Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель работы – выявить является ли участие в олимпиадах выражение академической активности.
Задачи теоретического исследования:
На основе анализа литературы по данной проблематике
1) Изучить олимпиадное движение как инновационную форму организации обучения;
2) Изучить проявление академической активности в условиях олимпиадного движения;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД 5
1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения. 5
1.2 Академическая активность в условиях олимпиадного движения 10
ГЛАВА 2. ОЛИМПИАДЫ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14
2.1 Опыт проведения олимпиад по социальной работе 14
2.2 Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года 19
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОЛИМПИАДАХ. 22
3.1. Программа и методы исследования 22
3.2 Анализ данных исследования 24
3.3. Выводы по исследованию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАД 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
В 2012 году кафедра социальной
работы вошла в состав Института
комплексной безопасности и была
преобразована в кафедру
На наш взгляд решением этому вопросу может послужить организация дополнительных занятий для подготовки к олимпиаде, либо разработка пособия (методички) для подготовки к олимпиаде, уточнение списка литературы для подготовки. Посещение дополнительных занятий позволит выявить действительно заинтересованных студентов.
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Опыт активного обучения посредством
участия в олимпиадном движении подтверждает,
что с помощью его форм, методов и средств
можно достаточно эффективно решать целый
ряд задач, труднодостижимых в условиях
традиционного обучения: формирование
профессионально-
Рассмотренный компонент олимпиадного движения по учебным дисциплинам – предметные олимпиады обеспечивают, на наш взгляд, решение задачи по развитию креативности и формированию творческих компетенций специалистов в области социальной работы лишь в случае, если они подкреплены творческой деятельностью обучающихся в рамках олимпиадных микрогрупп и их информальным образованием в единой информационной олимпиадной сети.
2. Олимпиады по учебным
дисциплинам призваны не
3. Уникальна среда олимпиадного
движения тем, что участниками
предметных олимпиад являются
не только школьники и
4. В целом, можно сделать следующие обобщения. Как очевидные положительные моменты можно отметить – стабильное количество участников ( примерно 30 человек на мероприятие); расширение кругозора участников, которые видят социальную работу в новом свете; хороший уровень гуманитарных знаний участников и победителей; стабильный энтузиазм в работе членов жюри: в судействе олимпиады с удовольствием принимают участие специалисты разных учреждений и уровней власти.
Программный вопрос исследовании – как влияет участие в олимпиадах на академическую активность студентов?
Цель: выявить является ли участие в олимпиадах выражением академической активности.
Предмет исследования: академическая активность студентов
Объект: студенты кафедры социальной работы и социальной безопасности (1-5 курс, направлений социальная работа и организация работы с молодежью), преподаватель кафедры.
Выборка составила 34 человека,
из них 34 участники социальной олимпиады
«Социальная безопасность в современном
обществе. 4 человека – участники
Всероссийской социальной олимпиады,
1 человек – преподаватель
База исследования: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Институт комплексной безопасности кафедра социальной работы и социальной безопасности.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что участие является способом выражения академической активности студентов.
Задачи эмпирического исследования:
Методами исследования выступают анкетирование и интервью.
Интерпритация понятий:
Предметная Олимпиада – состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
Социальная Олимпиада - это олимпиады среди студентов, обучающихся по социально-значимым специальностям; олимпиады для школьников, в основе которых лежат важнейшие социальные проблемы.
Активность личности –
форма проявления активности, выражающаяся
в волевых актах и личностном
самоопределении и
Академическая активность – неустоявшееся понятие, по нашему мнению включающее активную позицию студентов в рамках усвоения академических дисциплин, научной деятельности, формировании и развитии творческого потенциала студентов.
Результаты анкетирования предоставлены в виде диаграмм.
Анализ результатов
Рисунок 1. Пол респондентов
По полученным данным (рис.1), мы видим, что из респондентов, принявших участие в социальной олимпиаде «Социальная безопасность в современном обществе» 13, 5 % юноши, 86,5% девушки. На наш взгляд, это обусловлено общим соотношением юношей и девушек обучающихся по специальности.
