Роль инвестиций в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли инвестиций в развитии экономики, и в экономике РФ на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды инвестиций;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
рассмотреть инвестиции как фактор социально-экономической стабильности в стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………………....3
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………..………......5
Понятие инвестиций……………………………………………………..…..............5
Виды инвестиций……………………………………………………………..……...7
Роль инвестиций в развитии экономики………………………………..…………10
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ…………………...……………13
Инвестиционный климат, его понятие и оценка………………………..………...13
Текущее состояние инвестиционного климата в РФ…………………..…………17
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...……23
Влияние развития капитальных вложений на экономику России……………….23
Роль и место иностранных инвестиций в экономике России…………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….………………..38

Файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 126.40 Кб (Скачать файл)

     Россия  обладает одним из самых высокообразованных кадровых потенциалов в мире;

     Формальный  сектор НИОКР в России (1,17% ВВП) выигрывает в сравнении с некоторыми странами, например, с Бразилией (0,98%) и Индией (0,85%);

     Российские  компании высказывают меньше жалоб  по сравнению с сопоставимыми  компаниями в Индии и Китае  по поводу: налоговых ставок, процедур лицензирования, выдачи разрешений и  налоговых правил, инфраструктуры;

     В результате осуществления реформ в 2001-2008 гг. упростились административные процедуры лицензирования, регистрации  и налогообложения предприятий.

 
 

 

     
  1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
 
     
    1. Влияние развития капитальных  вложений на экономику  России
 

     Вопрос  об инвестиционном климате в России  в настоящее время выходит  на передний план. От его решения, может  быть, больше, чем от всех других факторов, зависит будущее российской экономики. Для реализации всего комплекса  проблем России необходим экономический  рост - не менее 4-5 %  в год в течение 20 лет. Для этого важен масштабный приток инвестиций, поскольку повышение  загрузки имеющихся мощностей позволит увеличить ВВП не более чем  на 8-12%. Возможности государственных  инвестиций крайне ограничены и к  тому же их эффективность низка. Требуются  частные инвестиции - отечественные  и иностранные. Но для них надо создать благоприятный инвестиционный климат с тем, чтобы Россия могла  конкурировать на международных  рынках капиталов и, что особенно важно, прекратить отток капиталов  из страны14.

     Изучение  финансовых потоков должно осуществляться в увязке с результатами нефинансовых операций. Известно, что валовой  внутренний продукт можно представить  в виде первичных доходов различных  секторов экономики: оплаты труда, валовых  смешанных доходов (к которым  относятся прибыль, предпринимательские  доходы и т.п.), чистых налогов (за вычетом  полученных субсидий) на производство и импорт. Сектора экономики получают также доходы в виде процентов  по банковским кредитам и вкладам, доходы по ценным бумагам и т.п. Кроме  того, происходят безвозмездные (трансфертные) передачи между секторами, увеличивающие (уменьшающие) доходы. Так, сектор государственного управления выплачивает пенсии, пособия. Нефинансовые предприятия, домашние хозяйства  и другие сектора, в свою очередь, платят обязательные налоги и сборы  и т.п. В Результате в каждом секторе  формируется так называемый располагаемый  доход, величина которого зависит не только от конкретных результатов производства, но и от действующей налоговой  системы, денежно-кредитной политики15.

     Располагаемый доход расходуется не в полном объеме на цели конечного потребления. Разница между валовым располагаемым  доходом и расходами на конечное потребление представляет собой  величину валового сбережения. В совокупности с капитальными трансфертами - это  сумма ресурсов капитала. Избыток  или дефицит средств - это соответственно чистое кредитование или чистое заимствование.

     Движение  средств различных секторов экономики  связано между собой, то есть доходы одних являются расходами других, недостаток финансовых ресурсов в одних  секторах компенсируется привлечением ресурсов из других секторов. Таким  образом соблюдается балансовое равенство как по секторам, так  и по операциям. Поэтому сопоставление  непосредственных результатов нефинансовых операций с балансом финансовых операций (как способом их финансирования) в  целом должно давать балансовый результат, то есть ноль.

     Полученные  результаты могут быть положены в  основу разработки макроэкономической и денежно-кредитной политики на предстоящий период. При этом возможны различные подходы к организации  данной работы.

