Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение региональной инвестиционной стратегии на примере Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
обозначить понятие инвестиционной стратегии, изучить процесс ее создания и реализации;
ознакомиться с процессом создания региональной инвестиционной стратегии, методикой оценки привлекательности того или иного региона;
на примере стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года рассмотреть региональную инвестиционную стратегию, ее цели, задачи и направления.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы инвестиционной стратегии
1.1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии
1.2 Состав и виды инвестиционных стратегий
1.3 Разработка инвестиционной стратегии
2 Региональная инвестиционная стратегия
2.1 Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона
2.3 Разработка региональной инвестиционной стратегии
3 Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года
3.1 Краткая характеристика Свердловской области
3.2 Основные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области
3.3 Приоритетные направления развития Cвердловской области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инвестиц.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Переход страны к устойчивому  развитию невозможен без обеспечения  устойчивого развития всех её регионов. В настоящее время нельзя представить  поступательного развития региона  без чётко определённой, осмысленной  и адаптированной к региональным условиям стратегии.

Инвестиционная стратегия  является одним из ключевых элементов  формирования инвестиционной политики региона.

На первом этапе, используя  результаты экономического анализа  и оценки развития экономики региона, необходимо провести выбор типа базовой  стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики, которым  будет соответствовать определённая инвестиционная политика в регионе.

На втором этапе формирования инвестиционной политики определяются ключевые задачи, составляющие сущность её построения. Они заключаются в:

  1. разработке концепции развития хозяйства региона, на основе которой станет возможным вывить и обосновать круг приоритетных объектов для инвестирования в регионе.
  2. формировании основных направлений инвестиционной политики, в частности, поиск, формирование и концентрацию средств, включая полученные из различных источников финансирования.

Инвестиционная стратегия  региона содержит следующие составляющие:

  • стратегию развития региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития и структурной политики;
  • основные направления инвестиционной политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются предложения по активизации инвестиционной деятельности в регионе (создание благоприятного инвестиционного климата, формирование механизмов для роста объёмов финансирования, подготовка экономики региона к эффективному использованию инвестиций, направление инвестиций на реализацию концепции развития экономики региона).

Одним из важнейших этапов инвестиционной стратегии является обеспечение эффективной отдачи от вложенных средств. Эффективность  инвестиционных проектов в случае, если инвестиционная деятельность связана  с инновациями в различных  сферах экономики; в проведении НИОКР  с целью создания научного задела в различных отраслях науки и  техники, в разработке новых технологий и их внедрении, в развитии сферы  услуг и поддержании высокого уровня качества жизни населения.

Инвестиционная стратегия  региона, в конечном счёте, должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.

2.2 Оценка инвестиционной  привлекательности региона

Под региональным инвестиционным климатом обычно понимают систему социально-экономических  отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных  процессов на макро-, микро- и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций.

В современной отечественной  экономической науке выделяются три наиболее характерных подхода  к оценке инвестиционной привлекательности  региона.

  1. Суженный подход базируется на оценке динамики валового регионального продукта, объёмов производства, развития инвестиционных и региональных рынков, в т.ч. фондового. Этот метод является упрощённым, но универсальным. Однако его справедливо критикуют за игнорирование объективных связей фактора инвестиций с другими (например, ресурсными) факторами региона.
  2. Факторный подход основывается на наборе следующих основных факторов:

1. факторы и ресурсы,  характеризующий экономический  потенциал региона. Под таким  потенциалом понимается совокупная  способность экономики региона,  его предприятий, хозяйств, осуществлять  производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, пользующиеся  спросом на внутреннем и мировом  рынках, удовлетворять запросы населения  региона, общественные потребности.

2. зрелость рыночной среды  в регионе как фактор инвестиционной  привлекательности. Показатели:

  • развитость конкурентной среды предпринимательства, о чём могут свидетельствовать наличие (отсутствие) в регионе эффективной поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов и т.д.;
  • воздействие приватизации на инвестиционную активность региона (использование выручки от продажи приватизационных объектов для целей инвестирования);
  • развитость в регионе всех форм инфраструктуры;
  • степень инфляции и её влияние на инвестиционную деятельность.

3. периодические факторы,  т.е. доверие населения к региональной  власти, состояние политической  стабильности в регионе;

4. социальные и социокультурные факторы, т.е. уровень жизни населения региона, влияние миграции на инвестиционный процесс, условия работы для иностранных специалистов;

5. организационно-правовые  формы, т.е. отношение региональных  властей к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства органами  исполнительной власти региона,  правовая культура предпринимателей, информационное обеспечение в  регионе, доступность информации  и т.д.;

6. финансовые факторы,  т.е. состояние доходной части  бюджета, уровень банковского  процента, доля убыточных предприятий  в регионе и т.д.

К достоинствам факторного подхода оценки инвестиционного  климата (привлекательности) региона  относятся возможность обеспечения  максимально эффективного использования  всех источников инвестиций, связь  инвестиционного климата региона  с условиями деятельности инвестора.

  1. Третий подход представляет собой учёт рисков инвестирования капитала в регион. Так как оценка инвестиционной привлекательности региона – процесс сложный, требующий экспертных разработок, то методики, проводимые с использованием одного-двух факторов, не могут дать объективной картины. Поэтому при обосновании инвестиций как направления формирования конкурентоспособности региона необходимо учитывать следующие имеющие методологическое значение аспекты:

1. инвестиционный климат  региона рассматривается с позиции  некого “стратегического” инвестора,  стремящегося к ускоренному максимальному  получению прибыли (дохода) на  вложенный капитал. При этом  не учитывается, что, как и  инвестиции, капитал бывает разным  – промышленным, торговым, ссудным,  акционерным и другим, а цели  инвесторов зачастую не совпадают.