Рисунок 2. Курс респондентов
По полученным данным (рис.2) мы видим, что участие в олимпиаде принимают студенты всех курсов: но самое большое количество участников 35,2% студенты первого курса, это говорит о том, что заинтересованность студентов присутствует. Так же 24,3% студенты 3 курса, 18,9% студенты 2 курса, 13,5 студенты 4 курса и 8,1% студенты 5 курса. Что позволяет говорить о мотивации студентов к участию в олимпиаде.
Рисунок 3. Участие в олимпиаде
Большинство опрошенных респондентов (рис.3) 67,6% принимаю участие в олимпиаде первый раз, мы предполагаем, что это обусловлено не достаточной осведомленностью студентов.
Рисунок 4. Получаемая специальность
5. Что для вас значит
участие в олимпиаде по
Рисунок 5. Значение участия в олимпиаде
По полученным данным (рис.5), мы видим, что для большинства опрощенных респондентов (36%) участие в Олимпиаде это проверка знаний, самоанализ умений и навыков, связанных с будущей профессией, для других респондентов (23,4%) стимулирование к новым знаниям, самопознанию. Это говорит о том, что проявление академической активности у студентов, участвующих в Олимпиаде ярко выраженно. Для 15,6% опрошенных участие в олимпиаде является обменом идеями, мнениями, советами и рекомендациями, для 14,1% возможность заявить о себе, своих способностях, талантах и умениям, что является выражением, как формального, так и неформального социального образования. Формальное является самостоятельным направлением системы образования, имеющим исторические, научные и практические предпосылки своего возникновения. Неформальное же, в свою очередь представлено как совокупность знаний и компетенций социальной направленности, полученных вне специального образования. Все это в совокупности является проявлением академической активности, выраженной в обмене опытом, полученном студентами как в ВУЗе, так и при творческом взаимодействии с конкретными личностями, дополнительного образования. Для 7,8% опрошенных респондентов, участие в олимпиаде это повышение своей квалификации, пополнение и систематизация знаний и для 3,1% студентов участие в олимпиаде это перспектива карьерного роста.
6. Работа по специальности
Рисунок 6. Работа по специальности
По полученным данным (рис.6), мы видим, что 81% опрошенных респондентов предполагают в будущем работать по специальности, что говорит, о заинтересованности студентов в участии в олимпиаде. И лишь 18% опрошенных не планирует работать по специальности.
7. Хотели бы вы принять
участие во всероссийской
Рисунок 7. Желание участвовать в ВОС
По полученным данным (рис.7), мы видим, что больше половины опрошенных респондентов 56,8% хотели бы участвовать во всероссийской олимпиаде по социальной работе, это говорит о том что проявлять академическую активность студенты готовы и на более масштабном уровне.
8. Почему Вы участвуете в олимпиаде
Рисунок 8. Мотивация к участию в олимпиаде.
52,3% опрошенных респондентов (рис.8) т.е. чуть больше половины участвует в Олимпиаде потому что это интересно, что ещё раз подтверждает академическую активность студентов. 18,2% участвуют потому что рассчитывают на академическое поощрение, что немало важно для мотивации в участии. 15,9% пошли «за компанию» и 13,6% хотели бы принять участие во всероссийской олимпиаде.
9. Участие на следующий год
Рисунок 9. Желание принять
участие в олимпиаде в
86,5% респондентов предполагают (рис.9) принять участие в олимпиаде на следующий год и лишь 13,5% не собираются принимать участие. По полученным данным, можно сделать вывод о том, что студентам безусловно интересно участвовать в олимпиадах и почти все участники предполагают участвовать снова и снова.
10. Оцените уровень заданий по сложности
Рисунок 10. Уровень сложности заданий
По полученным данным (рис.10) , мы видим, что 86,5% респондентов оценивают уровень сложности на 2, 8,1% на 3 и 5,4% на 1. Это говорит, о том, что сложность заданий приемлема и возможно даже усложить задания.
11. Считаете ли вы возможным усложнить задания олимпиады?
Рисунок 11. Усложение заданий.
67,6% считают (рис.11) возможным усложнить задания олимпиады и 32,4% считают задания приемлимыми для олимпиады. Это говорит, о том что задания олимпиады являются продуманными, уровень сложности приемлем.
12. Предложения
В качестве меры поощрения, респонденты предложили следующие:
- билет в театр или музей;
- сладкое поощрение;
- поощрение на экзамене;
- сертификат об участии.
Тематика следующей олимпиады:
- добавить психологию, этику, историю СР;