Формирование и оценка инновационного потенциала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процессы формирования и оценки инновационного потенциала организации и практическое применение научного подхода в оценки инновационного потенциала организации на практики. Область возможного практического применения: предприятия любой формы организации и собственности, а также государственные учреждения и общественные организации. Технико-экономическая и социальная значимость: использование методов оценки и навыки формирования инновационного потенциала любого предприятия, позволят качественно изменить всю структуру инновационной деятельности. Внедрение новых технологий, продуктов и систем управления помогут кардинально изменить финансовое состояние предприятия и вывести его в лидеры отрасли.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 4
1 Инновационный потенциал организации……………………………………..5
1.1 Инновации и инновационный потенциал организации……………….. ….5
1.2 Формирование инновационного потенциала организации ……………….9
1.3 Оценка инновационного потенциала организации ………………….15
2 Оценка инновационного потенциала ООО «ХХХ»…………………………19
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

0649777_5C525_kursovaya_rabota_formirovanie_i_ocenka_innovacionnogo_potenc.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра  Экономика промышленных предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

       по  дисциплине: Экономика и управление инновациями

       на  тему: Формирование и оценка инновационного потенциала организации

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ВШУБ, 5-й курс, ВВП-2                                                                 

 

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 26 с., 6 табл., 10 источников.

 

ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ПРОДУКТНЫЕ ИННОВАЦИИ, ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТРУКТУРНО-ИНСТИТУЦАОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД, РУСУРСНЫЙ ПОДХОД, ГРУППА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Объект исследования – формирование и оценка инновационного потенциала организации.

Предмет исследования – оценка инновационного потенциала СООО «АвтоСитиЦентр».

Цель работы: рассмотреть процессы формирования и оценки инновационного потенциала организации и практическое применение научного подхода в оценки инновационного потенциала организации на практики.

Область возможного практического применения: предприятия любой формы организации и собственности, а также государственные учреждения и общественные организации.

Технико-экономическая  и социальная значимость: использование методов оценки и навыки формирования инновационного потенциала любого предприятия, позволят  качественно изменить всю структуру инновационной деятельности.  Внедрение новых технологий, продуктов и систем управления помогут кардинально изменить финансовое состояние предприятия и вывести его в лидеры отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

( подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………………………… 4

1 Инновационный потенциал организации……………………………………..5

1.1 Инновации и инновационный  потенциал организации……………….. ….5

1.2 Формирование инновационного  потенциала организации ……………….9

1.3 Оценка инновационного потенциала организации ………………….15

2 Оценка инновационного  потенциала ООО «ХХХ»…………………………19

Заключение …………………………………………………………………….. 25

Список использованных источников ………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В Республике Беларусь начиная с 90-х годов ХХ века, под воздействием внешних факторов, происходят качественные изменения в подходах и методах ведения хозяйства на всех уровнях управления: от государства вплоть до первичного звена экономики - предприятия. Освоение выпуска новых видов продукции, внедрение современных систем менеджмента, маркетинга и сбыта продукции, внедрение новых методов стимулирования персонала, все это и многое другое стали необходимыми условиями для повышения уровня конкурентоспособности белорусских предприятий и укрепления их экономического положения.

Однако современные  реалии таковы, что только указанных мер не достаточно для устойчивого экономического развития, особенно в условиях общемировых финансовых потрясений. Так в период 2008 - 2009 г.г. даже в таких промышленно развитых странах как США, Германия, Япония и других существенно сократился уровень производства и потребления, отмечен рост безработицы, снизились доходы населения и т.п. К тому же никто не отменял острую конкуренцию среди производителей продукции на мировых рынках сбыта.

Очевидно, что для выхода из создавшейся ситуации необходимо принятие каких-то достаточно кардинальных мер, причем не только и, не столько административного характера, но мер качественно меняющих представление об эффективном хозяйствовании как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого предприятия.

Таким образом, активизация инновационной деятельности предприятий должна восприниматься как основа их выживания и развития вне зависимости от их предпринимательской специализации и организационно-правовой формы даже в условиях финансовых, экономических и других потрясений.

Для использования инновационной деятельности как орудия коренного преобразования и роста предприятия, руководство должно иметь представление о понятии и принципах организации инновационной деятельности, а также уметь оценить результаты этой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Инновационный  потенциал организации 

 

 

1.1 Инновации  и инновационный потенциал организации

 

 

Понятие инновации не ново для экономической среды  нашего государства. В период существования  Советского Союза инновациям уделялось большое внимание со стороны государства. Инновации были одним из тех средств, которые позволяли развиваться экономики всей страны. Под инновациями понималось разработка и внедрение в массовой производство новых товаров, технологий, систем организации и управления.

В общем случае инновационная  сфера объединяет деятельность субъектов  науки и производства и направлена на создание новшества (научной и/или  технической идеи, изобретения, товара) с доведением его до результата пригодного для практического (коммерческого) использования.

