Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия
изучить особенности оценки финансовой привлекательности предприятия
исследовать финансовые направления повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия……………………………………………………………….6
Факторы влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия……………………………………………………………..10
Методы оценки инвестиционной привлекательности…………….13
Повышение инвестиционной привлекательности предприятия..29
Заключение………………………………………………………………….39
Расчетная часть (Вариант 4) «Оптимизация структуры капитала предприятия»……………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………….49

Файлы: 1 файл

wqqee.docx

— 143.66 Кб (Скачать файл)

Если PI>1 – проект следует принять, PI<1 – отвергнуть, PI=1 – проект ни прибыльный, ни убыточный.

В отличие  от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV. либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

Реалистичность  оценок инвестиционной привлекательности  потенциала объектов инвестиций обеспечивается учетом ожиданий промежуточного потребителя (в рамках технологической цепочки), а также с помощью учета  ожиданий конечного потребителя. В  качестве последнего следует считать  самого инвестора. Его ожидания разумно  выявлять методом анкетного опроса. Подобный метод нужен, когда следует  оценить ожидания больших групп  покупателей, инвестирующих свои свободные  средства путем приобретения ценных бумаг. Если число инвесторов незначительно, как правило, при конкурсной продаже  собственности, можно применить  метод интервьюирования, либо сочетание этих двух методов.

Показатель инвестиционной привлекательности  объекта инвестиций рассчитывается по формуле: [12, 241-243]

где Si – показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта

       Фi – ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе

       Н – значение потребительского заказа.

В данном случае роль ключевого параметра всей системы  оценок выполняет потребительский  заказ. От того, в какой мере правильно  он будет сформирован, зависит степень  достоверности рассчитываемых показателей. Потребительский заказ рассматривается, как гипотетическая готовность будущего инвестора вкладывать свободные денежные средства в товарную собственность.

Предприятия со средней инвестиционной привлекательностью отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. Причем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.

Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

Потенциального инвестора, партнера и непосредственно руководство  предприятия интересует не только динамика изменения инвестиционной привлекательности  предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения  ее в будущем. Знать тенденцию  изменения данного показателя –  значит, с одной стороны, быть готовым  к затруднениям и принять меры для стабилизации производства или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффективности работы предприятия в слабых местах и т.д.

Таким образом, во многих методиках  оценки инвестиционной привлекательности  предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации  выступает оценка ее системы управления. Но, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической  модели фирмы, выбранной для целей  настоящего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Практически любое направление бизнеса в  наше время характеризуется высоким  уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства  компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять  сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда  руководство компании понимает, что  дальнейшее развитие невозможно без  притока инвестиций. Привлечение  инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

Основной  и наиболее общей целью привлечения  инвестиций является повышение эффективности  деятельности предприятия, то есть результатом  любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном  управлении должен являться рост стоимости  компании и других показателей ее деятельности.

Отдельно  стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников  компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как  правило, при стремлении собственников  сменить сферу деятельности, получив  при продаже бизнеса достаточные  средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой  и будут также рассмотрены  в данной работе.

Существуют  следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств.

Инвестирование  в акционерный капитал компании (прямое инвестирование)

Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются:

инвестиции  финансовых инвесторов;

стратегическое  инвестирование.

Инвестиции  финансовых инвесторов представляют собой  приобретение внешним профессиональным инвестором (группой инвесторов), как  правило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании в обмен  на инвестиции с последующей продажей данного пакета через 3-5 лет (в основном это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бумаг широкому кругу  инвесторов (в данном случае это  могут быть компании любого направления  деятельности или физические лица).

Инвестор  в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (то есть за счет выхода из бизнеса).

В связи  с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целесообразно для развития предприятия: модернизации или расширения производства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, в результате чего будет расти  стоимость компании и, соответственно, вложенный инвестором капитал.

Стратегическое  инвестирование представляет собой  приобретение инвестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании. Как правило, стратегическое инвестирование предполагает длительное или постоянное присутствие инвестора среди  собственников компании. Зачастую конечной стадией стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором.

В качестве стратегических инвесторов обычно выступают  предприятия-лидеры отрасли и крупные  объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора  является повышение эффективности  собственного бизнеса и получение  доступа к новым ресурсам и  технологиям.

Инвестирование  в форме предоставления заемных  средств 

Основные  инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы. (Лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме  заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества  в аренду. Однако по форме получения  дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам.) Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью  инвестора является получение процентного  дохода на вложенный капитал при  заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки  зрения его возможности исполнить  обязательства по выплате процентов  и возврату основной суммы долга.

Таким образом, всех инвесторов можно разделить  на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов  в форме процентов, и участники  бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.

Инвестиционная  привлекательность предприятия  для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые  к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности  предприятия выполнить обязательства  по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих  в бизнесе, — подтверждение способности  освоить инвестиции и увеличить  стоимость пакета акций инвестора.

Предприятие может провести ряд мероприятий  для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов). Основными  мероприятиями в этой связи могут  быть:

разработка  долгосрочной стратегии развития;

  • бизнес-планирование;
  • юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;
  • создание кредитной истории;
  • проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения  того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно  проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия).

Этот  анализ позволяет:

  • определить сильные стороны деятельности компании;
  • определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;
  • разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются различные  направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими  рисками и имеет наибольшее число  слабых сторон, формируются мероприятия  для улучшения положения по выделенным направлениям.

Отдельно  стоит отметить проведение юридической  экспертизы предприятия — объекта  инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности  предприятия являются:

  • права собственности на земельные участки и другое имущество;
  • права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;
  • юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным  нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе  предприятия любой инвестор придает  юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности  на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих  пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность  контролировать направления расходования вложенных средств.

Проведение  диагностики состояния предприятия  является основой для разработки стратегии развития. Стратегия —  это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений  деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет  предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени  в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует  видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента  предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В нашей практике были случаи, когда  инвестор не рассматривал локальные  проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку  проекты не были связаны с общей  концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала  реализацию локальных проектов и  давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия  в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет  для инвесторов, заинтересованных в  долгосрочном развитии предприятия, а  именно, участвующих в бизнесе.

Информация о работе Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия