Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:16, курсовая работа
В самой экономической науке до сих пор системно не проанализирован мировой опыт по привлечению и эффективному использованию инвестиционного капитала из-за рубежа, не выработаны принципы государственной политики в этой сфере, механизмы действенного государственного регулирования. Без научного же осознания природы, роли движения в международных масштабах капитала, принципов его использования во благо страны невозможно проводить правильную
безошибочную государственную политику.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Роль инвестиций в экономике…………………………………………………...........5
1.1 Ценные бумаги и имущественные вложения……………………………………..5
1.1.1Прямые и косвенные инвестиции………………………………………………..6
1.1.2Облигации, акции, опционы…………………………………………………..…6
1.2 Высоко рискованные и мало рискованные инвестиции…………………………6
1.2.1 Структура инвестиционного процесса………………………………………...7
2 Преимущества и недостатки капитала и инвестиций……………………………….9
2.1 Преимущества привлечения инвестиций………………………………………....9
2.1.1 Положительные цели иностранных инвесторов…………………………..…..9
2.1.2 Отрицательные цели иностранных инвесторов………………………………10
3 Источники финансирования инвестиций…………………………………………...12
3.1 Внутренние источники финансирования инвестиций…………………………..12
3.2 Внешние источники финансирования инвестиций……………………………...12
4 Зарубежный опыт привлечения и использования международного капитала и инвестиций…………………………………………………………………………...…14
4.1Состояние инвестиционной деятельности в странах СНГ……………………....15
4.2 Мировая практика привлечения инвестиций ………….....................................15
5 Инвестиции как фактор стабилизации экономики республики Казахстан……….16
5.1 Механизм государственно-правового регулирования привлечения и использования зарубежного капитала и инвестиций в республике………………...19
5.2 Импорт международного кредитного капитала. ………………………………20
6 Об иностранных инвестициях в основной капитал………………………………. 24
Заключение………………………………………………………………………..….…27
Список использованной литературы……………………………………………….…29
различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.
Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их
комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики. Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты).
Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны».
Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует по
аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в
управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.
5.1 Механизм государственно-правового регулирования привлечения и использования зарубежного капитала и инвестиций в республике
При рассмотрении механизма
государственно-правового
Совет создался в целях:
1. внесения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение;
2. разработки рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан; выработки предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы.
5.2 Импорт международного кредитного капитала.
Мировой рынок заемного капитала в условиях инвестиционного кризиса является сферой первоочередного интереса республики.
К середине 1996 г. Казахстану было открыто 18 кредитных линий. В рамках
открытых кредитных линий, гарантированных правительством Республики
Казахстан, подписано более 100 индивидуальных кредитных соглашений на сумму $ 1.34 млрд. Готовятся к подписанию еще 22 кредитных соглашений. Получено семь кредитных займов Всемирного банка, а также кредиты на погашение дефицита бюджета.
Существуют три основных вида кредитования и помощи со стороны МФО и стран- доноров.
I. Официальная помощь развитию международных финансовых организаций.
Казахстан является членом МВФ с 15 июля 1992 г. После открытия в августе того же года постоянного представительства в Алматы МВФ, республике было представлено 3 займа. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) также представляет Казахстану займы. Кредитные займы МБРР предоставляются на стандартных условиях: на срок 17 лет, в том числе 5-летний льготный период, процентная ставка - 7,5 %. В настоящее время Республикой Казахстан подписано 4 соглашения о кредитах с МБРР.
6 декабря 1994 года Республика
Казахстан подписала
II. Официальная
помощь развитию от стран-
III. Экспортные кредиты. Несомненно, экспортные кредиты являются одними из важнейших и наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в страну. За период с 1992 по 1995 гг. в республике привлечены экспортные кредиты с 17 стран на общую сумму порядка $ 1,6 млрд. США.
