Содержание
Введение
1.Теоритическая часть
1.1Виды параметрического
исследования
1.2 Описание процесса исследования
(по этапам и стадиям)
1.3Выбор метода исследования,
его обоснование, описание
Заключение
Список используемых источников
Введение
Значимость систем управления
в достижении целей и решении
задач, стоящих перед организациями,
нельзя переоценить. В связи с
этим специалистам в области менеджмента
необходимо иметь знания, умения и
навыки по их исследованию. Квалифицированно
проведенные исследовательские
работы СУ позволят обеспечить развитие
теории и практики построения новых
и совершенствования действующих систем
управления, что создаст в дальнейшем
условия для более эффективного их функционирования.
Исследования могут быть разнообразными.
Необходимо видеть и понимать это разнообразие,
чтобы выбирать наиболее подходящие к
определенной деятельности. Упорядочить
всю совокупность самых различных типов
исследований можно в матрице типологического
анализа. Она представляет собой дихотомическое
представление различных типов исследований,
выделенных по различными критериям. Критерии
отражают основные характеристики исследования
и его практические потребности.
Исследования можно
определить как практические
и научно - практические (образовательные).
Есть исследования, предназначенные
просто для разработки эффективных
решений и достижения желаемого
результата, но есть исследования,
ориентированные на перспективу,
обновление знаний, повышение образовательного
уровня. Можно строить исследования
в различной степени привлекая к его проведению
аппарат научного анализа, научной методологии.
Исследования могут быть эмпирического
характера, т.е. опираться преимущественно
на накопленный опыт и ближайший, непосредственный
результат. Современное управление, отражающее
особенности и условия развития производства
и общества, технологии и самого человека,
все в большей и большей мере нуждается
в исследовательском подходе. Он способствует
динамичности и перспективности управления,
росту его инновационного потенциала
и повышению профессионализма в принятии
управленческих решений, научности управления.
В процессах развития управления возникают
новые реальности и новые потребности,
которые определенным образом отражаются
и на содержании управления. Сегодня одной
из основных функций управления становится
функция исследования. Она является следствием
возрастающей динамичности и диверсификации
управления, важным фактором антикризисного
управления, повышения роли и значения
профессионализма в управлении. Исследование,
как научное изучение и процесс познания,
всегда находилось под пристальным вниманием
многих исследователей. В условиях рыночных
отношений и конкуренции особым вниманием
объективно пользуются исследовательские
работы по улучшению управления организациями
и предприятиями. При этом, как правило,
элементы любой системы представляют
собой системы (подсистемы) более низкого
порядка, а каждая система, в свою очередь,
обычно выступает как отдельный элемент
более высокого порядка. Например, применительно
к системам управления экономикой страны
можно определить в ней множество подсистем,
которые являются частью целого - всей
экономики и также образуют свою систему.
Системы управления организацией также
представляет собой самостоятельную систему,
но может входить в систему более высокого
порядка (например, в систему управления
холдингом и т.д.).
1 Теоретическая часть
1.1 Тестирование в исследовании
систем управления
Особым методом исследования
управления, наиболее популярным
в современных условиях и, пожалуй,
достаточно эффективным является
метод тестирования.
Тест - это метод изучения
глубинных процессов деятельности
человека, посредством его высказываний
или оценок факторов функционирования
системы управления (данное определение
наиболее полно подходит для
исследований систем управления).
Большую роль в исследовании
при помощи тестирования играет
конструкция теста. Тест включает
набор высказываний и оценок по определенной
проблеме или ситуации. Оценки могут быть
упрощенные или шкалированные. Шкала может
иметь цифровые оценки в виде рейтинговых
коэффициентов или выбора степени согласия.
Конструкция теста
должна предполагать возможность
обработки его результатов по
определенным статистическим программам.
Каждый тест имеет ключ, позволяющий
обработать полученную информацию
в соответствии с целями тестирования.
При составлении теста необходимо
учитывать его основные характеристики.
Надежность - одна из главных и
важнейших характеристик. Ее связывают
с точностью, определяющей возможность
измерения, перевода в количественные
показатели. Надежность определяется
целью, задачами и характером
тестового исследования, качеством
высказываний. Валидность тестов - способность
отражать и измерять то, что оно должен
отражать и измерять по замыслу, целям.
Это относится не только к самому тесту,
но и к процедуре его проведения.
В управлении при
помощи тестирования можно исследовать
проблемы использования ресурсов
(в частности, важнейшего из
них - времени), уровень квалификации
персонала, распределение функций
управления, сочетание формального
и неформального управления, стиль
управления и пр.
Большую роль в исследовании
систем управления при помощи
тестирования играет конструкция
теста. Тест включает набор высказываний
и оценок по определённой проблеме или
ситуации. Оценки могут быть упрощённые
(типа «согласен» - «не согласен» или шкалированные
(типа «совершенно верно», «верно», «скорее
верно, чем неверно», «трудно сказать»
и.т.д.). Шкала может иметь цифровые оценки
в виде рейтинговых коэффициентов или
выбора степени согласия.
Конструкция теста должна
предполагать возможность обработки
его результатов по определённым
статистическим программам. Каждый тест
имеет ключ, позволяющий обработать
полученную информацию в соответствии
с целями тестирования.
В исследовании систем
управления при любом психологическом
диагностировании на основе выявления
психологических свойств личности
принимается квалифицированное
решение о наличии у испытуемого
(клиента) определенного психологического
состояния. При психологическом консультировании
в исследовании систем управления, прежде
чем давать какие-либо советы клиенту,
квалифицированный психодиагност должен
правильно поставить диагноз, оценить
суть проблемы, волнующей клиента.
Состояние клиента
тоже определяется как в начале,
так и в конце психокоррекционной
работы. В эффективности принимаемых коррекционных
мер должен убедиться не только экспериментатор,
но и сам клиент. Ведь вера в успех является
одним из важнейших факторов эффективности
любого терапевтического воздействия.
В обоих случаях
основными психодиагностическими
средствами выступают наблюдение,
беседы и тестирование. Тестирование
является основным инструментарием
практического психолога, специалиста
по психодиагностике и находит
широкое применение исследовании
систем управления.
По форме представления
тесты можно разделить на два
основных типа: -
стандартизированные и проективные.
Стандартизированные в свою очередь делятся
на два подтипа: тест-опросники и тест-задания.
Стандартизированными называются
тесты, прошедшие этап стандартизации
(проверку на валидность и надёжность,
соответствие другим требованиям, предъявляемым
к тестам). Такие тесты ориентированы на
оценку и могут служить надёжным средством
психодиагностики.
Тест-опросник содержит серию
вопросов, по ответам на которые судят
о психологических качествах испытуемого.
В тест-задании испытуемому предлагается
серия соответствующих заданий, по итогам
выполнения которых определяют наличие
или отсутствие и степень развития у него
характерологических черт (свойств личности).
Достоинством стандартизированных
тестов является возможность
дифференцированного их применения
(серии стандартизированных тестов
разрабатываются применительно
к различным возрастным группам
людей, уровню образования, жизненному
опыту и профессии). С помощью
стандартизированных тестов получают
количественные оценки, по которым
можно сравнивать выраженность
психологических свойств испытуемого
с их выраженностью в популяции.
Недостатком стандартизированных
тестов является определенная возможность
влияния испытуемого на результаты
тестирования в соответствии с одобряемыми
характерологическими чертами личности.
Эти возможности увеличиваются,
если обучаемые знают содержание
теста, а также методику оценки поведения
и изучаемых психологических
качеств личности.
Другим недостатком
стандартизированных тестов является
определенная трудность обеспечения
индивидуального подхода к испытуемым
в процессе тестирования. У людей
с пониженной стрессоустойчивостью
возникают определенные нарушения саморегуляции,
они начинают волноваться, ошибаться в
элементарных для них вопросах. Вовремя
заметить такую реакцию на тест - задача,
которая по силам лишь квалифицированному
и добросовестному экспериментатору.
В определенных условиях
применение стандартизированных
тестов (тест-опросников и тест-заданий)
становится просто нецелесообразным.
Это относится к тем случаям, когда испытуемые
не желают признавать у себя отрицательные
личностные качества и мотивы поведения
либо просто не в состоянии осознать их
наличие. В этих ситуациях прибегают к
использованию проективных тестов.