     Один  из подходов заключается в том, что  составляются сценарные условия  финансовых потоков в зависимости  от политики регулирования денежной массы, процентных ставок и прочих элементов  денежно-кредитного рынка. При этом по каждому сектору должны определяться возможные способы финансирования через варианты распределения наличных и безналичных денежных средств  в национальной и иностранной  валюте, кредитов, небанковских займов, прироста международных активов  и т.д.

     Другой  подход ориентирован на формирование сценарных условий по нефинансовым операциям на основе существующей налоговой  системы, политики доходов и т.д. В зависимости от полученных результатов  формулируются основные требования к денежно-кредитной, внешнеэкономической  политике, согласно которым может  быть обеспечен баланс по экономике  в целом за счет соответствия результатов  нефинансовых и финансовых операций.16

     Однако, полученные в ходе исследований результаты нефинансовых и финансовых операций по секторам экономики различаются  между собой. Это расхождение  объясняется тем, что с одной  стороны, формирование финансового  счета базируется на информации, отличной от той, которая лежит в основе построения нефинансовых счетов, с  другой стороны - не до конца решены некоторые методологические проблемы построения счетов.  Кроме того, на данном этапе работы над нефинансовыми  и финансовыми потоками пока еще  недостаточно исследованы вопросы  согласования статистических данных  различных ведомств, поэтому при  анализе результатов нефинансовых операций и их сопоставлении с  финансовыми потоками рассматривались  данные по каждому сектору в отдельности.

     Общей характеристикой экономических  систем, находящихся в переходном состоянии, является распад существовавших ранее способов организации воспроизводственных  процессов. Разрушение системы инвестирования, существующей прежде в рамках централизованно  управляемой экономики, произошло  в относительно сжатые сроки. Процесс  формирования новой системы воспроизводственных  отношений представляет собой, длительный процесс закономерности которого недостаточно осознаны как на теоретическом уровне, так и в области их практической реализации.

     Изучение  процессов формирования инвестиционного  рынка является основой для создания концепции управления рынком, то есть сознательного использования возможностей, предоставленных рынком, для реализации, выдвинутых обществом целей, с помощью  механизмов и инструментов, адекватных сложившейся форме организации  рынка инвестиций.

     Анализ  фактического материала, отражающего  процесс формирования российского  инвестиционного рынка, позволяет  сделать ряд предположений об основных характеристиках формирующейся  в России модели инвестиционного  рынка.

     Во-первых, с самого начала создания российской финансовой системы кредитно-банковские институты имели универсальный  характер, т.е. они обладали возможностями  совмещать кредитно-банковские виды деятельности - всеми операциями на рынке ценных бумаг. Так как по величине активов и объему операций банки существенно превосходят  инвестиционные институты, то они имели  возможность фактически монополизировать наиболее доходные сегменты рынка. 

     Инвестиционные  институты были в большей степени  ориентированы на операции с финансовыми  инструментами, которые находились вне круга кредитно-банковских учреждений (например, на первом этапе формирования фондового рынка - приватизационные чеки, позднее - финансовые инструменты  низкого качества типа билетов, расписок, еще позднее - корпоративные ценные бумаги) либо в силу малой доходности вложений, либо повышенного риска, присущего  таким типам инвестиций. В то же время банковские институты, по мере привлекательности сегмента, увеличивают  свое присутствие в нем.

     Во-вторых, в рамках складывающейся модели банковско-кредитные, финансовые и инвестиционные институты  играют пока незначительную роль в  финансировании инвестиций в реальный сектор. Однако это предположение  не верно по отношения к наиболее крупным предприятиям российской экономики, для которых фондовый рынок и  рынок долгосрочных кредитов уже  стали существенными источниками  инвестиционных ресурсов. Для таких  предприятий уже доступными являются как отечественные, так и иностранные  инвестиции.

     Важные  ограничения на возможности увеличения влияния финансовых институтов на производственные предприятия представлены запретом на перекрестное влияние акциями  в рамках финансово-промышленных групп, а также ограничениями на владение банковскими институтами промышленной собственности. Основная цель такого рода запретов - снижение совокупного риска, которому подвергаются вложения инвесторов, -  не достигается, приводя к обратному  результату.

