Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение региональной инвестиционной стратегии на примере Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
обозначить понятие инвестиционной стратегии, изучить процесс ее создания и реализации;
ознакомиться с процессом создания региональной инвестиционной стратегии, методикой оценки привлекательности того или иного региона;
на примере стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года рассмотреть региональную инвестиционную стратегию, ее цели, задачи и направления.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы инвестиционной стратегии
1.1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии
1.2 Состав и виды инвестиционных стратегий
1.3 Разработка инвестиционной стратегии
2 Региональная инвестиционная стратегия
2.1 Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона
2.3 Разработка региональной инвестиционной стратегии
3 Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года
3.1 Краткая характеристика Свердловской области
3.2 Основные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области
3.3 Приоритетные направления развития Cвердловской области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инвестиц.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Разработка стратегии  развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится  тем, насколько полноценно в эту  работу удастся вовлечь тех, кто  объективно заинтересован в ее результатах  и способен внести реальный вклад  в общую работу. Среди таких  субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной  власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных  переговоров и взаимодействий. Часть  из них вполне может быть переориентирована  на конструктивное обсуждение приоритетов  и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что  она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих  ориентиров, т.е. выступает как организатор.

Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального  развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных  с разными горизонтами и направлениями  развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая  профессионального анализа и  необходимая для превращения  стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия  в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему  действий, оставляют у людей впечатление  пустоты или создают впечатление  лукавства и политического манипулирования.

Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит  от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой  степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые  требования. Сегодня не столь важны  ресурсы, которыми обладает регион, сколь  важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ  на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать  и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность  оказывать влияние на предприятия  исключительно через создание привлекательного бизнес - климата на своей территории.

Правительство России впервые  за годы реформ объявило о стратегии  развития на длительную перспективу. При  этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая  региональные администрации и местный  бизнес. Обеспечить конкурентоспособность  можно только определенными и  целенаправленными действиями, способствующими  повышению конкурентоспособности  регионального бизнеса, посредством  создания привлекательных условий  для его развития.

Таким образом, регионы имеют  потребность в разработке стратегии  развития, направленной на повышение  конкурентоспособности. Практически  все российские регионы сегодня  имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних  консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный  документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные  перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для  того, чтобы обосновать возможность  получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных  документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

В отличие от развитых стран  не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления.

Разработки стратегии  региона состоит из трех основных задач:

  1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).
  2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес - климата.
  3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

Данный подход имеет следующие  преимущества:

  • Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона.
  • Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием
  • Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС.
  • Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.
  • Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров.
  • Создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.
  • Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

Стратегическая платформа  включает пирамиду из трех базовых  элементов:

  • конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС),
  • привлекательный бизнес-климат;
  • эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение  благосостояния населения и обеспечение  прироста регионального капитала. В  процессе разработки стратегии анализируется  состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение  будущего состояния (определяется будущая  платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия  региона), состояние бизнес – климата  и эффективность администрации.

Каждый российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к  стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор которых производится на основе следующих критериев:

  • существующий или потенциальный объем продаж;
  • количество и потенциал создания рабочих мест;
  • потребление ресурсов региона;
  • влияние на вспомогательные или связанные отрасли;
  • поддержка социальной инфраструктуры.

В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает:

  • Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).
  • Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.
  • Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.
  • Анализ состояния и качества спроса.
  • Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

По результатам анализа  бизнес - климата определяется видение  будущего бизнес - климата, а также  разрабатываются рекомендации по его  совершенствованию. Повышение эффективности  региональной администрации включает следующие задачи:

  1. Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).
  2. Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.
  3. Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.
  4. Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая  будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные  показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности  происходящих изменений.

3 Стратегия социально-экономического  развития Свердловской области  до 2020 года

3.1 Краткая характеристика  Свердловской области

Кемеровская область относится  к числу наиболее развитых регионов Сибири,

имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ве-

дущим сектором экономики области. Именно она вместе с энергетикой вносит наи-

больший вклад в ВРП  – 49,8%, что гораздо выше аналогичного показателя в среднем по

СФО и по РФ. При этом область  в национальном и международном  разделении труда

специализируется на производстве сырья и продукции его первичной  переработки.