2. существует необходимость  в инновационной “наполненности” привлекаемых в регион инвестиций. Это особенно актуально для привлечения инвестиций в сферу венчурного предпринимательства.

3. инвестирование должно  быть связано с социальной  динамикой, т.е. обеспечением занятости,  повышением жизненного уровня  населения региона, ростом квалификации  работником во всех сферах  региональной экономической деятельности.

4. инвестиционный климат  не должен нарушать комплексные  свойства экономической устойчивости  региона.

5. интересы инвестируемых  и инвесторов требуют комплексной  оценки благоприятности инвестиционного  климата и эффективности использования  привлекаемых инвестиций.

Наиболее приемлемым считается  рисковый подход к оценке инвестиционного  климата региона. Авторы рисковой методологии  предлагают два её варианта.

Вариант первый. Основу концепции  составляет оценка уровня инвестиционных рисков с позиции развития региональной общественной системы в целом. Авторы учитывали факторы характеризующие  материальную базу региона, но главный  акцент они сделали на социально-политической обстановке в регионе, на человеческом капитале.

Вариант второй. Достоинство  этой методики – оценка инвестиционной привлекательности региона и  регионального инвестиционного  риска осуществляется индивидуально  для каждого из 83 регионов России. Инвестиционный климат – комплексная  система, состоящая из двух подсистем: инвестиционного потенциала и инвестиционного  риска.

Факторы объединяют в несколько  групп, которые характеризуют инвестиционный потенциал региона – ресурсный, производственный, потребительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный, финансовый. Применительно к региону выделяют следующие виды рисков: политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый, законодательный.

В России достаточно высокая  мобильность инвестиционных ресурсов, т.е. невозможно в течение длительного  времени выявить стабильность инвестиций в одни и те же регионы, что объясняется, крайней несбалансированностью  регионов по риску.

Инвестиционный риск должен непременно рассчитываться по регионам. Существует несколько методов расчёта уровня рисков:

  1. Метод основных эквивалентов представляет собой корректировку ожидаемого потока инвестиций путём введения понижающих коэффициентов для каждого периода инвестирования. В результате ожидаемые инвестиции приводятся к величине инвестиций, которые практически не вызывают рисковых опасений. Этот метод рассчитан на такие инвестиции, которые не предполагают наращивание величины риска. Однако необходимо исчислять коэффициенты достоверности по каждому виду инвестиций, каждому периоду их осуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод оценивает риск в целом, что не позволяет выявить риск по ключевым позициям.
  2. Метод анализа чувствительности критериев эффективности инвестиций позволяет выявить влияние отдельных параметров на эффективность инвестиций, направления определения риска инвестиций в регионе. Суть этого метода в том, что в виде математического уравнения или неравенства задаётся взаимосвязь между исходными данными и результатом определённого вида инвестиций. Затем определяются наиболее вероятностные значения исходных показателей инвестиций и возможные диапазоны их изменений. Наконец, проводится изменение значений исходных показателей инвестиций в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирования. Однако данный метод не позволяет получить вероятностные оценки возможных отклонений при исследовании результирующих показателей. Этот метод достаточно далёк от реальной оценки рисков инвестиций региона, хотя и обеспечивает многофакторное изучение этих рисков.
  3. Метод сценариев позволяет достаточно наглядно определить результаты инвестиций при определённых условиях, складывающихся в данный период в региональном хозяйствовании. Этот метод позволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях при осуществлении инвестиций, об изменениях критериев привлечения инвестиций в регион.

При определении рисков инвестиций особо важно выявить риски  инвестора и риски региона. Применительно  к конкурентоспособности более  значимы риски самого региона  в связи с привлечением инвестиций. В регионе возможно управление рисками  инвестиций, но это управление ограниченно  и определяется достоверностью расчётов самих рисков. Управление каждым видом  рисков инвестиций может происходить  с использованием его собственных  способов.

В настоящее время начинает внедряться кэптивное (подконтрольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании компании-учредителя и обеспечивает защиту её интересов. Крупные российские корпорации уже имеют такие страховые компании, однако в регионах их нет. Развитие кэптивного страхования – действительный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя их создание требует определённой перестройки финансовых потоков региона. Выполняя перестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управление инвестиционными рисками региона. При этом особое значение будут иметь рейтинг региона, его устойчивость, потенциальные возможности. Создание филиалов привлечёт не только отечественных, но и иностранных инвесторов. Если иностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то и страховые компании этой страны оказываются заинтересованными в работе данного региона, могут страховать инвестиционные риски региона.

Для иностранных инвесторов положительными являются следующие  позиции отечественного хозяйствования: большие масштабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неограниченные сырьевые возможности  страны, возможность получить большую  прибыль на инвестиции. Однако социально-политическая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления, неразвитость инфраструктуры снижают привлекательность  регионов России для инвестиций.

2.3 Разработка  региональной инвестиционной стратегии

Формирование рыночных отношений  обусловило необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной  базы регионов. Однако экономическая  самостоятельность, которой обладают эти субъекты, затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах.

Стратегия регионального  развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать  их деятельность в той ее части, которая  касается развития региона. Задача стратегии  обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые  возможности для реализации их интересов  и целей. Для этого стратегия  должна ответить на вопрос о том, в  чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции  региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

Информация о работе Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области