Термин «инновация»  как новая экономическая категория  ввел в научный оборот австрийский  ученый Йозеф Алоиз Шумпетер, в первом десятилетии ХХ в. В своей работе "Теория экономического развития" [1, с. 23]. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Ученый выделял пять изменений в развитии:

  • использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
  • появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация»  Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. ХХ века. При этом под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов

 

 

 

 

товаров, новых производственных, транспортных сре

дств, рынков и форм организации  в промышленности. Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли. Его работы дали толчок к комплексным исследованиям в области инноваций.

В настоящее время роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой орудие конкуренции, так как последствиями инноваций может быть снижение себестоимости продукции, рост прибыли, формирование новых потребностей, повышение имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытие и/или захват новых рынков сбыта и т.п.

Современное описание инноваций  базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое "Руководство Осло"). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Исходя из этого, были приняты два типа технологических инноваций:

  • продуктовая инновация;
  • процессная инновация.

Продуктовая инновация  охватывает внедрение новых или  усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

  • базисная продуктовая инновация;
  • улучшающая продуктовая инновация.

Процессная инновация  представляет собой освоение новых  форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что  выпуск новой продукции можно  организовать при имеющейся технологии, оборудовании, энергетических ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и управления.

В белорусском законодательстве инновации  определяется как «новые или улучшенные технологии, а также товары (работы, услуги), созданные с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, обладающие более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с другими товарами (работами, услугами), представленными на рынке, и являющиеся конкурентоспособными» [2].

Довольно интересный подход к определению понятия инновации, представлен в [3, с. 13-15]. Так автор считает, что инновация (новшество, нововведение) может быть определена как внедрение новых идей в рамках различных сфер деятельности предприятия, направленных на его хозяйственное развитие. В соответствии с такой трактовкой он выделяет следующие виды инноваций:

  • предпринимательские, то есть освоение новых для данного предприятия видов деятельности как в родственных, так и не в родственных отраслях национальной экономики;
  • производственные (технологические), то есть освоение нового и/или модернизированного продукта, а так же создание и внедрение более совершенных технологий его производства;
  • рыночные, то есть освоение новых географических и/или потребительских рынков сбыта традиционной для предприятия продукции, развитие новых источников снабжения материально-техническими ресурсами;
  • управленческие, то есть внедрение новых систем управления предприятием, совершенствование его организационной структуры, развитие систем внутрипроизводственного планирования и мотивации, новых форм и методов контроля;
  • экономические (финансовые), то есть совершенствование методов получения и использования производственных ресурсов, реализация новых источников (схем) пополнения финансовых средств предприятия и направлений их расходования.

Таким образом, в качестве инноваций могут восприниматься любые внутрихозяйственные изменения (переход на новый вид продукции, внедрение новых организационных  форм, применение новых методов работы на рынке и т.п.), приводящие, в конечном счете, к коммерческому успеху.

Вместе с тем основой  инновационной деятельности предприятия  является освоение (коммерциализация) новых для него видов продукции  или методов ее производства и  распределения. В этом контексте новый (улучшенный) продукт - это продукт, технические (технологические) характеристики или варианты, использования которого значительно отличаются от производимых ранее на данном предприятии продуктов. Подобные инновации могут базироваться на качественно новых технологиях, комбинировании известных технологий или быть результатом новых знаний.

Новый (улучшенный) процесс - это внедрение технологически новых для данного предприятия методов производства и управления, включая способы распределения товаров (их доставки к месту потребления и реализации). Как правило, процессные инновации осуществляются либо когда новые продукты не могут быть произведены (реализованы) с применением традиционных для данного предприятия методов, либо когда ожидается существенное повышение результативности хозяйственной деятельности.

Существует значительный спектр факторов, прямо или косвенно определяющих и уровень затрат на осуществление инновационной деятельности, и ее хозяйственную результативность, но наиболее значимым, с практической точки зрения, является внутренняя способность предприятия к осуществлению инноваций. Эта способность может быть определена как инновационный потенциал предприятия.

Понятие «инновационного  потенциала», обеспечивающего рост системы за счет нововведений, впервые было введено ученым К. Фрименом в 70-х - 80-х годах ХХ столетия. В частности он считал, что нововведение представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [4, с. 31].

Практический аспект понятия «инновационный потенциал» нашел свое отражение в работах  П. Друкера, где он исследует источники  развития современной промышленности [5, с. 18]. В частности, Друкер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования.

Принимая во внимание сказанное, необходимо подчеркнуть, что  потенциал предприятия является первоосновой инновационной деятельности. По этому, методологической базой сущности инновационного потенциала является понятие «потенциал», который имеет специфические особенности с учетом целевой направленности, то есть обеспечения заданного (желаемого) уровня инновационной активности предприятия.

Понятие «инновационный потенциал» явилось концептуальным отражением феномена инновационной деятельности. Оно обосновывалось и уточнялось в ходе методологических, теоретических и эмпирических исследований, а сравнительно недавно введено в число понятий экономической науки как экономическая категория. Однако до сих пор не выработано достаточно точного определения понятия «инновационный потенциал», его составных частей, механизма формирования.

Информация о работе Формирование и оценка инновационного потенциала организации