Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:36, контрольная работа
Ноу-хау или служебная и коммерческая тайна - это информация, в отношении которой установлен особый режим охраны. В отличие от монопольного права на использование, например, запатентованного изобретения, в отношении ноу-хау закон охраняет право владельца на защиту его имущественных интересов в случае незаконного способа получения или разглашения этой информации третьими лицами. Условия таких гарантий со стороны закона - неизвестность этой информации, а также принятие надлежащих мер по сохранению ее в тайне со стороны владельца.
Введение……………………………………………………………………..…. 3
1. Определение ноу-хау ……………………………………………………… 4
2. Признаки ноу-хау ………………………………………………………..... 7
3. Цель и практика применения ноу-хау………………………….………….10
4. Классификация ноу-хау……………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………….…………. 17
План.
Введение…………………………………………………………
1. Определение ноу-хау ……………………………………………………… 4
2. Признаки ноу-хау ………………………………………………………..... 7
3. Цель и практика применения ноу-хау………………………….………….10
4. Классификация ноу-хау……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….…………. 17
Введение.
Формирование рынка научно-технической продукции, в основе которой всегда лежат новые знания как результат интеллектуальной деятельности человека, требует внимательного отношения к вопросам защиты имущественных прав в отношении таких достижений и умелого использования предоставляемых законодательством различных форм охраны этих прав.
Ноу-хау или служебная и коммерческая тайна - это информация, в отношении которой установлен особый режим охраны. В отличие от монопольного права на использование, например, запатентованного изобретения, в отношении ноу-хау закон охраняет право владельца на защиту его имущественных интересов в случае незаконного способа получения или разглашения этой информации третьими лицами. Условия таких гарантий со стороны закона - неизвестность этой информации, а также принятие надлежащих мер по сохранению ее в тайне со стороны владельца.
1. Определение ноу-хау.
Термин "ноу-хау" (know how) впервые был использован в договорной практике между компаниями Великобритании и США. Первоначально под ноу-хау понимали информацию, специально опущенную заявителем в описании изобретения, и придавали смысл - "знать, как применять патент". временем термин ноу-хау утратил свое первоначальное значение и стал пониматься буквально - "знать, как сделать"1. Этому способствовало и то, что ноу-хау стало самостоятельным объектом сделок, в том числе, не связанных с запатентованными изобретениями.
Существуют различные определения ноу-хау. В частности, известный специалист в этой области - немецкий юрист Г. Штумпф, отмечая большое разнообразие и не выделяя единственно правильного, определяет ноухау как, "...техническое, коммерческое и производственно-экономическое знание и опыт, использование которых покупателем ноу-хау позволяет и дает ему возможность произвести и реализовать предмет по соглашению, а также осуществлять другую производственную деятельность, как, например, организацию и управление производством"2.
Для отечественных разработчиков более известным было определение, данное в "Инструкции о порядке работы по продаже лицензий и оказанию услуг типа "инжиниринг", где под ноу-хау понимаются:
"...не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности:
• различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны за рубежом, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов или изделий, научноисследовательских, опытно-конструкторских, пусконаладочных и тому подобных работ; разработки и использования технологических процессов; составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и т.п., методы и способы лечения, поиска и добычи полезных ископаемых;
• знания и опыт административного, экономического, финансового и иного порядка"3.
В отечественном законодательстве первое нормативное определение ноу-хау и условия его охраны были даны в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (далее - Основы) следующим образом:
"Обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования третьими лицами при условии, что:
1) эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Срок охраны ограничивается временем действия названных условий. Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений"4.
Таким образом, в данной статье:
• зафиксировано определение объекта ноу-хау как технической,
организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства;
• перечислены три условия в отношении этой информации, наличие которых необходимо для того, чтобы ее обладатель имел право на защиту от незаконного использования - "ценность в силу неизвестности третьим лицам", "отсутствие свободного доступа " и "сохранение в тайне";
• определен срок охраны - неограниченно во времени;
• зафиксирована обязанность лица, неправомерно использующего
ноу-хау, возместить убытки, причиненные обладателю ноу-хау;
• гарантировано право использовать ноу-хау лицу, самостоятельно и
добросовестно получившему такую информацию.
Принципиально новым по сравнению с известными определениями ноу-хау в данном случае является не определение предметного характера информации, а установление особого вида гражданских прав - права на сохранении в тайне коммерчески ценной информации и права на защиту от незаконного ее использования третьими лицами.
В настоящее время эти права закреплены в статье 1465 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ):
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами5.
