Академическая активность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить является ли участие в олимпиадах выражение академической активности.
Задачи теоретического исследования:
На основе анализа литературы по данной проблематике
1) Изучить олимпиадное движение как инновационную форму организации обучения;
2) Изучить проявление академической активности в условиях олимпиадного движения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД 5
1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения. 5
1.2 Академическая активность в условиях олимпиадного движения 10
ГЛАВА 2. ОЛИМПИАДЫ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14
2.1 Опыт проведения олимпиад по социальной работе 14
2.2 Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года 19
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОЛИМПИАДАХ. 22
3.1. Программа и методы исследования 22
3.2 Анализ данных исследования 24
3.3. Выводы по исследованию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАД 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

курсовая, Пеньевская.docx

— 254.35 Кб (Скачать файл)

2.2 Организация  и итоги студенческой олимпиады  2013 года

В 2012 году кафедра социальной работы вошла в состав Института  комплексной безопасности и была преобразована в кафедру социальной работы и социальной безопасности. Таким образом, концепт «социальная  безопасность»  получил академическую  базу для развития. Коллектив кафедры  надеется, что традиции и опыт проведения олимпиад по социально-значимым профессиям в рамках факультета социальной работы Поморского государственного университета, а также затем на базе кафедры  социальной работы Института педагогики, психологии и социальной работы САФУ им. Ломоносова, получат новое звучание в рамках образовательной политики Института комплексной безопасности САФУ им. Ломоносова.        В 2013 году коллектив кафедры социальной работы и социальной безопасности организовал социальную олимпиаду «Социальная безопасность в современном обществе».  Олимпиада проходила в два этапа. Первым этапом было тестовое задание (Приложение 1), вторым этапом была групповая работа по сбору пазла (Приложение 2) . С текстом заданий можно ознакомиться в приложении.  Итоги тестового задания сведены в таблицу результатов (Приложение 3). По приведенной таблице (Приложение 3) мы видим, следующие результаты:

    1. Самое большее количество ошибок допущено в вопросах посвященных знанию инфраструктуры города Архангельска, а именно знанию первых лиц города. Возможно, это обусловлено тем, что студенты редко сталкиваются с вышеупомянутыми. Либо с их плохой работой. Возможность улучшения знаний по данному вопросу, мы видим в организации встреч студентов в руководителями (уполномоченными в данной сфере деятельности), либо в проведении экскурсий в социальные учреждения города для более полного ознакомления с деятельностью учреждений и специалистов.
    2. Группой проблемных вопросов для студентов стали вопросы, посвященные антропологии детства и истории педагогики. Возможно, это обусловлено не полным изучение материала, получаемого на лекциях, отсутствием дополнительных занятий.

На наш взгляд решением этому вопросу может послужить  организация дополнительных занятий  для подготовки к олимпиаде, либо разработка пособия (методички) для  подготовки к олимпиаде, уточнение  списка литературы для подготовки. Посещение дополнительных занятий  позволит выявить действительно  заинтересованных студентов.

    1. Так же много ошибок допущено в вопросах направленных на знание общеобразовательных дисциплин.
    2. Меньшее количество ошибок допущено в вопросах, посвященных законодательству, что говорит о том, что правовое обеспечение достаточно полно изучено и освоено студентами.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Опыт активного обучения посредством участия в олимпиадном движении подтверждает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в условиях традиционного обучения: формирование профессионально-ориентированной мотивации к учебной деятельности; выработка системного мышления специалиста, подразумевающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; приобретение навыка коллективной мыслительной и практической работы, формирование навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу;развитие творческого потенциала личности.

Рассмотренный компонент  олимпиадного движения по учебным дисциплинам  – предметные олимпиады обеспечивают, на наш взгляд, решение задачи по развитию креативности и формированию творческих компетенций специалистов в области социальной работы лишь в случае, если они подкреплены творческой деятельностью обучающихся в рамках олимпиадных микрогрупп и их информальным образованием в единой информационной олимпиадной сети.

