Что касается Европы,
то здесь следует отметить таких игроков,
как государственные компании, университеты
и прочие источники. Также следует отметить,
вложения в венчурные предприятия составляют
значительную часть кредитного портфеля
европейских банков (в Германии в 90-х годах
XX в. банки обеспечивали до половины всего
венчурного капитала).
В России венчурное
инвестирование только начинает развиваться,
и данный процесс движется крайне
медленно - сказывается влияние факторов,
оказывающих воздействие на все
бизнес-процессы в России: высокие темпы
инфляции, упор на краткосрочные инвестиции,
слабая юридическая и судебная база.
И все же есть
положительные тенденции. Уже существуют
первые и сравнительно удачные примеры
инвестирования венчурных предприятий.
Например, Московскую строительную фирму
"Рик-С" никто не знал, пока ее менеджеры
не вложили деньги в новую технологию
- золочение поверхностей путем анодированного
нанесения микропленки. Разработка оказалась
золотой во всех смыслах: кроме золотой
медали на Всемирном салоне изобретений
в Брюсселе в 1997 году, выигран тендер на
золочение куполов храма Христа Спасителя.
Новые заказы не заставили себя ждать:
фирма золотила Лужники, храм Александра
Невского в Софии, мечеть в Альметьевске.
Еще один пример
удачного венчурного проекта в России:
в Ярославле было налажено производство
мини-двигателей для авиамоделей. Сейчас
компания, производящая эти двигатели,
заняла прочное положение и в России, и
на западных рынках. Как будет использован
этот опыт прагматичными инвесторами,
покажет время. Но уже сейчас понятно,
что данный опыт обязательно должен быть
поддержан на государственном уровне.
О влиянии венчурного бизнеса на экономику
государства и о необходимости государственной
поддержки венчурному бизнесу речь пойдет
ниже.
1.3 Государство и венчурное
предпринимательство
1.3
Государство и венчурное
предпринимательство
Несмотря на
свои малые размеры, венчурные предприятия
в настоящее время играют решающую
роль в развитии экономики индустриальных
стран. Именно венчурные предприятия обеспечивают
быстрое перевооружение всего производства
страны на современной научно-технической
основе и реструктуризацию производства.
Не существует
каких-либо специальных действий, которые
могут привести к значительному
возрастанию активности венчурного капитала.
Скорее для поощрения активности венчурного
капитала требуется широкий спектр действий
как со стороны "предложения", так
и со стороны "спроса". Действия со
стороны "предложения" должны быть
направлены как на финансовые институты,
так и на частных лиц.
Выявление ключевых
факторов, которые влияют на развитие
венчурного капитала, является очень важным
в случае, если предполагается вмешательство
государства с целью стимулирования активности
венчурного капитала.
Можно указать
следующие четыре направления, подходящие
для вмешательства правительства.
1. Создание подходящей
фискальной и правовой среды,
для чего необходимо:
- ввести
налоговые льготы для частных
лиц, инвестирующих не котируемые на
фондовой бирже компании;
- побуждать
пенсионные фонды выделять часть своих
активов специально для инвестирования
в венчурный капитал;
- обеспечивать,
чтобы правовое регулирование не
отталкивало от инвестиций в венчурный
капитал.
2. Уменьшение
рисков и увеличение доходности
инвесторов.
Это особенно важно
для стимулирования фондов венчурного
капитала, специализирующихся на инвестициях,
находящихся на ранних стадиях развития
проектов, а также при инвестировании
в технологии, когда издержки не зависят
от величины инвестиций. Результаты могут
быть достигнуты следующими способами:
- налоговые
льготы на время инвестирования ;
- полное
или частичное субсидирование издержек
инвестора на первоначальную экспертизу
проекта с целью его оценки;
- компенсация
затрат на участие в управлении и
поддержку менеджмента, например, через
программы консалтинговой поддержки;
- гарантия
покрытия части, убытков, понесенных в
результате инвестирования.
3. Повышение
ликвидности.
Высокая степень
риска лишает институциональных
инвесторов желания, инвестировать
в фонды венчурного капитала и является,
основным фактором, препятствующим привлечению
средств в фонды, которые специализируются
на инвестициях в начальные и ранние стадии
развития проектов. Фонды венчурного капитала
нуждаются в том, чтобы инверторы были
в состоянии реинвестировать свои средства,
что может быть достигнуто следующими
способами:
- поощрение
возникновения фондов капитала развития,
которые инвестируют капитал
в "ростковые" проекты;
- замена
государственного финансирования частным
с тем, чтобы фонды
- "росткового"
капитала реинвестировали свои средства.
4. Содействие
предпринимательству
- поощрение
образования новых фирм путем
инициатив, которые помогают предпринимателю
и создают "предпринимательский
климат"
- поддержка
развития "сетей деловых ангелов"
для создания каналов связи
- между, "деловыми
ангелами" и предпринимателями, нуждающимися
в финансах.
Особую роль
в государственной поддержке
развития инновационной деятельности
в научно- технической сфере играет
Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической
сфере.
Основными задачами
Фонда являются:
- содействие
проведению государственной политики
формирования рыночных отношений в
научно-технической сфере путем
поддержки создания и развития инфраструктуры
малого инновационного предпринимательства,
поощрения конкуренции через привлечение
финансовых ресурсов и их целевое и эффективное
использование для реализации программ
и проектов по созданию производства наукоемких
продуктов;
- участие в
разработке, проведении экспертизы, конкурсном
отборе и реализации федеральных, отраслевых,
региональных программ и проектов, обеспечивающих
демонополизацию процесса создания и
освоения новых технологий, насыщение
рынка произведенными
на их основе конкурентоспособными товарами;
- содействие
созданию новых рабочих
мест для эффективного
использования имеющегося в Российской
Федерации научно –технического потенциала;
- поддержка
освоения и внедрения новых
технологий и "ноу-хау"
с использованием патентов и лицензий;
- привлечение
на конкурентной основе субъектов малого
предпринимательства, отечественных и
иностранных инвесторов к реализации
государственных научно- технических
программ и заказов.
