Теоретические основы иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть этапы регулирования иностранных инвестиций в России.
В работе используются термины и определения, применяемые в экономической науке. Теоретическую основу данной работы составляют труды специалистов в области экономики и менеджменте, а так же научная, учебная и методическая литература по рассматриваемой теме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….3
1. Теоретические основы иностранных инвестиций
1.1. Понятие иностранных инвестиций…………………………………..4
1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций………………………..6
2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ…………10
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в РФ…………………………………………………………………………..14
2.3. Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

иностранные инвестиции.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….3

1. Теоретические  основы иностранных инвестиций 

1.1. Понятие иностранных  инвестиций…………………………………..4

1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций………………………..6

2. Государственное  регулирование иностранных инвестиций  в России

2.1. Правовое  регулирование иностранных инвестиций  в РФ…………10

2.2. Инвестиционный  климат и динамика иностранных  инвестиций в РФ…………………………………………………………………………..14

2.3. Основные  проблемы стимулирования и регулирования  притока иностранных инвестиций………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………….27

Приложение 1……………………………………………………………..28

Приложение 2……………………………………………………………..29

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Введение

 

В настоящее время в России перспективы для инвесторов слишком многообещающие, чтобы их игнорировать. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Актуальность данной темы заключается в том, что грамотная  инвестиционная политика государства  способствует улучшению инвестиционного  климата в стране, усилению притока иностранных инвестиций и развитию экономики как основы процветания страны. Если не финансировать свою фундаментальную науку, то с неизбежностью придется финансировать чужую.

Целью данной работы является рассмотреть этапы регулирования  иностранных инвестиций в России.

В работе используются термины  и определения, применяемые в  экономической науке. Теоретическую  основу данной работы составляют труды  специалистов в области экономики  и менеджменте, а так же научная, учебная и методическая литература по рассматриваемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы иностранных инвестиций 

 

1.1. Понятие иностранных инвестиций

 

Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов  от ВВП России. Однако их значение гораздо  выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

Иностранные инвестиции в  большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.

Высокие мировые  цены на нефть уменьшают зависимость  России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний. Кроме повышения суверенного кредитного рейтинга, на инвестиционную привлекательность России положительно влияют следующие факторы: высокая доходность инвестиций; потребительская активность россиян; привлекательность внутреннего рынка; устойчивый рост экономики; наличие квалифицированной рабочей силы[8].

Структура поступлений  иностранных инвестиций имеет следующий  вид:

Прямые инвестиции (стратегические) – вложение свободных  денежных средств в акционерный  капитал компании, дающее право на участие в управлении. Задача инвестора – повысить эффективность работы компании с тем, чтобы получить более высокий доход на инвестиции.

 Портфельные инвестиции  – вложение денежных средств  в акции с целью получения  дохода за счет роста их  курсовой стоимости и/или получения  дивидендов.

 Возвратные инвестиции – кредиты, выдаваемые инвесторами компании.

Особенности трех видов инвестиций обусловлены различными предпочтениями инвесторов по критерию «риск-доходность». Наименее рисковые и доходные вложения – возвратные инвестиции, затем  идут прямые и портфельные инвестиции в порядке возрастания рисков и доходностей. Доля портфельных инвестиций, как правило, наименьшая среди данных видов инвестиций в Россию. Это связано с низкой привлекательностью миноритарных пакетов акций российских компаний относительно прямых инвестиций (дающих возможность участвовать в управлении бизнесом) и предоставления кредитов.

Кроме того, по сложившейся  в России практике ведения бизнеса  часто имеет место ущемление  прав миноритарных инвесторов. Для  улучшения инвестиционного климата российские власти реализуют несколько направлений структурных реформ. Проводится административная реформа, цель которой - убрать основное препятствие на пути ведения предпринимательской деятельности - административные барьеры. Также идет реформа системы государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Разрабатываются механизмы защиты прав собственности, в том числе инвесторов и акционеров, механизмы разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Пока, однако, специалисты оценивают эти меры как не слишком эффективные.

Вводятся новые инвестиционные механизмы – особые экономические зоны (ОЭЗ), частногосударственное партнерство и Инвестиционный фонд. По данным российских властей, иностранные инвесторы проявляют большой интерес к возможностям особых экономических зон. До сих пор российским законодательством было предусмотрено два вида таких зон – промышленно-производственные и технико-внедренческие.

 

1.2. Пути привлечения иностранных инвестиций

 

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

1.   создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

2.   создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

3. приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

4.   приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т. р.;

5.   предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса:

- во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен,

- во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое  финансирование капиталовложений в  экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих  случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может  иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в  государственной монополии) без  ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США.

В перечисленных  отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.  Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:

1. С точки  зрения соблюдения национальных  интересов; 

2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для  этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры.

Стимулировать приток портфельных инвестиций следует  во все отрасли экономики. Они  обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России практически нет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

2. Государственное регулирование  иностранных инвестиций в России

 

2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ

 

Правовое регулирование  любых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иных ключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию «иностранная инвестиция» Определение этой категории имеет большое теоретическое и практическое значение. В частности, для лица, осуществляющего инвестиции, всегда важно заранее знать, будут ли его действия, например, приобретение акций и облигаций, приобретение или предоставление имущества, рассматриваться как инвестиции. В свою очередь государство, признавая то или иное лицо иностранным инвестором, тем самым признает его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе[15].

Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ). Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Также закон  определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль и условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Основные гарантии:

− гарантия правовой защиты деятельности;

− гарантия использования  иностранным инвестором различных  форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;

− гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора  другому лицу;

− гарантия компенсации  при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

Информация о работе Теоретические основы иностранных инвестиций