Министерство образования
и науки Российской Федерации
Бердский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский
государственный технический университет»
Контрольная работа
по предмету: Иностранные инвестиции
на тему: Система приема иностранного
капитала странами-импортерами
Выполнила:
Студентка 4 курса
Группы ЭУБ-91
Проверил:
Бердск
2013 г.
Оглавление
Введение
В настоящее время ни одно государство
в мире не может успешно развиваться без
интеграции в мировую экономику. Причём
прослеживается прямая пропорциональная
зависимость между степенью интеграции
в мировое хозяйство и уровнем развития
внутренней экономики. Как правило, чем
более интегрирована страна в мировое
экономическое пространство, тем выше
уровень развития её внутренней экономики,
и наоборот.
В современном мировом хозяйстве
внешнеэкономические связи являются важным
экзогенным фактором, который оказывает
значительное влияние на динамику и устойчивость
развития национальной экономики, формирование
её структуры, эффективность функционирования.
Для многих стран мира динамичное
развитие внешнеэкономических связей
стало катализатором внутреннего экономического
роста. В частности, для новых индустриальных
стран внешнеэкономические связи явились
основным структурообразующим фактором
в процессе формирования в них динамичной
модели устойчивого экономического развития.
Особую роль играют внешнеэкономические
связи в глобальных интеграционных процессах.
Для современного этапа развития мировых
хозяйственных связей характерны динамизм,
либерализация, диверсификация форм и
видов внешнеэкономической деятельности.
Одной из важных тенденций в
развитии мировых хозяйственных связей
является диверсификация форм сотрудничества.
Помимо традиционных форм внешнеэкономических
связей — внешней торговли и инвестиционного
сотрудничества — в последние годы активно
развиваются научно-техническое сотрудничество,
промышленная кооперация, валютно-финансовое,
военно-техническое сотрудничество, туризм
и др
Сущность и формы движения капитала
Международное движение
капитала — это помещение и функционирование
капитала за рубежом, прежде всего с целью
его самовозрастания. Вкладывая капитал
за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные
инвестиции (инвестиции за рубежом). Классификация
форм международного движения капитала
отражает различные стороны этого процесса.
Капитал вывозится, ввозится и функционирует
за рубежом в следующих формах:1
1. В форме частного или государственного
капитала в зависимости от того, вывозится
он частными или государственными организациями
и компаниями. Движение капитала по линии
международных организаций часто выделяется
в самостоятельную форму. По приблизительной
оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России
составил около 30 млрд долл., в том числе
в форме государственного капитала лишь
0,2 млрд долл., а остальное — в форме частного
капитала.
2. В денежной и товарной формах.
Так, вывозом капитала могут быть машины
и оборудование, патенты и ноу-хау, если
они вывозятся за рубеж в качестве вклада
в уставный капитал создаваемой или покупаемой
там фирмы. Другим примером могут быть
товарные кредиты.
3. В краткосрочной
(обычно на срок до одного года) и долгосрочной
формах (рис. 1). В мире и в России преобладает
движение краткосрочного капитала. Хотя
депозиты в банках и средства на счетах
в других финансовых институтах могут
быть помещены на срок более одного года,
их традиционно относят к краткосрочному
капиталу. Прямые и портфельные инвестиции
будут рассмотрены ниже.
Рис. 1. Деление ввоза и вывоза
капитала на краткосрочный и долгосрочный
4. В ссудной и предпринимательской
форме (рис. 2). Так, в 1998 г. Россия вывозила
капитал в основном в ссудной форме. Капитал
в ссудной форме (ссудный капитал) приносит
его владельцу доход главным образом в
виде процента по вкладам, займам и кредитам,
а капитал в предпринимательской форме
(предпринимательский капитал) — преимущественно
в виде прибыли.
Рис. 2. Деление ввоза и вывоза
капитала на ссудный и предпринимательский
Страны-импортеры иностранного
капитала
В последние десятилетия всё
большее значение приобретает движение
капитала в различных формах. В отличие
от мировой торговли, которая имеет устойчивую
тенденцию к ежегодному росту, в движении
прямых, портфельных и ссудных инвестиций
на общем фоне увеличения размеров экспорта
и импорта капитала существуют значительные
ежегодные колебания в зависимости от
состояния и развития мировой общехозяйственной
конъюнктуры. Однако в целом динамика
роста объёма зарубежных капиталовложений
опережает динамику развития внутренней
экономики большинства стран мира. Так,
начиная с середины 80-х годов темп прироста
прямых инвестиций в 4 раза превышал рост
стоимости мирового ВВП.
Характерной особенностью движения
капитала на современном этапе является
включение всё большего числа стран в
процесс ввоза в вывоза прямых, портфельных
и ссудных капиталовложений. Если раньше
отдельные страны, как правило, являлись
либо экспортёрами, либо импортёрами капитала,
то в настоящее время большинство из них
одновременно ввозит и вывозит капитал.
Большая часть инвестиций связана
с процессом концентрации капитала, слияния
и приобретения зарубежных компаний, преимущественно
в таких отраслях мировой экономики, как
финансовые услуги, энергетика, средства
связи и телекоммуникации, фармацевтика.
Вместе с тем, несмотря на то,
что развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой становятся всё более привлекательными
для иностранных инвесторов, по-прежнему
больше половины всего объёма прямых капиталовложений
приходится на промышленно развитые
страны.
В 2011 г. крупнейшими мировыми
импортёрами капитала были США (210,7 млрд
долл.), в значительных объёмах ввозят
иностранный капитал Великобритания (77,1
млрд.), РФ (50,8 млрд.), Франция (40 млрд.) и
Ирландия (53 млрд. долл.). По накопленному объёму инвестиций
промышленно развитые страны также значительно
опережают развивающиеся страны и страны
с переходной экономикой.
Мировые ПИИ, по
регионам и основным странам мира, 2010-2011
гг. (млрд. долл. США)2
Регионы / страны |
ПИИ |
2010 |
2011 |
Темпы роста (%) |
Весь мир |
1 289,7 |
1 508,6 |
17,0 |
Развитые страны |
635,6 |
753,2 |
18,5 |
Бельгия |
72,0 |
41,1 |
-42,9 |
Франция |
33,9 |
40,0 |
18,1 |
Германия |
46,1 |
32,3 |
-30,0 |
Ирландия |
26,3 |
53,0 |
101,3 |
Люксембург |
20,3 |
27,2 |
33,8 |
Испания |
24,5 |
25,0 |
1,9 |
Великобритания |
51,8 |
77,1 |
49,0 |
США |
228,2 |
210,7 |
-7,7 |
Российская Федерация |
41,2 |
50,8 |
23,4 |
Система приема иностранного
капитала странами-импортерами
Создание благоприятного инвестиционного
климата во многом зависит от действующей
системы приема капитала. Под системой
приема капитала понимают совокупность
правовых актов и институтов, регламентирующих
государственную политику в части зарубежных
вложений. В странах развитой рыночной
экономики по отношению к иностранным
инвесторам используется так называемый
национальный режим. Данное положение,
закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР,
Международной торговой палаты и ОЭСР,
означает, что привлечение иностранных
инвестиций и деятельность компаний с
иностранным участием регулируется, как
правило, национальным законодательством.
При этом последнее в основном не содержит
различий в регламентации хозяйственной
деятельности национальных и зарубежных
инвесторов. Иностранные инвесторы могут
иметь доступ к местным производственным,
трудовым и финансовым ресурсам, создавать
предприятия на основе любой организационно-правовой
формы деятельности, принятой в данной
стране, осуществлять хозяйствование
на тех же условиях, что и национальные
предприниматели, пользоваться значительными
местными льготами.3
Регулирование процесса привлечения
иностранного капитала национальным законодательством
страны-реципиента является частью регулирования
иностранных инвестиций (рис. 3.) и осуществляется
на основе следующих Принципов приема
прямых иностранных инвестиций, разработанных
МБРР совместно с МВФ:4
− недискриминация, защита
и гарантии иностранных инвесторов;
− беспрепятственный перевод
валюты;
− недопущение экспроприации
иностранных капиталовложений;
− обращение для разрешения
споров между иностранным инвестором
и принимающим государством к арбитражу
МЦУИС.
Данные принципы по-разному
реализуются в национальных законодательствах
стран-реципиентов. В развитых странах
специальных законов об иностранных инвестициях
нет, а на деятельность иностранных инвесторов
распространяются нормы и правила, применяемые
к деятельности национальных инвесторов.
