Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть процессы формирования и оценки инновационного потенциала организации и практическое применение научного подхода в оценки инновационного потенциала организации на практики. Область возможного практического применения: предприятия любой формы организации и собственности, а также государственные учреждения и общественные организации. Технико-экономическая и социальная значимость: использование методов оценки и навыки формирования инновационного потенциала любого предприятия, позволят качественно изменить всю структуру инновационной деятельности. Внедрение новых технологий, продуктов и систем управления помогут кардинально изменить финансовое состояние предприятия и вывести его в лидеры отрасли.
Введение ………………………………………………………………………… 4
1 Инновационный потенциал организации……………………………………..5
1.1 Инновации и инновационный потенциал организации……………….. ….5
1.2 Формирование инновационного потенциала организации ……………….9
1.3 Оценка инновационного потенциала организации ………………….15
2 Оценка инновационного потенциала ООО «ХХХ»…………………………19
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников ………………………………………… 26
Создание на предприятии системы мотивации позволит обеспечить необходимую мотивацию труда, т.е. стимулирование работника или группы работников к активной деятельности по достижению установленных целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
Под мотивацией следует понимать побудительные мотивы, которые заставят руководство предприятия всерьез заняться инновационной деятельностью и, в первую очередь, формированием результативного инновационного потенциала.
Таким мотивационным стимулом могут служить намечающиеся (явно существующие) тенденции к потере предприятием конкурентных преимуществ и снижение определяющих экономических показателей ниже пороговых значений.
При этом в качестве методической основы решения вопросов о мотивации для разворачивания и/или активизации инновационной деятельности на предприятии целесообразно использовать те или иные методы стратегического анализа его хозяйственного портфеля. Главной же основой для принятия решений могут стать результаты трендового анализа стратегических и экономических показателей деятельности предприятия (например, доля рынка, уровень конкурентоспособности товаров и самого предприятия, объем продаж, уровень прибыльности и т.п.) за статистически значимый отрезок времени.
Четвертая группа стратегических решений в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это выработка подходов и методов мониторинга его состояния и перспектив развития.
Исходя из базовых определений инновация - это нововведение, обладающее коммерческой значимостью, а инновационная деятельность - это создание (получение, использование) новых знаний и превращение их в инновацию. Современные темпы научно-технического прогресса коренным образом меняют, прежде всего, технические и технологические факторы производства. Результаты получения новых знаний и внедрения их в эту область впечатляют как по количественным, так и по качественным параметрам. В этой связи необходимо отметить существенное продвижение в области применяемых материалов даже для производства традиционных товаров.
Существенным фактором лавинообразных темпов появления новых знаний и их распространения явилась глобальная информатизация общества и бизнеса. В нынешних условиях менеджеры могут реально лидировать в бизнесе только в том случае, если они широко используют информационные технологии. Результативность принимаемых решений в сфере бизнеса находится в прямой зависимости от объема поступающей информации, от уровня своевременности и достоверности данных и, безусловно, от степени ее комплексности по любому вопросу, который возникает в ходе предпринимательской деятельности.
Таким образом, единожды, пусть даже правильно, созданный инновационный потенциал не сможет обеспечивать высокую эффективность инновационной деятельности в течение длительного времени. Требуется его «поднастройка» в связи с вновь открывающимися возможностями со стороны научно-технического прогресса.
Все это выдвигает на первый план проблему регулярного мониторинга состояния инновационного потенциала промышленного предприятия. При этом мониторинг должен решать две самостоятельные, но логически связанные задачи:
1) анализ и оценка состояния инновационного потенциала (степень его соответствия выдвинутым критериям, уровень развития, полнота потребного состава и т.п.);
2) анализ и оценка
результативности
Таким образом, общая
концепция системы
Исходной позицией в системе управления инновационным потенциалом должен стать всесторонний анализ реального и потенциального рыночного пространства с целью выявления возможных и по определенным критериям приемлемых для данного предприятия направлений для его формирования и дальнейшего развития. Результаты такого анализа позволят спланировать состав инновационного потенциала и его масштабы. При этом в качестве ограничений могут (а в отдельных случаях и должны) выступать: действующая миссия предприятия, установленная совокупность внутрифирменных целей, реализуемая стратегия развития и другие.
После планирования целей и содержания инновационного потенциала (конкретного состава его элементов), система управления должна выработать организационные решения как взаимодействия элементов самого инновационного потенциала в процессе осуществления инновационной деятельности, так и взаимодействия инновационного потенциала (в виде самостоятельной подсистемы) другими подсистемами промышленного предприятия. Результаты этих организационных решений во многом предопределяют масштабы и результативность инновационной деятельности предприятия.
В соответствии с базовыми положениями менеджмента в системе управления должна быть реализована функция мотивации. Эта функция может быть реализована как адекватная реакция системы на ухудшающиеся внешние характеристики, то есть мотивом к активизации инновационной деятельности и развитию инновационного потенциала предприятия является сохранение и укрепление его конкурентных и экономических позиций. Это приводит к необходимости регулярного получения своевременной информации, необходимой и достаточной для принятия соответствующих решений.
Последняя функция в
системе управления - контроль должна
быть реализована в виде текущего
мониторинга состояния и
Таким образом, общий контур системы стратегического управления формированием и развитием инновационного потенциала промышленного предприятия будет иметь замкнутый цикл, начиная с целеполагания и заканчивая обеспечением обратной связи.
1.3 Оценка инновационного потенциала организации
Анализ и оценка инновационного потенциала предприятия заключается в оценки вида деятельности, структуры органов управления, ресурсного потенциала, финансового состояния и готовности предприятия к инновациям. Одновременно с этим оценивается структура источников финансирования капитала хозяйствующего субъекта, их роль в формировании и развитии инновационного потенциала. Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации.
Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:
частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
комплексная оценка текущего
состояния организации
В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная или диагностическая.
Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды вкратце такова: дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели; устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам; анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала; составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.
Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Необходимо заметить, что проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т.д.). Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:
- оценка управляющих воздействий;
- оценка состояния внешней среды;
- ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические);
- ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;
- установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;
- наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;
- оценка структурных параметров;
- определение интегральной оценки потенциала организации.
С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями.
Во-первых, посредством
внутреннего анализа
Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.
Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:
1. Устанавливается перечень
кластер-факторов, связанных с соответствующими
свойствами инновационного
2. В соответствии с
установленным перечнем
3. Согласно проведенной
структуризации и иерархизации
показателей оценки
4. Избирается база
сравнения уровня
5. Проводя сравнительный
анализ посредством метода
6. На основании полученных
данных делается вывод
Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров.
В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале:
♦5 — очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели, — классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;
2 Оценка инновационного потенциала ООО «ХХХ»
ООО «ХХХ» - частная коммерческая организация. Компании принадлежит сеть СТО по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.
Использую научные методы и приемы проведем комплексную оценку инновационного потенциала компании. Весь анализ разобьем на пять блоков:
Информация о работе Формирование и оценка инновационного потенциала организации