Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:15, реферат
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей.
Введение……………………………………………………….…………………………………..…….3
1. Понятие инновации и инновационного процесса……….……….……….…3
2. Понятие диффузии инноваций…………………………………………………….……6
3. Субъекты инновационного процесса…………………………………………….….9
4. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса………………………………………………………………….…12
5. распространение инноваций и диффузия, конечный этап инновационного процесса……………………………………………………………….…...15
5.1 Диффузная модель Э. Роджерса…………………………………………….….17
5.2 Диффузная модель Ф. Басса……………………………………………….…….19
Заключение……………………………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………………..………..22
г) Позднее большинство — скептики в отношении инноваций. Они чаще осваивают инновации в ответ на социальное давление или вследствие снизившейся доступности предшествующего продукта, чем в силу позитивной оценки инновации. Они обычно старше и имеют меньший социальный статус и мобильность, чем те, кто осваивают инновации ранее.
д) Отстающие - локально ориентированы и ограничены в социальных взаимодействиях. Они склонны быть относительными догматиками и ориентированными на прошлое. Инновации адаптируются только с сопротивлением. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.
Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.
Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
4.Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы
Использование достижений научно-технического
прогресса (НТП), главным образом его технологической
ветви, включая совершенствование организации
процесса воспроизводства, повышает эффективность
экономики. Емкость рынка в этом случае
увеличивается за счет роста доходов,
а не числа потребителей. При этом в структуре
потребления повышается доля товаров
и услуг длительного пользования. В результате
при посредстве преимущественно конструкторской
ветви НТП структура производства меняется.
Технологическая ветвь НТП ответственна
за совершенствование способов производства
товаров и услуг. Применение технологий
более высокого уровня обеспечивает экономию
ограниченных ресурсов в расчете на единицу
продукции и способствует доведению объема
производства традиционных товаров и
услуг до максимально возможного предела
потребления, а также высвобождению ресурсов.
Конструкторская ветвь НТП призвана создавать
новые виды товаров и услуг и совершенствовать
их функциональные свойства, чтобы удовлетворять
новые потребности, развивающиеся по мере
увеличения доходов на душу населения.Начиная
с промышленного переворота в Великобритании
(конец XVIII начало XIX вв.), роль НТП в экономическом
росте становится все более значимой.
С тех пор позиции страны в мировой экономике
и ее политический вес в мире во многом
базируются на превосходстве в области
техники.Важной особенностью современного
экономического роста стал переход к непрерывному
инновационному процессу. Проведение
НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных
расходах, превышая в наукоемких отраслях
расходы на приобретение оборудования
и строительство.Инновационный процесс
– это процесс преобразования научного
знания в инновацию, который можно представить
как последовательную цепь событий, в
ходе которых инновация вызревает от идеи
до конкретного продукта, технологии или
услуги и распространяется при практическом
использовании .В инновационном процессе
мы имеем дело с применением к хозяйственной
практике или вовлечением в хозяйственный
оборот нового либо иначе используемого
знания, что само по себе является новым
знанием по использованию старого знания.
Логично утверждать, что эффективность
инновационного процесса прямо связана
с эффективностью «вовлечения» нового
знания в хозяйственную практику. С этой
точки зрения в теории инноваций выделяются
понятия «трансфер технологий» и «диффузия
инноваций». Целью данной работы является
внести некоторую ясность в данные элементы
инновационного процесса.Согласно официальным
рекомендациям Организации по экономическому
сотрудничеству и развитию (OECD), руководству
Фраскати «предлагаемая стандартная практика
для обследований, исследований и экспериментальных
разработок», трансфер технологий – это
передача научно-технических знаний и
опыта для оказания научно-технических
услуг, применения технологических процессов,
выпуска продукции .Слово «трансфер» в
данном случае сохраняет свое обычное
значение: * «1. v …1) переносить…;
2) передавать…; * 2. n 1) передача;
2) перенос…» .Как отмечает Г.Д. Ковалев,
в теории инноваций прослеживаются три
базовых подхода к определению понятия
«технология». «В англосаксонской терминологии
под технологией понимается «прикладное
знание»; для русской инженерной традиции
характерное толкование – «производственные
процессы реализации технических возможностей»,
что часто эквивалентно термину «технологический
процесс»; в связи с развитием общественных
подходов к анализу научно-технического
развития технология трактуется как «система
технических средств» .В контексте настоящей
работы технологию (от греч. Techne - искусство
+ Logos – учение) можно определить как объем
знаний и информации, которые можно использовать
для производства товаров и услуг из экономических
ресурсов.Трансфер технологий подразделяется
на коммерческий и некоммерческий.