В практике стимулирования как иностранных,
так и национальных инвесторов преобладают
финансовые (косвенные) методы. В развивающихся
странах существует специальное законодательство
об иностранных инвестициях, имеющее своей
целью содействие реструктуризации и
росту национальной экономики, в том числе,
за счет привлечения иностранного капитала.
Для этого используются фискальные и налоговые
средства стимулирования. Отсюда общей
тенденцией развития национального законодательства
об иностранных инвестициях является
его либерализация. При этом 98% всех изменений
были направлены на либерализацию национального
законодательства с целью содействия
привлечению иностранных инвестиций и
включали в себя:5
- обеспечение более льготного режима функционирования иностранных капиталовложений;
- расширение поощрительных мер;
- либерализацию регулирования прав собственников капитала;
- облегчение отраслевого регулировании;
- упрощение разрешительных мер;
- ослабление различных форм контроля.
Можно предположить, что результатом
такого развития станет приведение национальных
законодательств по иностранным инвестициям
в полное соответствие единым международным
нормам, в частности, нормативам ВТО, и
упразднение специального института иностранных
инвестиций. Методы (способы, формы, инструменты,
меры) государственного регулирования
привлечения иностранного капитала включают
в себя: 6
−методы стимулирования иностранных
инвестиций;
− систему мер, ограничивающих
приток иностранного капитала.
К методам стимулирования иностранных
инвестиций относятся:
- режим функционирования иностранного капитала на территории страны-реципиента (может предусматривать некоторые исключения и изъятия);
- система государственных гарантий для иностранных инвесторов;
- налоговое регулирование;
- валютное регулирование ( может включать и валютные отношения);
- таможенное регулирование;
- амнистия капиталов.
Система мер, ограничивающих
Приток иностранного капитала, включает
меры административного (прямого) и экономического(косвенного)
характера.
Рис. 3. Регулирование иностранных
инвестиций
В отличие от развитых стран
во многих развивающихся странах сохраняется
ряд ограничений, препятствующих движению
иностранных инвестиций. Национальные
инвестиционные законодательства, направленные
на сохранение национального суверенитета
и экономической безопасности, устанавливают
ограничения на вложения иноинвесторов
в определенные отрасли и производства,
на вывоз прибыли, определяют предельные
размеры доли участия иностранных инвесторов
в капитале национальной компании, особый
порядок допуска иностранных инвесторов
и их регистрации. На практике в большинстве
стран, несмотря на принятые законы, либерализующие
инвестиционный режим, все-таки сохраняются
различные ограничения для деятельности
иностранных инвесторов. Это касается
не только процедурных вопросов (требование
предварительного разрешения на инвестирование,
многоступенчатость и длительность процедуры
рассмотрения заявок), но и прямых ограничений
на иностранные инвестиции в отдельных
отраслях экономики (или даже запретов),
лимитирование иностранного капитала
в компаниях или возможность его участия
в них только совместно с отечественными
инвесторами и др.7
Система регулирования инвестиционных
процессов в России
Создание системы приема иностранного
капитала – одна из главных задач. Эта
система должна включать включает
конкурентную и широкую сеть институтов
государства, коммерческих банков и страховых
организаций, страхующих иностранный
капитал от коммерческих и политических
рисков, информационно-посреднических
центров, которые занимаются подбором
и заказом актуальных проектов для России,
поиском инвесторов, заинтересованных
в их реализации и оперативном оформлении
сделок «под ключ».
Привлечение инвестиций (как
национальных, так и иностранных) в экономику
России является необходимым средством
устранения инвестиционного «голода»
в государстве. Важным моментом является
страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Присоединение России к Многостороннему
агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),
страхующему деятельность от политических
и прочих некоммерческих рисков, является
важным ходом в этой сфере. Правовой режим
в России непостоянен, так как находится
в стадии постоянного реформирования.
Большое значение также окажет законодательное
определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов
к информации о положении на инвестиционном
рынке России, был создан Государственный
информационный центр содействия инвестициям,
организовавший банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования. Для
улучшения инвестиционного климата и
стабилизации экономики требуется принятие
ряда существенных мер, которые направлены
на формирование в стране как общих условий
развития цивилизованных рыночных отношений,
так и специфических, непосредственно
относящихся к решению вопроса о привлечении
иностранных инвестиций. 8