Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия
изучить особенности оценки финансовой привлекательности предприятия
исследовать финансовые направления повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия……………………………………………………………….6
Факторы влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия……………………………………………………………..10
Методы оценки инвестиционной привлекательности…………….13
Повышение инвестиционной привлекательности предприятия..29
Заключение………………………………………………………………….39
Расчетная часть (Вариант 4) «Оптимизация структуры капитала предприятия»……………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………….49

Файлы: 1 файл

wqqee.docx

— 143.66 Кб (Скачать файл)

Имея  долгосрочную стратегию развития, предприятие  переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты  деятельности, обосновываются объем  необходимых инвестиций и схема  финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет  оценить способность предприятия  вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить  проценты. Для инвесторов-собственников  бизнес-план является основанием для  проведения оценки стоимости предприятия  и, соответственно, оценки стоимости  капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития. Например, одно из ведущих предприятий  Северо-Запада, работающее в стекольной отрасли, в процессе работы с венчурным  инвестором провело разработку комплексного бизнес-плана своего проекта. Несмотря на низкую стоимость активов предприятия  по сравнению с суммой необходимых  инвестиций, инвестор оценил предприятие  как инвестиционно привлекательное, поскольку бизнес-план обосновал  потенциал роста предприятия  для инвестора и увеличение стоимости  капитала.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами  и инвесторами-собственниками. В  этой связи возможно проведение мероприятий  по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа  на относительно небольшую сумму  с коротким сроком погашения. После  погашения займа предприятие  в глазах инвесторов перейдет на качественно  иной уровень, как кредитор, способный  своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме  следующих выпусков облигационных  займов, так и прямые инвестиции.

Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности  предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа  реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка  и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться  по нескольким направлениям.

Направления:

1. Реформирование  акционерного капитала. Данное направление  включает в себя мероприятия  по оптимизации структуры капитала  — дробление, консолидация акций,  все описанные в Законе об  акционерных обществах формы  реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий  является повышение управляемости  компании или группы компаний.

2. Изменение  организационной структуры и  методов управления. Данное направление  реформирования нацелено на совершенствование  процессов управления, обеспечивающих  основные функции эффективно  действующего предприятия, и организационных  структур предприятия, которые  должны соответствовать новым  процессам управления. Реструктуризация  систем управления предприятий  и оргструктуры может включать  в себя:

  • выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;
  • нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;
  • введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;
  • налаживание информационных потоков в части управленческой информации;
  • проведение других сопутствующих мероприятий.

3. Реформирование  активов. В рамках реструктуризации  активов можно выделить реструктуризацию  имущественного комплекса, реструктуризацию  долгосрочных финансовых вложений  и реструктуризацию оборотных  активов. Данное направление реструктуризации  предприятия предполагает любое  изменение структуры его активов  в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением  необходимых активов, оптимизацию  состава финансовых вложений (краткосрочных  и долгосрочных), запасов, дебиторской  задолженности. 

4. Реформирование  производства. Данное направление  реструктуризации нацелено на  совершенствование производственных  систем предприятий. Целью в  данном случае может быть повышение  эффективности производства товаров,  услуг; повышение их конкурентоспособности,  расширение ассортимента или  перепрофилирование. Реструктуризация  производства может включать  следующие мероприятия:

  • снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;
  • расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

освоение  новой коммерчески перспективной  продукции или услуг;

другие мероприятия.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся  к нескольким из перечисленных выше направлений.

В процессе повышения инвестиционной привлекательности  одно из крупнейших российских ювелирных  предприятий провело комплексное  реформирование системы управления. Проведение реформирования было вынужденным  шагом для руководства компании, поскольку ей не удавалось привлечь инвестиции в необходимом объеме. В результате реформирования была повышена эффективность системы контроля затрат, бюджетирования, контроля исполнения планов. Следствием проведенных мероприятий  стал рост рентабельности деятельности и появились реальные основания  для инвестора рассматривать  предприятие как способное эффективно освоить инвестиции.

Отдельно  стоит упомянуть о ситуации, когда  целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа  предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и  имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное  увеличение ее стоимости для потенциальных  покупателей.

В общем  виде предпродажная подготовка предполагает проведение следующих мероприятий:

1) Анализ отрасли, в которой действует предприятие, а также отраслей, являющихся потребителями и поставщиками для нее. Целью анализа является выявление компаний и объединений, занимающих лидирующие или близкие к лидирующим позиции. При этом отслеживается информация о процессах укрупнения, фактах слияний и поглощений в анализируемых отраслях.

