Стратегия инноваций и инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационной в целом и рассмотрение в отдельности инвестиционной и инновационной политики в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность инвестиционной политики, как деятельности государства;
рассмотреть состав инвестиций, их источники и инвестиционную сферу;
изучить основные направления инновационной политики государства;
проанализировать инновационную политику в России.
выделить стратегии инноваций и инвестиций в России до 2020 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики в государстве….5
Глава 2. Сущность инновационной политики в государстве………...……….8
Глава 3. Стратегия инноваций и инвестиций в России до 2020 г. ……...…...15
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы …………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

4. Значительное повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в СМИ, на телевидении, через кинофильмы;

 

Государство

1. Формирование необходимых инструментов и механизмов поддержки государственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы;

2. Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде во всех случаях, где это технологически возможно. Обеспечение полностью безбумажного документооборота не только между федеральными органами власти, но и во взаимодействии с регионами;

 

Глобализация

1. Активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов;

2. Выстраивание работы по содействию российским компаниям в поиске зарубежных технологических партнеров, по формированию и реализации совместных проектов, по разработке новых технологий и выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями из наиболее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых представительств Российской Федерации;

 

Инфраструктура:

1. Достройка и полноценный запуск механизма «инновационного лифта», в том числе за счет активизации деятельности Российского фонда технологического развития, в целях стимулирования инноваций среднего и крупного бизнеса

 

Эффективная наука:

1. Формирование сети ведущих вузов. Развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики. Формирование (по разным моделям и в разных формах) сети национальных исследовательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям технологического развития;

2. Перераспределение финансирования к активным исследовательским коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выделения средств на науку; повышение мобильности ученых между научными и вузовскими организациями;

 

Территории  инноваций:

1. Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров;

2. Формирование территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО.

 

Политика:

1. Радикальное повышение эффективности выработки и реализации Правительством Российской Федерации инновационной политики, в том числе через четкое распределение координирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определение ответственных за реализацию отдельных направлений политики;

2. Обеспечение приоритетности финансирования инноваций в следующем цикле бюджетного планирования.

 

 

Текущая ситуация ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ России

 

Общий вывод  по текущей ситуации с факторами  инновационного развития России –  несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в российской экономике не сформировалась окончательно тенденция инновационного поведения  бизнеса.

Критическими  проблемами ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру.

 

Цели  и задачи ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ России

Цель  Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный  путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

• доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40–50% в 2020 году (в 2009 году – 9,4%);

• доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году;

• удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 году (в 2008 году – 0,35%);

• валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 году (в 2009 году - 12,7%);

• удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году (в 2010 году - 4,9%);

• внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора;

• доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году (в 2010 году - 2,13%);

• число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science, повысится до 2,1 ссылок в 2020 году (в 2006 году - 1,51 ссылки на статью);

• не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings (в 2010 году - 1);

• количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5-3 тысячи (в 2009 году - 63);

• доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников, достигнет 25%.

Общий экономический  рост и темпы ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и т.д.

По оценкам, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ обеспечит  дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка  критериев оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию инвестиционного климата

 

В Минэкономразвития  России при участии деловых ассоциаций и экспертов Всемирного банка, отвечающих за подготовку исследования Doing Business, были отобраны направления для разработки системы количественных целевых индикаторов, в том числе: подключение к электросетям, упрощение процедур получения разрешения на строительство и ввода объектов в эксплуатацию, таможенное администрирование.

Для руководителей  федеральных органов исполнительной власти, ответственных за совершенствование  условий ведения бизнеса по указанным  направлениям, были предложены критерии оценки эффективности деятельности, отражающие достижение качественных и  количественных показателей в части  улучшения инвестиционного климата.

В настоящее  время данные критерии прорабатываются  с федеральными органами исполнительной власти и представителями предпринимательских  сообществ, включая представителей компаний-членов КСИИ и бизнес ассоциаций.

 

Сотрудничество  с международными институтами развития

 

На фоне обострившейся конкуренции в  борьбе за международные финансовые ресурсы Правительству Российской Федерации удалось не просто удержать, но и укрепить позиции России в  ряде международных институтов развития, среди которых заметно выделяются результаты работы с Европейский банком реконструкции и развития.

• В 2011 г. достигнут максимальный уровень финансирования ЕБРР проектов в России за все время работы банка в стране, в объеме € 2,9 млрд., а объём инвестиций в сферы промышленности, торговли и сельского хозяйства впервые превысил инвестиции в финансовый сектор;

• портфель проектов ЕБРР в России составляет на сегодняшний день € 9,5 млрд.;

• в 2011 году реализован крупнейший проект с участием ЕБРР в сфере энергоэффективности: приобретение двадцатилетних еврооблигации РЖД на сумму £140 млн. из общего выпуска в £350 млн;

• одобрена новая стратегия партнёрства Всемирного банка с Россией на ближайшие 5 лет, согласно которой зарезервирована возможность получения Россией кредитов по линии Международного банка реконструкции и развития в объеме до 5 млрд. долл. США.

 

Следующие шаги:

• реализация трудоемких проектов в приоритетных для российской стороны отраслях экономики;

• увеличение объема кредитования российских предприятий;

• создание Фонда технического сотрудничества Российской Федерации и ЕБРР для поддержки проектов в ключевых сферах российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сложность экономической и финансовой ситуации в стране, серьезные деформации в  российской экономике, продолжающийся инвестиционный кризис подводят к необходимости  переосмысления направлений экономической реформы, основанном на приоритете реальных инвестиций. Необходим как поиск новых инструментов регулирования инвестиционной сферы, так и совершенствование управления капиталовложениями.

Одна  из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую  добавленную стоимость. Поэтому  возникает острая необходимость  в получении предприятиями доступа  к передовым технологиям.

Теоретически  существуют два подхода. Можно пойти  по пути приобретения лицензий и ноу-хау  на известные технологии, виды продукции  и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический  потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным  со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная  деятельность осуществлялась исключительно  в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых  решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

При этом инновационным предприятиям не приходилось  надеяться на существенную поддержку  государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным  бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Прежде  всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и  т.д.). Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование  информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация науки (научных  центров, вузов), реформа высшего  образования в соответствии с  новыми потребностями. Кроме того, к  концу периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов (технополисов).

Следующий этап характеризуется внедрением инноваций  в производство, чрезвычайно высокой  долей затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов  на научных специальностях, все большей  ролью в финансировании НИОКР  частным сектором, созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственных лабораторий - отделений российских компаний, государственным страхованием широкомасштабных частных научных  проектов.

Наконец, необходима поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий). Следует  перейти от финансирования научных  организаций к финансированию конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные  проекты.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. - М:  Дело,  2009. - 280  с.

2. Баркер А. Алхимия инноваций. – М.: ООО «Вершина», 2010. - 224 с.

3. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.

4. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 2011. - 310 с.

5. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.

6. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с.

7. Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

8. Хагстрем Р.Г. Путь Уоррена Баффета. Стратегии инвестиций величайшего в мире инвестора. – М.: ЛОРИ, 2009. – 223 с.

9. Харин А. и др. Управление инновациями. В 3-х книгах. - Мн.: Высшая школа, 200. – 252 с.

Информация о работе Стратегия инноваций и инвестиций