Об инвестиционной деятельности в республике КазахстанВ 1 полугодии 1998 года хозяйствующими субъектами республики вложено средств
в новое строительство, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий 65.9 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах больше соответствующего периода 1997 года на 61%. Освоение этих средств по регионам республики представлено в следующей таблице
Область РК |
Всего млн /тн |
Доля региона в общем объеме республики, % |
В январе-июле1998г. К январю-июлю 1997 в % |
Республика Казахстан |
65920 |
100 |
161.0 |
Акмолинская |
35 |
0.1 |
32.9 |
Актюбинская |
4689 |
7.1 |
228.9 |
Алматинская |
2900 |
4.4 |
165.1 |
Атырауская |
18061 |
27.4 |
170.0 |
Восточно-Казахстанская |
2427 |
3.7 |
158.2 |
Жамбылская |
247 |
0.4 |
39.3 |
Западно-Казахстанская |
376 |
0.6 |
21.7 |
Карагандинская |
4026 |
6.1 |
135.0 |
Кызылординская |
2659 |
4.0 |
245.9 |
Костанайская |
1609 |
2.4 |
74.8 |
Мангистауская |
4957 |
7.5 |
129.0 |
Павлодарская |
2343 |
3.6 |
138.9 |
Северо-Казахстанская |
742 |
1.1 |
127.3 |
Южно-Казахстанская |
870 |
1.3 |
110.6 |
г. Астана |
17035 |
25.8 |
428.9 |
г. Алматы |
2944 |
4.5 |
52.5 |
Освоение средств,
вложенных хозяйствующими
Изменения в инвестиционных приоритетах приводят к оттоку средств из ранее относительно благополучных регионов. Сокращение объемов инвестиций произошло в Западно-Казахстанской (на 78%), Жамбылской (на 61%), Костанайской (на 25%) областях. Наиболее резко ухудшился инвестиционный климат г. Алматы (снижение на 47% объема инвестиций в основной капитал), на что повлиял спад активности и перемена интересов крупных инвесторов в пользу новой столицы, а также резкое ограничение инвестирования города со стороны государства. Незначительным изменениям подверглась структура инвестиций в основной капитал по формам собственности. Несколько стабилизировалась активность государственных предприятий-застройщиков, их удельный вес в общем объеме капиталовложений в январе - июне 1998 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8% и составил 32%. Удельный вес частных предприятий снизился и составил 59% (69% - в первом полугодии 1997 года), предприятий и организаций других государств, их юридических лиц и граждан, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан - около 10% (8%).
Как и в прошедшие годы, в финансировании затрат на создание и воспроизводство основных фондов в январе - июне 1998 года преобладала доля собственных средств предприятий, организаций и населения (56%), хотя она и снизилась на 16 процентных пунктов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. За этот период вырос объем бюджетных средств с 4% в 1997 до 18% в 1998 году, объем средств за счет привлечения иностранного капитала составил около 21% (20% за соответствующий период прошлого года).
Доля средств местного бюджета в объеме инвестиций региона высока в
Кызылординской (14%), Костанайской (15%), Южно-Казахстанской (14%) областях. Затраты на строительство, финансируемые государством из средств
республиканского бюджета, высоки в Северо-Казахстанской области (60% от
объема инвестиций региона) и в городе Астане (62%). Существенная доля средств иностранных инвесторов вложена в основной капитал Мангистауской (64%), Павлодарской (54%), Алматинской (39%) областей. В январе - июне 1998 года приоритетными для инвестирования остаются горнодобывающая и обрабатывающая отрасли промышленности, на создание и воспроизводство основных фондов которых использовано, соответственно 41% и 12%. Инвестиции на строительство объектов по добыче сырой нефти и природного газа осваиваются в Атырауской (95% объема вложений в основной капитал региона), Актюбинской (65%) и Мангистауской (60%) областях. В Восточно-Казахстанской области 39% областного объема инвестиций вкладываются в объекты по добыче руд цветных металлов и 22% - по производству цветных металлов.
Финансовая и инвестиционная нестабильность привела к ощутимому уменьшению финансирования объектов сельского хозяйства (0.1% от общего объема инвестированных средств), рыбоводства (0.2%), образования (0.45%).
В январе - июне 1998 года на территории Республики Казахстан предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено жилья общей площадью 480.2 тыс. кв. метров.
Государственными
Значительное снижение ввода жилых домов против соответствующего периода 1997 года на 43 - 62% отмечается в Акмолинской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской и Павлодарской областях.
6 Об иностранных инвестициях в основной капитал
В 1 полугодии 1998 года в республике крупными и средними предприятиями и организациями всех форм собственности на строительство объектов сферы
материального производства и жилищно-гражданского назначения было использовано иностранных инвестиций на общую сумму 13,3 млрд. тенге, что в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 21%. Удельный вес средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в основной капитал в текущем году уменьшился на 3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В 1997 году в структуре инвестиций 42,2% приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1 - портфельные, 28 - кредитные средства, 22% - займы международных финансовых организаций. Анализ показывает, что больше всего иностранных инвестиций приходится на долю совместных предприятий - 48,4%, доля иностранных фирм и компаний составляет 20%, частных предприятий республики - 13,2%. Активизировали привлечение иностранных инвестиций предприятия государственного сектора экономики. Их объем увеличился на 10% по сравнению с 1997 годом и составил 16% от общего объема. Увеличение удельного веса иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций региона в 1 полугодии 1998 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, наблюдается в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях. Преобладают инвестиции в основной капитал в Кызылординской (69%), Мангистауской (64%), Павлодарской (54%) областях. Использование иностранных инвестиций в основной капитал по регионам республики представлено в нижеследующей таблице (табл.2):