2 Вложения из офшорных зон по-прежнему составляют значительную долю в общем притоке иностранных инвестиций, и рассматривать данные по ПИИ нужно обязательно с учетом этой особенности.
Еще одной проблемой, связанной с ПИИ, является неоднородность их распределения между регионами России. Показатель притока ПИИ может быть использован в качестве индикатора эффективности региональной инвестиционной политики, однако его практическое использование осложняется тем, что в него включаются офшорные ПИИ, возникновение которых не связано с созданием благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. Напротив, широкое распространение офшорных схем может быть следствием неудовлетворительных условий ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах для минимизации налогов, защиты бизнеса или с иными целями. Объем ПИИ может выступить в роли индикатора инвестиционной привлекательности регионов только в случае исключения из общего притока ПИИ вложений, осуществляемых из офшорных зон.
Привлечение ПИИ является одной из наиболее актуальных задач экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. В декабре 2013 года под эгидой Министерства регионального развития Российской Федерации создано национальное инвестиционное агентство «Инвестируйте в Россию», основными целями которого является привлечение иностранных инвесторов и продвижение инвестиционного имиджа России.3 Во многих регионах России также созданы организации, ответственные за работу с иностранными инвесторами. Однако далеко не всем регионам удалось выстроить эффективную системную работу по привлечению иностранных инвестиций. Методика, лежащая в основе данного аналитического обзора, позволяет выделить наиболее успешные с этой точки зрения регионы и оценить основные причины их успеха.
Методика исследования
Целью данного аналитического обзора является изучение реальной картины активности иностранных инвесторов в субъектах Российской Федерации на основе составления рэнкинга регионов России по показателю притока прямых иностранных инвестиций без учета инвестиций из офшорных территорий.
Алгоритм составления рэнкинга включал следующие этапы:
1. С помощью данных Росстата, размещенных на портале Единой межведомственной информационно-статистической системы (http://fedstat.ru), были собраны полные данные по показателю «Поступило прямых инвестиций из-за рубежа» (в январе-декабре 2013 года) для 83 субъектов Российской Федерации.
2. Прямые иностранные инвестиции, поступившие в каждый регион, были изучены в разрезе стран, из которых эти инвестиции были осуществлены. Для каждого региона из общего объема поступивших прямых иностранных инвестиций были исключены инвестиции, осуществленные из стран, входящих в перечень офшорных территорий, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации (в действующей редакции)4, а также инвестиции из Республики Кипр.5
3. Получившийся показатель
4. Дополнительно к основному
показателю рэнкинга были
Основные характеристики притока ПИИ в Россию в 2013 году
Согласно данным Росстата, в 2013 году общий приток ПИИ в Россию вырос почти на 40% до 26,118 млрд. долларов (в 2012 году этот показатель составлял 18,666 млрд. долларов), при этом доля инвестиций офшорного происхождения составила около 41,35% (в 2012 году эта доля была чуть меньше – 40,59%). Как и в 2012 году, лидером среди офшорных юрисдикций, осуществляющих ПИИ в российскую экономику, стал Кипр (на долю инвесторов из этой страны более 89% от всего объема офшорных инвестиций). При этом с формальной точки зрения с 1 января 2013 года инвестиции из Кипра не могут считаться офшорными: начиная с этой даты островная республика была исключена из перечня офшорных зон Министерства финансов РФ. На практике российские компании продолжают использовать холдинговые структуры, зарегистрированные на Кипре, в различных оптимизационных схемах, в том числе для осуществления операций прямого инвестирования. Кипрский финансовый кризис, острая фаза которого пришлась на первую половину 2013 года, повысил риски, связанные с использованием этой страны в механизмах оптимизации, но не привел к снижению ПИИ, направленных в 2013 году из Кипра в Россию. Среди других офшорных территорий, вносивших в течение 2013 года вклад в приток ПИИ в Россию, можно отметить Британские Виргинские острова, ОАЭ, Багамские острова, остров Джерси и Сейшельские острова. Как и в 2012 году, вклад офшоров в общий приток ПИИ значительно варьируется для различных регионов России (см. Приложение). В Дагестане, Калмыкии, Тыве и Чукотском АО приток ПИИ в 2013 году на 100% был создан инвесторами, зарегистрированными в офшорных зонах. При этом сразу в восьми субъектах федерации в 2013 году вклад офшорных зон в общий приток ПИИ оказался нулевым, что может свидетельствовать о том, что все прямые инвестиции в этих регионах являются результатом не «круговорота капитала», а реальной заинтересованности иностранных инвесторов.
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции в России: региональный аспект. Итоги 2013 года