Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:36, контрольная работа
Ноу-хау или служебная и коммерческая тайна - это информация, в отношении которой установлен особый режим охраны. В отличие от монопольного права на использование, например, запатентованного изобретения, в отношении ноу-хау закон охраняет право владельца на защиту его имущественных интересов в случае незаконного способа получения или разглашения этой информации третьими лицами. Условия таких гарантий со стороны закона - неизвестность этой информации, а также принятие надлежащих мер по сохранению ее в тайне со стороны владельца.
Введение……………………………………………………………………..…. 3
1. Определение ноу-хау ……………………………………………………… 4
2. Признаки ноу-хау ………………………………………………………..... 7
3. Цель и практика применения ноу-хау………………………….………….10
4. Классификация ноу-хау……………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………….…………. 17
Сведения, относящиеся к техническим ноу-хау, как правило, содержат информацию о результатах научных исследованиях, новых технологических процессах, продуктах, методах измерения и т. п., и, в частности, содержаться:
• в заявках на выдачу патента, которые находятся в стадии оформления или по которым не было публикаций;
• научных отчетах;
• конструкторских чертежах;
• лабораторных макетах объектов новой техники;
• методиках проведения экспериментов;
• протоколах испытаний;
• перечнях проведенных научно-исследовательских работ;
• статистических расчетах;
• данных о составе и характеристиках материалов;
• чертежах оборудования;
• спецификации;
• документации по изготовлению;
• инструкциях по настройке оборудования;
• инструкциях по применению технических средств, технологий;
• документации к компьютерным программам, в том числе руководстве пользователя.
Экономическое ноу-хау связано, как правило, с определенными знаниями конъюнктуры рынка, опытом ведения коммерческих операций, сведениями о наиболее выгодных формах использования денежных средств, операциях с ценными бумагами, структуре цен на производимые товары и т. п. Источниками такой информации являются:
• договоры с контрагентами;
• картотеки клиентов и поставщиков;
• данные финансово-бухгалтерской отчетности (балансу);
• данные об экономической стороне организации производства;
• схемы финансовых операций;
• информация о рынках сбыта;
• сведения о тактике и времени выхода на рынок;
• сведения о размерах скидок, об условиях платежей, ценах;
• данные по методам рекламы;
• методики обучения коммерческого персонала предприятия;
• бизнес-планы инвестиционных и коммерческих проектов;
• аналитические прогнозные отчеты по развитию бизнеса.
Содержание управленческого ноу-хау обычно заключается в структуре и методах управления, позволяющих наладить эффективное взаимодействие различных производственных и управленческих структур фирмы, в решении кадровых вопросов.
Управленческое ноу-хау представляют схемы управления производством, картотеки штатных сотрудников, сведения о наличии свободных мест, заработной плате, соотношении штатных сотрудников и совместителей и т. п.
Правовые ноу-хау обычно связаны с применением организационно правовых форм предпринимательской деятельности, налогами, кадрами и т. д.
Следует отметить, что в качестве экономических, управленческих, правовых ноу-хау не может быть признана информация, которая в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства РСФСР не может составлять коммерческую тайну и должна предоставляться государственным контролирующим органам по их запросам.
Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся главой 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)»Гражданского кодекса РФ и законом РФ «О коммерческой тайне».
Заключение.
В 1991 году отечественное законодательство в области охраны интеллектуальной собственности предоставило возможность правовой охраны ноу-хау. В соответствии с "Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик", вступившими в силу с января 1992 года, научно-технические достижения могут охраняться как ноу-хау, а владельцы ноу-хау имеют право на защиту от незаконного его использования третьими лицами. Вступивший в действие с 1 января 1995 года новый Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепил эту норму, введя понятие "служебной и коммерческой тайны" как информации, которая может быть сохранена ее владельцем в тайне, и в отношении которой защищаются указанные права как право на возмещение убытков, причиненных незаконным получением и разглашением этой информации. Тем самым, законодательно закреплен один из важных принципов свободного предпринимательства - право на коммерческую тайну. Особенности ноу-хау как информации (знаний), ценность которой заключается в том, что она неизвестна другим лицам, выделяют этот объект среди других результатов интеллектуальной деятельности - объектов промышленной собственности и объектов авторского права, и определяют форму защиты ноу-хау, которая заключается в сохранении втайне этой информации.
Действующее законодательство предполагает защиту прав владельца ноу-хау, включая возмещение ему убытков, понесенных из-за незаконного использования ноу-хау. При этом ответственность третьих лиц возникает вследствие незаконного метода получения информации или ее разглашения, что относит охраны прав на ноу-хау к области законодательства о недобросовестной конкуренции.
Одной из особенностей ноу-хау является отсутствие каких-либо ограничений на предметную область, объект ноу-хау. Ценность может представлять как техническая, так и организационная или иная информация, подпадающая под определение ноу-хау. В организационном плане охрана ноу-хау является заботой его владельца. Если владелец не предпринимает мер по сохранению конфиденциальности информации, то он утрачивает право на защиту своих интересов в судебном порядке. Важное значение приобретает организация на предприятии мер, направленных на своевременное выявление таких секретов и обеспечение их конфиденциальности в процессе использования и передачи третьим лицам.
Принципиальное отсутствие каких-либо охранных документов, сохранение в тайне сущности ноу-хау накладывает специфические особенности на действия, связанные с использованием ноу-хау в собственном производстве, а также передачей и продажей ноу -хау. Практически все эти вопросы регулируются в рамках договоров, заключаемых владельцем ноу-хау с его работниками, контрагентами, а также лицом, заинтересованным в приобретении ноу-хау и его использовании. От умения грамотно вести переговоры и составить договор о передачи ноу-хау во многом зависит как коммерческий результат, получаемый владельцем, так и эффективная защита его прав.
В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще — пакет патентов), и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса).
Список использованной литературы.
1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне" // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3 В. Н. Троян, И. Ф. Леонов, Т. И. Матвеева. Коммерческая тайна: как ее сохранить? //Патенты и лицензии. -1995. -№ 1-2. -С. 9-13.
4 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик - от 31 мая 1991. Распространены на территорию РФ Постановлением ВС РФ от 14.07.92 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы".// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5 Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 (ред. от 03.10.2002) "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6 Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. 160 с. // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7 Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: монография / С.М. Михайлов, Е.А. Моргунова, А.А. Рябов и др.; под общ. ред. Е.А. Моргуновой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014. 176 с.