Для реализации
основных задач Фонд имеет право:
- предоставлять
для реализации федеральных, региональных
и отраслевых программ и высокоэффективных
проектов малого инновационного предпринимательства
финансовую помощь на возвратной основе
с оплатой за использование средств федерального
бюджета в размере до 1/2 действующей учетной
ставки Центрального банка Российской
Федерации, выступать залогодателем, поручителем,
гарантом по обязательствам юридических
и физических лиц.
- финансировать
мероприятия по подготовке и повышению
квалификации кадров для малого предпринимательства
в научно -технической сфере;
- финансировать
научные исследования, экспертизу проектов,
научно-практические конференции, симпозиумы,
выставки и другие мероприятия, в том числе
международные, связанные с основными
направлениями деятельности Фонда;
Исходя из выше
сказанного, можно сделать вывод,
что государство видит свою главную
задачу в формировании законодательства
и в финансовом стимулировании венчурного
предпринимательства. Обе эти задачи взаимоувязаны,
так как формы финансового стимулирования
и поощрения закрепляются законами, прежде
всего законом о государственном бюджете.
При этом на первый план выходит задача
поощрения вложений в малые венчурные
предприятия с высокими темпами роста.
Главные рычаги воздействия правительства
на венчурное предпринимательство - вырабатываемые
им различные схемы финансирования венчурных
предприятий применительно к разным этапам
их развития и в разных формах организации
в виде различных грантов, льготных схем,
гарантий под банковские кредиты и т.д.
Глава 2. Анализ развития
венчурного бизнеса
в России
2.1
Современное состояние
венчурного рынка России:
проблемы и пути решения
Первый опыт
венчурного бизнеса в России состоялся
в 1994 году, когда по инициативе Европейского
банка реконструкции и развития
было создано одиннадцать венчурных
фондов. Затем была создана Российская
Ассоциация Венчурного Инвестирования
в 1997 году. Задачей данной ассоциации было
создание благоприятного климата для
развития венчурного бизнеса и представление
интересов членов РАВИ в России и за рубежом.
На сегодняшний
день в стране складываются не совсем
благоприятные условия для развития венчурного
предпринимательства. Главными
проблемами в этом являются:
- Недостаточность
инвестиций в данный бизнес.
Это является результатом
большого риска в реализации проекта
в условиях неопределенности его
успеха. Также в нашей стране пока еще
не достаточно профессиональных инвесторов,
способных поддерживать все стадии инновационного
процесса.
- Государство
недостаточно активно поддерживает
развитие венчурного
предпринимательства.
- Недостаточное
количество проектов с высокотехнологической
точки зрения.
- Недостатки
в законодательной базе по части
защиты интеллектуальной собственности
и авторских прав, как разработчика,
так и инвестора проекта.
- Так же, для
развития инвестирования в венчурный
бизнес, налогообложение должно стать
льготным.
Чтобы преодолеть
данную ситуацию необходимо создать
наиболее благоприятные условия
для венчурных инвестиций и работы
инновационных фирм. Так же опыт зарубежных
стран может помочь выйти из данной ситуации.
Например, было
бы правильным разработать льготное налогообложения
для инновационных фирм. Максимальное
на что сейчас может рассчитывать бизнес
на начальной стадии развития- это лишь
упрощенная система налогообложения.
То есть start- up приравниваются к уже сформировавшимся
субъектам экономики, что по сути является
неправильным. Инновационные start-up находятся
в стадии развития и к ним должно быть
особое отношение со стороны государства.
Также необходимо
предоставлять льготы и инвестору
проекта. Так как он идет на большой
риск, вкладывая деньги в инновационный
бизнес.
Полезным было
бы создать условия для того, чтобы
большие объемы частного капитала перетекали
в инновационный сектор. К примеру,
как уже практикуют большинство
стран, благодаря льготному налогообложению
на прибыль, получаемую от инвестиций
в малые инновационные фирмы.
Из-за того, что
форма закрытого паевого инвестиционного
фонда не реализует потребности
инновационного инвестирования в достаточной
форме, то в России необходимо разработать
организационно- правовую форму, которая
бы отражала всю суть деятельности венчурного
бизнеса.
Это предотвратит,
например, неразвитость режима commitments
(резервирование средств) – это когда
инвестор не вносит средства , а дает
свое согласие на предоставление их по
просьбе венчурных предпринимателей.
Это упрощает для управляющей компании
разработку и управление инновационными
проектами.
По мнению многих
специалистов в данной бизнес - области
самым простым способом регистрации
венчурного бизнеса является договор
простого товарищества. Поэтому было
бы полезным увеличение случаев регистрации
фондов именно в этой удобной для инвесторов
форме.
Изменить ситуацию,
сложившуюся в нашей стране на
сегодняшний день может только правильная
политика, все стороны должны четко
понимать, что венчурный бизнес в
России только развивается и к нему необходимо
применять особые меры.
2.2
Перспективы развития
венчурного предпринимательства
в России.
Существует
достаточно проблем, которые мешают
развитию венчурного предпринимательства
в России. Но не смотря на это, сегодня
складываются достаточно благоприятные
условия для преодоления этих трудностей
и дальнейшего развития данного бизнес
– сектора.
Государственными
структурами предпринимают попытки
изменить ситуацию в лучшую сторону.
Так в 2000 году по распоряжению правительства
был создан Венчурный Инвестиционный
Фонд. Его задачей является оказание поддержки
в создании фондом с западным и российским
капиталом.