5.Распространение инноваций и диффузия
конечный этап инновационного процесса
Продвижение инновации означает
функционирование целостной системы приемов
по эффективной продаже инноваций на рынке.
Другими словами, продвижение — это комплекс
мер, направленных на реализацию инновации.
Этот комплекс мер включает в себя производство
и использование информации (т.е. информационного
продукта), рекламные мероприятия, организацию
работы торговых точек (пунктов по продаже
инновации), индивидуальные консультации
покупателей, стимулирование продажи
инновации и др.Рекламную компанию инновации
целесообразно проводить с учетом следующих
моментов: реклама должна быть систематической,
чтобы охватить большое количество потребителей
рекламы; реклама должна быть интересной;
реклама требует применения всех ее форм
(печать, Интернет, радио и т. п.).Диффузия
инновации означает деятельность по доведению
инновации до конечных потребителей. Эта
деятельность включает выбор каналов
продвижения, организацию сбытовой (торговой)
сети и т. п.Здесь могут быть использованы
три основных метода продажи инновации:1)
прямой метод;2) косвенный метод;3) смешанный
метод.Прямой метод продажи означает,
что происходит непосредственный контакт
между продуцентом и покупателем инновации.
Здесь продажа часто сопровождается консультациями
и другими условиями.Косвенный метод продажи
означает, что контакт между продуцентом
и покупателем осуществляется через посредника
(продавца).Смешанный метод продажи означает,
что в качестве посредника выступают торговые
и другие предприятия, в уставном капитале
которых присутствует доля средств продуцента,
и, таким образом, это посредническое звено
уже не является независимым.Выбор того
или иного метода продажи зависит от рыночной
ситуации.При продвижении и диффузии инновации
важное значение придается связям с общественностью.
Данная работа направлена на формирование
благоприятного отношения к учреждению
(продуценту или продавцу), реализующему
инновацию и в конечном счете к самой инновации
со стороны общественного мнения. Надо
иметь в виду, что юридический принцип
уголовного права «презумпция (от лат.
praesumptio – предположение) невиновности»
для общественного мнения не имеет значения.
При общественном мнении никакие юридические
доводы не действуют. Работа по связям
с общественностью называется «паблик-релейшнз».Паблик-
5.1Диффузная модель Э. Роджерса
Как показали исследования, часть общества достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новые процессы. Нет смысла воздействовать целиком на все общество, в первую очередь необходимо убедить в полезности продукта наиболее активную новаторскую часть (обычно это не более 5% общества). Достичь этой цели можно только при охвате не менее чем 50% аудитории.
Э. Роджерс разделил процесс диффузии на шесть этапов: 1. внимание;
2. интерес;
3. оценка;
4. проверка;
5. принятие;
6. подтверждение.
По свое структуре процесс диффузии очень похож на на теорию «программа длительного запланированного воздействия», в которой также выделяются похожие пункты. Поэтому часть исследователей справедливо полагают, что диффузная модель является теоретической основой этой модели. При этом Роджерс разделил все общество на пять групп, в соответствии с их желанием участвовать в новаторской деятельности.
1. Новаторы – около 2,5 % всего
общества. Рискованны и образованны,
имеют контакты за пределами
своего круга и легче
2. Ранние последователи – 13,5
% общества. Известны, образованны, стремятся
использовать новые технологии,
чтобы внедрить новинку в
3. Ранее большинство – 34 %. Осмотрительны
и имеют много неформальных
контактов. Лидерами мнений
4. Позднее большинство – 34 % общества.