2) Оценка стоимости бизнеса, выявление основных факторов, влияющих на стоимость. Определение ключевых характеристик компании, привлекательных для целевых групп инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации в качестве таких характеристик могут выступать: доступ к определенным ресурсам, новым технологиям, развернутая сбытовая сеть, высокая потенциальная рентабельность при условии существенных капиталовложений и т. д.

3) Проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании. На данном этапе могут быть проведены все перечисленные выше мероприятия, необходимый их набор и последовательность проведения зависят от желаемых сроков подготовки предприятия к продаже и изначального наличия интереса инвесторов к предприятию.

4) Подготовка информационного меморандума для представления компании инвесторам, размещение пресс-релизов в информационных службах, взаимодействие с инвестиционными институтами, действующими на рынке слияний/поглощений и инвесторами напрямую.

5) Проведение переговоров с инвесторами — потенциальными покупателями компании и осуществление сделки.

Таким образом, подготовка предприятия к привлечению  инвестиций или к продаже —  достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие  может сформировать программу мероприятий  для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы  позволяет ускорить привлечение  финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что  описанные выше возможные мероприятия  не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение  эффективности ее работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мною  в данной работе была рассмотрена  сущность категории «инвестиционная  привлекательность». Существует несколько  трактовок данного определения, но, обобщив их, можно сформулировать следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия  – это система экономических  отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса  и поддержания его конкурентоспособности. Опираясь на накопленный отечественный  и зарубежный опыт, доказано, что  инвестиционная привлекательность  предприятий выступает основным механизмом привлечения инвестиций в экономику.

Инвестиционная  привлекательность зависит от внешних (уровень развития региона и отрасли, расположение данного предприятия) и внутренних (деятельность внутри предприятия) факторов.

Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности  предприятия являются инвестиционные риски (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).

Также факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность, подразделяются на: производственно-технологические; ресурсные; институциональные; нормативно-правовые; инфраструктурные; деловая репутация  и другие.

Инвестиционная  привлекательность с точки зрения отдельного инвестора может определяться различным набором факторов, имеющих  наибольше значение в выборе того или иного объекта инвестирования.

В текущих  условиях хозяйствования сложились  несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый базируется на показателях финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Второй подход использует понятие инвестиционного  потенциала, инвестиционного риска  и методы оценки инвестиционных проектов. Третий подход основывается на оценке стоимости предприятия. Каждый из методов  имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше подходов и методов  будет использовано в процессе оценки, тем будет больше вероятность  того, что итоговая величина будет  объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.

Делая общую оценку инвестиционной привлекательности предприятия, необходимо изучить показатели за 3-5 лет. При этом нельзя дать правильную оценку указанных показателей только в отношении одного конкретного предприятия отдельно от окружающей среды. Оценка инвестиционной привлекательности   должна базироваться на комплексном подходе к субъекту хозяйствования как к объекту исследования в конкретной системе хозяйствования.

В ходе оценки инвестиционной привлекательности  предприятия рекомендуется также  изучить возможности предприятия  продолжать свою деятельность в будущем (оценка неплатежеспособности и вероятности  банкротства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ (ВАРИАНТ 4)

«Оптимизация  структуры капитала предприятия»

 

Вы являетесь  финансовым менеджером ОАО «Центр», производящего продукты питания. Сформирован  баланс на 01.01.2003 г. (табл.2.1). Требуется:

1. Проанализировать  структуру активов и пассивов  баланса, рассчитать аналитические  показатели и сделать предварительные  выводы о политике формирования  активов и финансовых ресурсов, финансовой устойчивости, платежеспособности  и ликвидности.

2. Сформировать  заключение о финансовом положении  предприятия.

3. Дать  рекомендации по оптимизации  финансовой структуры капитала.

4. Построить  прогнозную финансовую отчетность  на следующий плановый период  при условии роста выручки  от реализации на Х% (задается  преподавателем).

Указания  к решению задачи «Оптимизация структуры капитала предприятия»

1. Ознакомиться  с п. 2—3 данных указаний, выполнить  задание. Полученные результаты  оформить в рабочей тетради.

2. Анализ  относительных показателей проводится  по любой из существующих методик  оценки финансово-имущественного  положения предприятия на основе  данных баланса. Целью проводимого  анализа является не расчет  показателей (табл. 2.2), а формирование предварительного заключения о состоянии предприятия.

 

Решение:

 

1. Рассчитаем  удельный вес активов и пассивов  предприятия в валюте баланса.  Данные занесем в табл. 2.1.

- в структуре  активов произошло заметное уменьшение  доли внеоборотных активов на  конец года с 80,93% до 66,06%, хотя  в денежном выражении их величина  даже увеличилась;

Информация о работе Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия