Социально – экономическая характеристика Забайкальского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выяснить причины проблем поступления иностранных инвестиций в Забайкальский край, выделить пути решения проблем, а так же дальнейшие перспективы.
Задачи:
- выявить аспекты инвестиционной привлекательности Забайкальского края;
-провести анализ поступления иностранных инвестиций в Забайкальский край;
- выделить проблемы привлечения иностранных инвестиций;
-рассмотреть дальнейшие перспективы поступления иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

курсовая вэд.docx

— 105.45 Кб (Скачать файл)

Расширение географии внешнеэкономического сотрудничества, включая развитие и диверсификацию экспортного потенциала, является важнейшей стратегической задачей развития Забайкальского края. Решение  этой задачи невозможно без проведения структурной промышленной и технической политики, нацеленной на приоритетное развитие конкурентоспособных отраслей региона. Между тем, в силу ряда исторических, географических и иных объективных причин, структура экономики Забайкальского края, сложившаяся к настоящему времени,  не позволяет обеспечить производство конкурентоспособной экспортной продукции, а также значительного замещения импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Одним из отрицательных факторов осуществления внешнеэкономических связей является также неразвитость приграничной инфраструктуры. Решение этой проблемы связано с реконструкцией автомобильной дороги Чита-Забайкальск, железнодорожной ветки Карымская – Забайкальск, реконструкцией МАПП Забайкальск, ДАПП Староцурухайтуйский, ДАПП Олочи,  реализацией проекта создания Агинской промышленной зоны.

Сырьевая направленность иностранных инвестиций  также является серьезной проблемой. При осуществлении приграничного сотрудничества необходимо соблюсти баланс внешнеэкономических интересов, привлечь и направить иностранные инвестиционные потоки в реальный сектор экономики с привлечением инновационных технологий, а также в сферу малого и среднего бизнеса.  В этом вопросе Забайкальский край уступает соседним регионам, где достаточно широко используется  практика  привлечения иностранного капитала в сферу услуг, а именно, автосервис, строительство и ремонтные работы,   общественное питание,  торговля, гостиничный и развлекательный бизнес,  активно  используется механизм франчайзинга.

Региональным недостатком является и низкая активность органов местного самоуправления в осуществлении внешнеэкономической деятельности, включая инвестиционное сотрудничество, что во многом объясняется отсутствием инвестиционной грамотности.

Недостаточно скоординированы действия исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления и частных инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

Отсутствует практика инициирования региональными и муниципальными исполнительными органами  власти социально значимых инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций.

Имеется ряд проблем федерального уровня, сдерживающих приграничное инвестиционное сотрудничество. 

Длительность процедуры  оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и заниженные квоты на привлечение иностранной рабочей силы, не соответствующие потребностям реализуемых проектов.  В связи с тем, что географически регион находится далеко от центра, прохождение процедуры оформления затягивается на несколько месяцев, что, как правило, приводит к сокращению строительного сезона. Решение проблемы возможно при условии делегирования  права на выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы  региональным управлениям Федеральной миграционной службы в рамках квот,  определяемых Правительством Российской Федерации.

Еще одна проблема – вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности и  не используемых с целью реализации крупных инвестиционных проектов, как в случае с передачей Забайкальскому краю неиспользуемого длительное время земельного участка в Могочинском районе под реализацию  крупномасштабного проекта  создания Амазарского  лесопромышленного комплекса.

Следующая проблема вызвана  принятием Приказа ФТС России от 23.10.2007г. № 1307(заменен на приказ  от 29.07.2009г. № 1361) «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации». В соответствии с  приказом приграничные таможенные посты лишены права приема и оформления грузовых таможенных деклараций. Данная процедура осуществляется только на внутренних таможенных постах, что означает увеличение транспортных расходов, времени доставки, ожидание очереди оформления и необходимость хранения товаров на СВХ и как следствие – увеличение себестоимости товара.9   

Проблема развития приграничной инфраструктуры, реконструкции пунктов пропуска, развития в крае транспортно-логистической сети остается нерешенной до настоящего времени. Часть задач должна решаться совместно с федеральными органами, ответственными за развитие дорожной сети и содержание пунктов пропуска. Однако и региональные структуры должны внести свой вклад в решение этих вопросов, активно используя механизм государственно-частного партнерства.

