Современный инвестиционный климат РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Инвестиция — одно из наиболее часто используемых понятий в экономике. Термин «инвестиция» происходит от латинского investio — «одеваю» и подразумевает долгосрочное вложение капитала.
С течением времени понятие «инвестиция» пополнилось целым рядом значений и стало употребляться в различных сферах деятельности, а одно из значений (долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие) в силу массовости стало общеупотребительным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основная характеристика инвестиций………………………………………..6
1.1 Понятие инвестиций……………………………………………………….6
1.2 Экономическая сущность, виды и классификация инвестиций………..8
2. Теоретические аспекты инвестиционного климата………………...............14
2.1 Формирование инвестиционного климата……………………………...14
2.2 Управление инвестиционными рисками и методы снижения уровня риска ……………………………………………………………………………...17
3. Инвестиционный климат в Российской Федерации………………………...20
3.1Инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации…………………………………………………………………….20
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата в России…………………26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему Современный инвестиционный климат РФ - копия.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 1 видно, что по сравнению с прошлым рейтингом несколько снизился потенциал Москвы и Санкт-Петербурга — это следствие постепенной утраты мегаполисами статуса главных инвестиционных «пылесосов» страны.16

Незначительно вырос потенциал большинства регионов Дальнего Востока, что, правда, практически никак не сказалось на их положении в рейтинге по этому параметру. К тому же долгосрочную тенденцию миграции потенциала в европейскую часть страны остановить не удается, что связано прежде всего с постоянным сокращением населения. За 2010 год регионы Дальневосточного федерального округа потеряли более 20 тыс. человек.

Впрочем, можно констатировать, что масштабные вложения в Дальний Восток и ряд других регионов через госпрограммы начали приносить результаты. В 2010 году вливания в ряд регионов средств по госпрограммам на их потенциале и инвестиционной привлекательности сказывались мало. «Упавшие с неба» федеральные деньги и местная экономика жили по отдельности — а в 2011 году, наконец, произошло долгожданное воссоединение. Так, впервые за всю историю составления рейтинга «золото» в общем соревновании регионов получил Краснодарский край, заняв 1-е место по интегральному риску и за счет «эффекта Олимпиады» оставив позади всех конкурентов. Сейчас край входит в первую десятку по управленческому (1-е место), экономическому (2-е место) и криминальному рискам (7-е место). За последний год существенно уменьшились социальные риски (регион поднялся с 27-го на 16-е место): снизились безработица и доля бедного населения, в разы сократилась доля просроченной задолженности по зарплате. Настораживает только рост финансового риска (регион просел сразу на семь позиций, вылетев из первой десятки). Сказалось ухудшение параметров бюджета: выросло отношение расходов к собственным доходам, почти втрое увеличилась долговая нагрузка. Увы, постоянно растущий приток денег почти всегда плачевно сказывается на финансовой дисциплине.

Тем не менее, пока Краснодарский край — один из мощнейших инвестиционных магнитов страны. С 2006-го по 2010 год его доля в общем объеме инвестиций в стране выросла с 3,2 до 5,4%, а в кризисный 2009 год, когда по всей стране сворачивались инвестпроекты, рост капиталовложений в краевую экономику всего лишь замедлился, чтобы на следующий год вновь выйти на докризисные 20% годовых.

Среди факторов, определяющих бизнес-климат в регионах, наряду с федеральными деньгами и госпрограммами все более существенную роль играют команды активных управленцев, не довольствующиеся эксплуатацией советских активов.

«Старейшины» активной инвестполитики — Белгородская и Липецкая области, которые еще в первой половине 2000-х стали вырываться вперед по сравнению с окружающими территориями. Поначалу регионы тянули вверх крупные металлургические комбинаты. Но, имея такое подспорье, губернаторы смогли завлечь к себе значительное число средних и крупных инвесторов, прежде всего в АПК. А Белгородская область к тому же долгие годы славится своей жилищной программой, благодаря которой пользуется неизменным успехом у производителей стройматериалов и девелоперов.

Результат — экономика обоих регионов за годы экономического роста стала более устойчивой, и недавний кризис они прошли менее болезненно, чем соседи. Традиционно оба региона входят в нашем рейтинге в число субъектов с минимальными рисками, а Липецкая область три года подряд занимала первую позицию, пока в 2011 году ее не вытеснил на вторую строчку Краснодарский край. Белгород получил «бронзу».

Истории экономического успеха, длящиеся не так давно, связаны с привлечением администрацией крупного иностранного «якоря». Наиболее яркий пример — Калужская область, где в 2007 году было завершено строительство первой очереди завода немецкого автоконцерна Volkswagen. Вслед за ним сюда подтянулись другие автопроизводители, изготовители автокомпонентов, бытовой техники, стройматериалов и многого другого. В Обнинске при поддержке администрации активно развивается венчурный фармацевтический бизнес, а немецкая Continental AG (второй по величине производитель шин в Европе) начала строительство завода мощностью 4 млн шин в год. В общем, в регионе происходит полноценная реиндустриализация.

В итоге, если в 2007 году Калужская область находилась в третьей десятке регионов по уровню риска, то уже к 2010-му она заняла 12-е место. В этом рейтинге ее позиция улучшилась на четыре места, и достаточно высока вероятность, что в следующем рейтинге тенденция сохранится. К тому же Калужская область — редкий пример региона Центральной России, который при депопуляции населения медленно, но верно наращивает свой инвестиционный потенциал. Если в 2006 году она занимала по этому показателю 48-е место, то к 2009-му ее положение улучшилось более чем на 10 позиций. Сейчас Калужская область занимает 34-е место по суммарному потенциалу среди всех регионов России и 1-е место среди регионов «внешнего кольца» столичной агломерации. Характерно, что на посткризисном подъеме по производственному потенциалу область за год продвинулась сразу на шесть позиций.17

 

3.2 Пути улучшения инвестиционного климата в России

 

На протяжении последних десяти лет было несколько попыток кардинально улучшить инвестиционный климат в стране. Попытки эти заканчивались частичными улучшениями, где-то даже системными подвижками. Тем не менее, несмотря ни на что, инвестиционный климат только ухудшался, по крайней мере относительно других стран. Так, если судить по оценкам, которые делают разного рода организации, которые строят рейтинги инвестиционной привлекательности стран, в том числе самый известный рейтинг Мирового банка (Doing business), другие страны, в частности наши ближайшие соседи, наши товарищи по Единому экономическому пространству, опережают нас в скорости улучшения бизнес-климата. В результате место России в рейтингах имеет явную тенденцию к снижению. И это, в свою очередь, сказывается и на возможностях привлечения иностранного капитала, на оценке рисков.

В последние три года правительством были выполнены серьезные попытки улучшить положение бизнеса, и были видны реальные подвижки. Это касалось, прежде всего, улучшений в сфере лицензирования и контроля. Но системного улучшения бизнес-климата не произошло. Однако в декабре 2011 года такая инициатива была заявлена на съезде «Деловой России». Тогда премьер-министр Владимир Путин поставил задачу разработать национальную предпринимательскую инициативу силами бизнеса и представить не просто в виде предложений, а в формате дорожных карт, снабженных целевыми показателями и конкретными сроками, ответственными и так далее.18

Дальше эта инициатива была дополнена требованием ориентироваться на показания международных рейтингов, чтобы улучшения носили не просто формальный характер, а действительно приводили к изменению ощущений самого бизнеса. Поставлена задача: Россия должна переместиться в рейтинге Doing business со 120-го на 20-е место.

Как-то незаметно стал набирать темпы мегапроект под названием «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России». На сегодня «Национальная предпринимательская инициатива» включает в себя 22 предложенных предпринимателями проекта, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории России процедур ведения бизнеса. Так, среди мер, которые предлагаются агентством, — оптимизация систем таможенного и налогового регулирования, расширение доступа к госзаказу в рамках Федеральной контрактной системы, исключение дискриминации при доступе к имущественным и земельным ресурсам и так далее.