Скептичны, традиционны,
5. Отстающие – 16 %. Традиционны,
очень подозрительны к
5.2Диффузная модель Ф. Басса
В отличие от Роджерса Басс выделял только две группы, участвующие в диффузии инноваций. Эти группы очень зависят от рекламы, пропаганды продукта. Первая группа формирует мнение о продукте и начинает его использование под воздействие рекламы - «эффект рекламы». Вторая группа людей начинают использование продукта из-за «эффекта межличностной коммуникации». На первом этапе жизненного цикла продукта преобладает эффект рекламы. Почти никто не знает о продукте и, соответственно, не хочет его покупать. По мере увеличения длительности рекламного воздействия растет количество потребителей, а эффективность рекламы начинает постепенно снижаться. Зато возрастает эффект межличностного общения, благодаря которому наращивается база покупателей из числа тех, кто скептически относится к инновациям. Диффузная модель Басса хорошо иллюстрирует принципы усиливающей обратной связи - количество потребителей инновации увеличивает поток новых потребителей за счет эффекта межличностной коммуникации. В большей степени интересно мнение первой группы людей, так как то, что есть норма для новатора, завтра станет нормой для второй группы, а значит и большинства.
Для специалиста в сфере социальных наук эта теория представляет определенный интерес. Четкое понимание каналов коммуникации, оказывающих влияние на распространение новации в обществе и, выявление факторов, тормозящих и ускоряющих усвоение новации оказываются важны при построении рекламной и агитационной кампании.
Модель коммуникации, отражающая процесс усвоения новаций в обществе. Любое новшество, что естественно, этим обществом принимается не сразу, а постепенно.
Процесс усвоения получил название диффузии и был впервые описан на примере диффузии фармакологических новинок американским социологом Дж. Колеманом и его сотрудниками. Оказалось, что врачи, ведущие частную практику и работающие в клиниках, по-разному осваивают новые препараты. Дж. Колеман описал два варианта диффузной модели: S-образную и экспоненциальную.
Вариант 1. Освоение нового препарата врачами, работающими в клинике, проходило по следующей схеме. Сначала новацию воспринимало небольшое количество врачей. Рекрутирование новых сторонников проходило крайне медленно. Врачи больше говорили о новом препарате, чем опробовали его. К опробованию же в первую очередь подталкивало мнение коллег-новаторов и практические результаты. Рекламные материалы, рассылаемые фирмой-изготовителем, воспринимались крайне скептически. При достижении некоей критической массы (когда препарат опробовали около половины врачей), началось быстрое освоение препарата, которое замедлилось лишь при достижении практически стопроцентного насыщения. В данном варианте наиболее важными оказались устные коммуникации, которые оказывали на внедрение новинки тормозящее воздействие. Для врача казалось более правильной линией поведения сначала посмотреть, как работает препарат, узнать от коллег его действие, а уже потом опробовать его самому.
Вариант 2. Освоение препарата врачами, ведущими частную практику, развивалось по совершенно другой схеме. В отсутствии или в условиях крайне ограниченного общения с коллегами, врачи-практики значительно быстрее осваивали новинку. Главную роль здесь играли безличные носители – рекламные материалы и публикации в специализированных изданиях. В данном случае не было сдерживающего фактора. Откладывать на потом опробование новинки не имело смысла, так как не было возможности получить дополнительную информацию.
Другой американский исследованиель Эверет Роджерс предложил свой вариант диффузной теорию распространения идей. Э. Роджерс выделяет четкие роли, характерные для коммуникативной передачи: сознающий индивид открывает для себя и других идею; интересующийся старается получить как можно больше информации о ней; пытающийся старается проверить идею на других; оценивающий проверяющий, соответствует ли идея его интересам; усвоивший интегрирует идею в свое собственное мнение.