2. Признаки ноу-хау
Анализируя оба определения, можно сформулировать признаки, характеризующие ноу-хау с предметной и правовой сторон.
1. Ноу-хау не относится к государственным секретам. Закон РФ "О государственной тайне" ограничивает объем сведений, которые, составляют государственную тайну и не могут рассматриваться как служебная и коммерческая тайны. После рассекречивания такой информации применительно к ней могут возникать уже гражданские правоотношения, в том числе и право на сохранение ее в тайне в качестве ноу-хау и, соответственно, право на возмещение причиненных убытков, связанных с незаконным получением и разглашением этой информации третьими лицами. Однако одновременно говорить об информации как о государственной тайне и как о ноу-хау неправомерно.
2. К ноу-хау не относятся устав и другие учредительные документы предприятия, сведения, представляемые по формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, и иные сведения, определенные постановлением Правительства РСФСР от 5.12.1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
3. Под ноу-хау, помимо научно-технических решений, понимают также знания нетехнического характера, которые ранее в рамках существовавших правовых возможностей не охранялись. С этой точки зрения объектами ноу-хау могут являться, например, методы рациональной организации производства, в частности, графики профилактического ремонта оборудования, осуществляемого без остановки производства, результаты изучения конъюнктуры рынка, обзоры литературы, из которых можно получить информацию о технических и потребительских характеристиках конкурирующих товаров, и т. п.
4. Для ноу-хау, имеющего научно-технический характер, не имеет значения его уровень. Это могут быть как простейшие технические решения, так и решения, на которые их владелец мог бы получить патент на изобретение, но предпочел сохранить это решение в тайне.
5. Для того чтобы использовать ноу-хау, зачастую необходимо обладать специальными знаниями, т. е. быть специалистом в соответствующей области науки и техники. Ноу-хау не может быть прямо заимствовано из доступных источников, оно является результатом творческой работы, которую приходится делать в процессе подготовки и организации производства, изготовления и коммерческой реализации продукции. Ноу-хау можно определить как сплав знаний и опыта.
6. Ноу-хау связано непосредственно с производством любого рода. Большинство специалистов склоняется к тому, что к техническим ноу-хау можно относить только те решения, которые могут быть уже сегодня осуществлены промышленным путем. Это вполне логично, если вспомнить, что само понятие "ноу-хау" связывают, прежде всего, с "...ценностью в силу неизвестности другим". Действительно, о "ценности" можно говорить, когда эти знания и опыт непосредственно используются. В то же время, нельзя не отметить справедливость более широкого толкования, когда к ноу-хау относят новые знания, использование которых требует некоторого времени и дополнительных творческих усилий, т. е. они имеют "потенциальную" коммерческую ценность. Понятно, что в этом нет серьезного противоречия, поскольку действительную пользу от потенциальной разделяет только время.
7. Ноу-хау не защищаются патентами в стране, где оно создано, или в других странах. В противном случае, в силу обязательного опубликования заявочных материалов, патентных описаний, эта информация становится общедоступной и перестает быть ноу-хау по определению. Если ноу-хау становится общедоступным, то оно теряет коммерческую ценность для ее прежнего владельца, так как исчезает преимущество, определенное неизвестностью этих знаний для других.
8. Ноу-хау является секретом производства, что предполагает конфиденциальный режим его использования. Охрана ноу-хау со стороны владельца заключается в принятии целого ряда мер, помогающих сохранить его в тайне, а со стороны государства - в предоставлении владельцу ноу-хау права на защиту его имущественных интересов, выраженное в праве на возмещение убытков, причиненных несанкционированным получением или разглашением ноу-хау.
9. Признаком ноу-хау является "отсутствие свободного доступа на законном основании" к информации, составляющей ноу-хау. Под этим понимается: отсутствие какого-либо обнародования сведений в любых источниках (или средствах) информации; отсутствие свободного доступа на предприятие, к технологическому оборудованию, использующему ноу-хау, или непосредственно к информации, составляющей ноу-хау; невозможность без дополнительных творческих усилий понять ноу-хау по результатам его применения, например, технологии изготовления по товару6.
3. Цель и практика применения ноу-ха
Как следует из определения ноу-хау, его предметное содержание может быть самым различным. В качестве объектов ноу-хау могут быть разные по своему содержанию знания и опыт, в том числе технические (конструкторские, технологические, производственные, математические), экономические (финансовые, коммерческие, рекламные, сбытовые), управленческие, правовые.
Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.
Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон7.
4. Классификация ноу-хау