2. Олимпиады по учебным  дисциплинам призваны не только  формировать творческие компетенции,  но и развивать нравственные  характеристики и лидерские качества  личности. Академическая активность  является неотъемлемой частью  олимпиадного движения.

3. Уникальна среда олимпиадного  движения тем, что участниками  предметных олимпиад являются  не только школьники и студенты, но и учителя школ, преподаватели  вузов. Интеллектуальный потенциал  педагогов здесь тоже востребован  и развивается: в ходе подготовки  учеников, при разработке олимпиадных  задач. Максимальное использование  творческого потенциала, научной  и профессиональной эрудиции, установление  межпредметных связей, критический анализ – это тренировка интеллектуальных способностей.

4. В целом, можно сделать следующие обобщения. Как очевидные положительные моменты можно отметить – стабильное количество участников ( примерно 30 человек на мероприятие); расширение кругозора участников, которые видят социальную работу в новом свете; хороший уровень гуманитарных знаний участников и победителей; стабильный энтузиазм в работе членов жюри: в судействе олимпиады с удовольствием принимают участие специалисты разных учреждений и уровней власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ  В ОЛИМПИАДАХ.

3.1. Программа  и методы исследования

Программный вопрос исследовании – как влияет участие в олимпиадах на академическую активность студентов?

Цель: выявить является ли участие в олимпиадах выражением академической активности.

Предмет исследования: академическая  активность студентов

Объект: студенты кафедры  социальной работы и социальной безопасности (1-5 курс, направлений социальная работа и организация работы с молодежью), преподаватель кафедры.

Выборка составила 34 человека, из них 34 участники социальной олимпиады  «Социальная безопасность в современном  обществе. 4 человека – участники  Всероссийской социальной олимпиады, 1 человек – преподаватель кафедры  социальной работы и социальной безопасности, готовивший студентов к участию  в олимпиаде.

База исследования: Северный (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова Институт комплексной  безопасности кафедра социальной работы и социальной безопасности.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что участие является способом выражения академической активности студентов.

Задачи эмпирического исследования:

  • Исследовать мотивацию студентов к участию в олимпиадах;
  • Выявить стимулирует ли участие в олимпиадах к получению новых знаний, успешному освоению дисциплин.

Методами исследования выступают  анкетирование и интервью.

Интерпритация понятий:

Предметная Олимпиада  – состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального  образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в  области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

Социальная Олимпиада  - это олимпиады среди студентов, обучающихся по социально-значимым специальностям;  олимпиады для школьников, в основе которых лежат важнейшие социальные проблемы.

 

Активность личности –  форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная  представлением о себе самом как  о «субъекте — причине» того, что происходит и должно происходить  в окружающем мире. [6]

 

Академическая активность –  неустоявшееся понятие, по нашему мнению включающее активную позицию студентов в рамках усвоения академических дисциплин, научной деятельности, формировании и развитии творческого потенциала студентов.

3.2 Анализ данных  исследования

Результаты анкетирования  предоставлены в виде диаграмм.

Анализ результатов

 

  1. Укажите ваш пол

Рисунок 1. Пол респондентов

По полученным данным (рис.1), мы видим, что из респондентов, принявших участие в социальной олимпиаде «Социальная безопасность в современном обществе» 13, 5 % юноши, 86,5% девушки. На наш взгляд, это обусловлено общим соотношением юношей и девушек обучающихся по специальности.

 

  1. Укажите ваш курс

Рисунок 2. Курс респондентов

По полученным данным (рис.2) мы видим, что участие в олимпиаде принимают студенты всех курсов: но самое большое количество участников 35,2% студенты первого курса, это говорит о том, что заинтересованность студентов присутствует. Так же 24,3%  студенты 3 курса, 18,9% студенты 2 курса, 13,5 студенты 4 курса и 8,1% студенты 5 курса. Что позволяет говорить о мотивации студентов к участию в олимпиаде.

  1. Какой раз вы принимаете участие в олимпиаде?

Рисунок 3. Участие в олимпиаде

Большинство опрошенных респондентов (рис.3) 67,6%  принимаю участие в олимпиаде первый раз, мы предполагаем, что это обусловлено не достаточной осведомленностью студентов.