     В-третьих,  структура корпоративной собственности. Тенденции в ее изменении едва уловимы в силу малодоступности  информации и существования номинальных  владельцев и многозвездной системы  дочерних и зависимых компаний. Динамика изменения структуры корпоративной  собственности менее достоверна и опирается преимущественно  на данные обследований. Тем не менее, можно считать, что сформированная в результате приватизации структура  промышленной собственности не является устойчивой. Основная тенденция ее изменения - это увеличение доли крупных  акционеров за счет сокращения мелких. При этом вероятно отраслевая дифференциация инвесторов на финансовых, ориентированных  на доходов прибыли без участия  в управлении, и нефинансовых, тяготеющим к стратегическим инвестициям.

     В-четвертых, в условиях рынка основные каналы контроля мелких инвесторов над корпорациями заключаются в доступности информации об объекте их инвестиций и наличии  ликвидного рынка инвестиций, который  создает возможность избавиться от своего вложения или заменить его  на более привлекательное.  В условиях развивающегося рынка мелкие инвесторы  и акционеры реально не имеют  механизмов контроля за корпорациями, а взаимоотношения крупных инвесторов с объектом инвестиций находятся  в недостаточно развитом правовом поле, что приводит к индивидуализации каждого конкретного случая и  применения, неэкономических мер  воздействия.

     В-пятых, пространственная локализация инвестиционного  рынка определяется, прежде всего, размещением  институтов-посредников и институтов, аккумулирующих ресурсы. Инвесторы  и потребители инвестиций в общем  случае могут быть территориально разделены, а в наших условиях крупнейшие потребители инвестиций чаще всего  отделены от источников инвестиций. Следовательно, именно уровень инфраструктуры рынка  на территории определяет место его  нахождения.  С этой точки зрения в России формируется моноцентрическая модель инвестиционного рынка с  единым перераспределенным центром  в г. Москва.

     В-шестых, Россия ограничена присутствием иностранного капитала. Это ограничение более  мягкое на рынке ценных бумаг, который  можно разделить на рынок корпоративных  бумаг, присутствие иностранных  инвесторов на котором регулируется, прежде всего, антимонопольным законодательством, и рынок государственного долга.

     Законодательные ограничения на деятельность иностранного капитала не подкреплены действенными мерами контроля за их выполнением, что  приводит к незащищенности и подчинению внутреннего инвестиционного рынка  международному рынку.

     Использование иностранного капитала для финансирования дефицита государственного бюджета  в общем случае носит чрезвычайный характер и может рассматриваться  только в качестве временной и  вынужденной меры.

     В-седьмых, разнообразное сочетание вышеперечисленных  параметров модели национального рынка  капиталов создают объективные  потребности для конкретных форм регулирования процессов функционирования рынков. Система государственного регулирования  к настоящему времени не является сложившейся наряду с очагами  более продвинутого регулирования (банковская деятельность). Особенности  складывающегося российского рынка  налагают повышенные требования к уровню регулирования как в силу неустойчивости его структуры и низкого уровня защиты инвесторов, так и его подверженности системным кризисам. Существующая система  государственного регулирования пока не отвечает этим требованиям.

     Перечисленные выше основные параметры российской модели инвестиционного рынка определяющим образом влияют на формы и процессы взаимодействия реального и финансового  секторов экономики.

 
     
    1. Роль  и место иностранных  инвестиций в экономике  России
 

     Отношение к иностранным инвестициям в  стране зависит от тех целей, которые  она при этом ставит. Например, Правительство  России до последнего момента считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назначению, но и  укрепляют престиж России как  заемщика на мировых финансовых рынках.

     Прямые  инвестиции фирм рассматриваются не только как дополнительный источник внутренних капиталовложений, но и  как способ получения доступа  к новой, более совершенной технологии, системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать  ускорению создания новых производств. Вместе с тем, здесь имеются и  серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами  может привести к их оттоку за рубеж  по необоснованно низким ценам, негативно  скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных  инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса  их плюсов и минусов.

Информация о работе Роль инвестиций в экономике России