Первая инициатива связана с улучшением таможенного администрирования (ее возглавляет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России»). Вторая — улучшение предпринимательского климата в сфере строительства (ее возглавляет Леонид Козинец, председатель совета директоров компании «Баркли» и один из руководителей РСПП). Третья инициатива связана с облегчением подключения сетей к энергетической инфраструктуре (ее возглавляет Сергей Мироносецкий, генеральный директор Сибирской генерирующей компании), четвертая — с поддержкой доступа на рынки зарубежных стран и поддержкой экспорта (ее возглавляет Петр Фрадков, руководитель Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций).

Пожалуй, наиболее впечатляющие результаты достигнуты при подготовке дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Даже представители бизнеса, которые давно занимаются этими вопросами, говорят, что на их памяти впервые было такое продвижение в отношениях с таможней. Здесь надо отдать должное Федеральной таможенной службе, которая пошла на значительные подвижки.

Проект дорожной карты включает в себя около шестидесяти мероприятий по пяти основным направлениям: сокращение сроков таможенного контроля при декларировании выпуска товаров; доведение до внедрения технологии электронного декларирования; совершенствование форм и методов таможенного контроля — его упрощение, развитие института таможенных представителей; существенное изменение форм предоставления обеспечения, поручительства компаний, страховых механизмов.

По показателю таможенного регулирования в рейтинге Мирового банка мы находимся на 160-м месте. За этим можно проследить в таблице 2. После реализации основного блока этой дорожной карты мы должны переместиться на 79-е место к 2015 году. А к 2020 году должны выйти на 19-е. Скажем, срок подачи документов при прохождении всех таможенных процедур сейчас составляет 36 дней, а к 2015 году он должен сократиться до 15 дней (Табл. 2).

 

Табл. 2. Проекты  улучшения инвестиционного климата в России

Проект целевых показателей дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»

 

Текущее значение

2013г.

2015г.

2020г.

Общая позиция в рейтинге Doing business

183

177

60

20

Число этапов

10

8

6

5

Срок подключения(дн.)

281

276

45

40

Стоимость подключения (% от ВВП на чел.)

1852

938

938

25

Проект целевых показателей дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»

 

Текущее значение

2013г.

2015г.

2020г.

Индекс роста числа организаций-экспортеров (2011 г. = 100%)

105

110

130

200

Индекс роста неэнергетического экспорта (2011 г. = 100%)

107

115

140

250

Уровень (коэффициент) товарной диверсификации экспорта (от 1 до 96)

>2,5

>2,8

>3,5

>7

Проект целевых показателей дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»


 

 

 

 

 

 

Табл. 2. Продолжение

 

Текущее значение

2013г.

2015г.

2020г.

Общая позиция в рейтинге Doing business

178

80

78

34

Оптимизация процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, и сокращение их числа (шт.)

51

15

15

11

Снижение совокупного времени прохождения всех стадий получения разрешения на строительство (дн.)

423

130

130

56

Минимизация затрат, необходимых для получения разрешения на строительство (% от ВНД на душу населения)

184

104

104

101

Проект целевых показателей дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»

 

Текущее значение

2013г.

2015г.

2020г.

Общая позиция в рейтинге Doing business

160

130

79

19

Импорт

       

Сокращение числа документов, требуемых в рамках таможенного контроля (шт.)

10

8

6

4

Уменьшение срока подготовки документов и прохождения таможенного контроля при декларировании и выпуске (дн.)

36

24

15

7

Снижение стоимости подготовки документов и прохождения таможенного контроля при декларировании и выпуске (долл.)

1800

1550

1300

1000

Экспорт

       

Сокращение числа документов, требуемых в рамках таможенного контроля (шт.)

8

5

4

4

Уменьшение срока подготовки документов и прохождения таможенного контроля при декларировании и выпуске (дн.)

36

24

15

7

Снижение стоимости подготовки документов и прохождения таможенного контроля при декларировании и выпуске (долл.)

1850

1500

1200

900

Информация о работе Современный инвестиционный климат РФ