ООО «Байкалруд» является первой иностранной компанией, которая пыталась воспользоваться льготой, предоставляемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых  иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал». Предприятию было отказано в получении льгот на основании решения Федеральной таможенной службы. Предприятие было вынуждено обратиться в суд, в результате чего часть платежей была возвращена, по остальным  вопрос еще не решен. Данный прецедент не может не сказаться на инвестиционном имидже региона.

Отсутствует Порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов, который должен быть разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», что, по сути, делает его нерабочим.

Кроме проблем, сдерживающих инвестиционное сотрудничество, имеется ряд  проблем, тормозящих развитие  приграничного сотрудничества в целом.

Приграничные с Китаем регионы России находятся в неравных экономических условиях  в сравнении со своими регионами-соседями из-за отсутствия правового поля осуществления хозяйственной деятельности в условиях приграничья. Например, отсутствие правовой основы создания и функционирования приграничных торгово-экономических комплексов  в России не только препятствует притоку инвестиций, ведению цивилизованной приграничной торговли, но и способствует оттоку капитала в зарубежные  зоны приграничной торговли, где созданы  более привлекательные инвестиционные условия. Яркий пример тому –   г. Маньчжурия.  

Неоправданно затянулся процесс принятия Федерального закона «О приграничном сотрудничестве». Последняя редакция законопроекта, на который направлен отрицательный отзыв в Государственную Думу, носит декларативный характер. Он не предусматривает конкретные механизмы осуществления  приграничного сотрудничества, направленные на устранение диспропорций между развитыми центральными и  депрессивными приграничными регионами.

 

    1. Развитие инвестиционного сотрудничества

На протяжении последних лет Правительством Забайкальского края ведется работа по улучшению инвестиционной привлекательности региона. В большей степени это касается разработки законов и нормативно-правовых актов, стимулирующих привлечение капитала, в том числе  иностранного, в  экономику Забайкальского края,  а также организации и  проведения выставок-ярмарок, презентаций инвестиционных проектов и др.

На сегодняшний день  в регионе  сформировано  правовое поле для привлечения капитала как отечественного, так и зарубежного.    Основополагающим документом является Закон Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», который направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования, как для российских, так и для иностранных инвесторов. Законом определены меры краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности, разработана система льгот и гарантий, в том числе правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности. Для реализации положений данного Закона разработаны и приняты соответствующие нормативно-правовые акты.    

В целях стимулирования инновационной деятельности принят Закон Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском  крае».

В 2010 году принят Закон Забайкальского края «О промышленных парках Забайкальского края», который регулирует создание на территории края и процедуру присвоения территориально обособленному комплексу статуса промышленного парка для  стимулирования инвестиционной деятельности и  социально-экономического развития Забайкальского края. Основной задачей функционирования промышленных парков является привлечение иностранных инвестиций на территорию края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.05.2010 № 190 статус промышленного парка Забайкальского края «Промышленный парк «Могойтуй» присвоен территориальному обособленному комплексу в пгт. Могойтуй.10

Важным этапом развития международной инвестиционной деятельности является создание механизмов государственно-частного партнерства, где государству отведена роль по созданию благоприятных условий для привлечения частного иностранного капитала. Роль частного капитала состоит в том, чтобы вложить средства в развитие перспективных проектов в конкурентоспособных отраслях.