  1. По какой специальности обучаетесь

Рисунок 4. Получаемая специальность

5. Что для вас значит  участие в олимпиаде по социальной  работе?

Рисунок 5. Значение участия  в олимпиаде

По полученным данным (рис.5), мы видим, что для большинства опрощенных респондентов (36%) участие в Олимпиаде это проверка знаний, самоанализ умений и навыков, связанных с будущей профессией, для других респондентов (23,4%)  стимулирование к новым знаниям, самопознанию. Это говорит о том, что проявление академической активности у студентов, участвующих в Олимпиаде ярко выраженно. Для 15,6% опрошенных участие в олимпиаде является обменом идеями, мнениями, советами и рекомендациями, для 14,1% возможность заявить о себе, своих способностях, талантах и умениям, что является выражением, как формального, так и неформального социального образования. Формальное является самостоятельным направлением системы образования, имеющим исторические, научные и практические предпосылки своего возникновения. Неформальное же, в свою очередь представлено как совокупность знаний и компетенций социальной направленности, полученных вне специального образования. Все это в совокупности является проявлением академической активности, выраженной в обмене опытом, полученном студентами как в ВУЗе, так и при творческом взаимодействии с конкретными личностями, дополнительного образования. Для 7,8% опрошенных респондентов, участие в олимпиаде это повышение своей квалификации, пополнение и систематизация знаний и для 3,1% студентов участие в олимпиаде это перспектива карьерного роста.

6. Работа по специальности

Рисунок 6. Работа по специальности

По полученным данным (рис.6), мы видим, что 81% опрошенных респондентов предполагают в будущем работать по специальности, что говорит, о заинтересованности студентов в участии в олимпиаде. И лишь 18% опрошенных не планирует работать по специальности.

7. Хотели бы вы принять  участие во всероссийской олимпиаде  по социальной работе/организации  работы с молодежью?

Рисунок 7. Желание участвовать  в ВОС

По полученным данным (рис.7), мы видим, что больше половины опрошенных респондентов 56,8% хотели бы участвовать во всероссийской олимпиаде по социальной работе, это говорит о том что проявлять академическую активность студенты готовы и на более масштабном уровне.

8. Почему Вы участвуете  в олимпиаде

Рисунок 8. Мотивация к  участию в олимпиаде.

52,3% опрошенных респондентов (рис.8) т.е. чуть больше половины участвует в Олимпиаде потому что это интересно, что ещё раз подтверждает академическую активность студентов. 18,2% участвуют потому что рассчитывают на академическое поощрение, что немало важно для мотивации в участии. 15,9% пошли «за компанию» и 13,6% хотели бы принять участие во всероссийской олимпиаде.

9. Участие на следующий  год

Рисунок 9. Желание принять  участие в олимпиаде в следующем  году

86,5% респондентов предполагают (рис.9) принять участие в олимпиаде на следующий год и лишь 13,5% не собираются принимать участие. По полученным данным, можно сделать вывод о том, что студентам безусловно интересно участвовать в олимпиадах и почти все участники предполагают участвовать снова и снова.

10. Оцените уровень заданий  по сложности

Рисунок 10. Уровень сложности заданий

По полученным данным (рис.10) , мы видим, что 86,5% респондентов оценивают уровень сложности на 2, 8,1% на 3 и 5,4% на 1. Это говорит, о том, что сложность заданий приемлема и возможно даже усложить задания.

11. Считаете ли вы возможным  усложнить задания олимпиады?

Рисунок 11. Усложение заданий.

67,6% считают (рис.11) возможным усложнить задания олимпиады и 32,4% считают задания приемлимыми для олимпиады. Это говорит, о том что задания олимпиады являются продуманными, уровень сложности приемлем.

12. Предложения

В качестве меры поощрения, респонденты предложили следующие:

- билет в театр или  музей;

- сладкое поощрение;

- поощрение на экзамене;

- сертификат об участии.

Тематика следующей олимпиады:

- добавить психологию, этику,  историю СР;

Информация о работе Академическая активность студентов