Проективные тесты предназначены
для изучения психологических особенностей
людей и их поведения, особенностей,
которые вызывают негативное отношение
со стороны самих испытуемых. В
основе проективных тестов лежит
механизм проекции, согласно которому
неосознаваемые психологические свойства
личности и недостатки поведения
индивид склонен приписывать другим
людям. О психологических особенностях
испытуемого судят на основании того,
как он воспринимает и оценивает соответствующие
ситуации, поведение людей, какие личностные
качества и мотивы он им приписывает.
Проективные методики
обладают определёнными достоинствами.
Человек в своём восприятии
жизненных ситуаций (отображение
которых представлено в проективных
тестах) преобразует их сообразно
своей индивидуальности, своего
видения жизненных коллизий. Проективные
методики как бы «портретируют»
свою индивидуальность человека,
не прямо, а косвенным путём
позволяют изучать его эмоциональные
особенности и невротические
реакции.
При исследовании систем
управления важную роль играет
организация и проведение тестирования.
Система управления – это
совокупность двух взаимодействующих
подсистем (управляющей и управляемой
– объект управления), образующих новую
систему – систему управления.
Эффективность управления системой
рассматривается как степень
достижения цели функционирования.
Система управления
предприятием должна отвечать
современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью
производства, позволяющей быстро
менять ассортимент изделий (услуг).
Это обусловлено тем, что жизненный
цикл продукции (услуг) стал
короче, а разнообразие изделий
и объём выпуска разовых партий
– больше;
- быть адекватной сложной
технологии производства, требующей
совершенно новых форм контроля,
организации и разделения труда;
- учитывать серьёзную
конкуренцию на рынке товаров
(услуг), в корне изменившую отношение
к качеству продукции, потребовавшую
организовать послепродажное обслуживание
и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования
к уровню качества обслуживания
потребителей и времени выполнения
договоров, которые стали слишком
высокими для традиционных производственных
систем и механизмов принятия
управленческих решений;
- учитывать изменение
структуры издержек производства;
- принимать во внимание
необходимость учёта неопределённости
внешней среды.
Для решения представленных
проблем существует объективная
необходимость в исследованиях,
анализе существующего положения.
При проведении тестирования
следует использовать следующие
методологические принципы:
1. Проблема – это противоречие,
которое предстаёт нам иногда в качестве
абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо,
нелогично, абстрактно). Методология работы
с проблемой обеспечивает качественное
планирование исследования, и его организацию.
2. Принцип оценки: любые
события, явления, противоречия
мы оцениваем по критериям
важности, объективности, актуальности,
связи с другими явлениями,
сложности.
3. Принцип распознавания.
Всегда возникает необходимость
отождествления, сравнения, определения
класса явления, принадлежности
к определённой типологической
группе. Это позволяет глубже
понять новое явление, определить
его свойства и характер, сделать
оценку более существенной.
Методологические принципы
исследования помогают найти эффективный
вариант его проведения, целенаправленного
осуществления. Принципы – это правила
деятельности, которые её, с одной
стороны, ограничивают, а с другой
стороны – поддерживают, потому
что они отражают концентрированный
опыт успешного исследования.
Организация проведения
тестирования во многом зависит
от верного подбора и соблюдения
принципов тестирования. К основным
принципам тестирования, которые
находят своё применение в
исследовании систем управления,
относятся принципы действенности
и достоверности.
Действенность теста
– точность, с которой тест, интервью
и т.п. оценивает то, для чего
он был разработан, или выполняет
предопределённую ему функцию.
Действенность отвечает на вопрос:
«Оценивает ли этот тест то,
для оценки чего он был предназначен?».
Действенность теста всегда определяется
по тому, что он оценивает. При
найме на работу термин «действенность»
означает, что тест относится
к выполнению данной работы, другими
словами, что результаты теста
должны дать представление о
способности человека выполнять
определённую работу. Если это
не подтверждается, то дальнейшая
проверка не имеет никакого
смысла. Тестирование характеризуется
двумя основными параметрами,
показывающими его действенность:
эффективностью критериев и действенностью
содержания.