Немаловажную роль для привлечения частных инвестиций (включая иностранные) играет:

- доступность кредитных  ресурсов в реализацию инвестиционных  проектов;

- информационное обеспечение  инвестиционной деятельности (размещение  на сайтах информации об основных  инвестиционных проектах);

В настоящий момент Забайкальский край, согласно оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», по инвестиционному риску занимает 74 место, по инвестиционному потенциалу – 51 место.

В целях решения проблем, препятствующих поступлению иностранных инвестиций в регион,   представляется целесообразным сосредоточить усилия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов внешнеэкономической деятельности  на решении следующих задач:

- Отраслевым министерствам  и ведомствам при руководстве  Министерства экономического развития  Забайкальского края  необходимо  сформировать перечень ключевых  проектов с высокой степенью  инвестиционной готовности, предложений  и бизнес-идей, особенно в части, не касающейся сырьевого сектора  экономики, готовых к тому, чтобы  активно продвигать их на зарубежном  инвестиционном рынке, используя  возможности Министерства международного  сотрудничества, внешнеэкономических  связей и туризма Забайкальского  края, в том числе практику  выставочно-ярмарочной деятельности;

- Необходимо активно внедрять  положительную практику частно-государственного  партнерства,  как в случае  с проектом создания  Агинской  промышленной зоны (инициатором  которого стала администрация  Агинского Бурятского округа), где  успешно ведется работа  по  привлечению федеральных, региональных  и иностранных инвестиционных  ресурсов. Опыт реализации проектов  за счет иностранного  капитала  подтверждает то, что успешное  осуществление проектов во многом  зависит от заинтересованности  в них региональных государственных структур с точки зрения их социально-экономической значимости, готовности региональных властей разделить риски;

- Для полноценного информирования  субъектов инвестиционной деятельности  целесообразно в рамках информационного  портала Забайкальского края  создание сайта «Инвестиционные  возможности Забайкальского края», где бы аккумулировался весь  объем информации, касающийся этой  сферы, а именно:

- база данных инвестиционных проектов  и бизнес-предложений для потенциальных инвесторов;

- инвестиционные новости, в том числе региональные, публикации прессы, экономические обзоры;

- федеральные, региональные  и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность;

- учебно-методические материалы;

- информация о конференциях, семинарах, презентациях в области инвестиционной деятельности.

- информация, касающаяся существующей инвестиционной инфраструктуры  а также сферы услуг, востребованной иностранными инвесторами.

-  совершенствование механизма сопровождения проекта отраслевыми министерствами и ведомствами для устранения бюрократических барьеров на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);

- участие органов местного самоуправления в инвестиционных процессах, включая инициирование социально и экономически значимых для муниципальных районов проектов, повышение их инвестиционной грамотности и информированности, создание на местном уровне благоприятных условий с использованием широкого спектра возможностей, предусмотренных федеральным законодательством.

По оценке специалистов и Правительства Забайкальского края, наиболее привлекательными отраслями являются: горнорудная, лесная и деревообрабатывающая, транспорт, агропромышленный комплекс и строительная индустрия.

При достаточной подготовке к инвестированию возможно привлечение иностранных инвестиций в такие проекты как:

- создание и развитие промышленной зоны в пгт Забайкальск;

- создание и развитие  промышленной зоны в пгт Могойтуй;

- строительство цементного  завода на территории Забайкальского  края;

- освоение месторождений  Севера Забайкальского края в  зоне БАМа и создание крупного  горнопромышленного центра на  Севере края;

- создание предприятия  по глубокой переработке древесины  в пгт. Забайкальск;

- строительство лесоперерабатывающего  комбината в г. Чите;

- развитие объектов транспортной  инфраструктуры (развитие регулярного  сообщения, в том числе по маршрутам  Чита-Манчжурия, Чита-Цицикар, Чита-Харбин; комплексная реконструкция железнодорожного  участка Карымская-Забайкальск);

- создание мультимодального  логистического  центра в г. Чите;

- строительство на региональном  рынке недвижимости недорого  жилья.11

Информация о работе Социально – экономическая характеристика Забайкальского края