В отраслевой структуре экономики  региона преобладают отрасли  традиционной

индустрии, развернутые преимущественно  к середине XX -го века: черная металлургия,

угольная промышленность, химия.

Сегодня регион добывает 56% российского угля, в том числе 76% – коксующегося.

Доля Кемеровской области  в общероссийском производстве стали  сегодня составля-

ет 14%, проката черных металлов – 14%, ферросилиция – 53%, железнодорожных ма-

гистральных рельсов – 80%, трамвайных рельсов – 100%.

Регион в полной мере воспользовался ростом цен на природные ресурсы  в мире и

подъемом экономики России последних 7–10 лет. Это выразилось в  росте цен на про-

дукцию предприятий Кемеровской области и повышении спроса на нее как на внутрен-

нем, так и на мировом рынках. Экономика области четко среагировала на благоприят-

ную рыночную конъюнктуру.

Свердловская область  входит в число самых развитых российских регионов и является одной  из наиболее благоприятных в Российской Федерации территорий для инвестирования.

Регион демонстрирует  уверенный и стабильный экономический  рост, превышающий средний по России. Традиционными преимуществами для  инвесторов, приходящих в область, являются высокий кадровый и научный потенциал, наличие развитой инновационной  инфраструктуры, наличие долгосрочной стратегии развития, законодательства об инвестиционной деятельности и большого количества инвестиционных проектов.

Стоит отметить, что Свердловская область, несмотря на трудности, связанные  с общей макроэкономической ситуацией, и сегодня представляет собой  динамично развивающийся регион, а свердловские предприятия продолжают реализовывать проекты модернизации и развития.

В стратегических планах Свердловской области сделан акцент на инновационном  обновлении традиционных секторов экономики  и структурной диверсификации экономики  на основе инновационного технологического развития.

Важным элементом благоприятного инвестиционного климата является новая промышленная инфраструктура. Для поддержки деловой активности и создания условий для ведения  бизнеса в регионе, формируются  так называемые Институты развития:

Территории инновационного развития - муниципальные образования  с особым статусом.

Зоны опережающего развития - исторически сложившиеся и естественно-природные  территории, формирующие основной вклад  в развитие экономики региона (одна из таких зон – город Нижний Тагил).

Территориально-производственные кластеры – машиностроительный (на базе предприятий г. Нижний Тагил), химический на базе ОАО «Уралхимпласт» в г. Нижний Тагил, фармацевтический на базе ГК «Медсинтез» в г. Новоуральск, деревообрабатывающий (г. Алапаевск), сельскохозяйственный (Ирбитский и Михайловский районы) и металлургический‏.

Технопарки. Уже сейчас функционирует 3 индустриальных и 7 научно-технологических  технопарков, в разработке находятся  еще 10 технопарков.

Особые экономические  зоны регионального уровня - это  территории, на которых действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности. На данный момент разработаны  проекты двух промышленно-производственных и одной портовой зоны.

Инвестиционный фонд Свердловской области, задачами которого являются бюджетная  поддержка инвестиционной деятельности, финансирование создания инфраструктуры под приоритетные региональные проекты  и предоставление государственных  гарантий инвесторам.

Корпорация развития, которая  будет производить инициацию  и софинансирование инвестиционных проектов, подготовку площадок для инвесторов, а также поддержку венчурных проектов.

Второе важное направление  повышения инвестиционной привлекательности  Свердловской области – развитие транспортно-логистического комплекса Свердловской области. Также планируется модернизация энергетического комплекса региона, усовершенствование банковской системы и дальнейшее развитие инфраструктуры делового сотрудничества.

3.2 Основные цели  и задачи социально-экономического  развития Свердловской области

Миссия Свердловской области  видится в сохранении роли региона  в качестве "локомотива" развития России, преобразовании в социально  ориентированный регион устойчивого  процветания, оптимально встроенный в  мировое разделение труда.

Информация о работе Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области