Формирование инновационной политики Свердловской области в сфере поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы, определяется важностью решения задачи повышения конкурентоспособности продукции российской промышленности на мировом рынке товаров и услуг. Десятилетиями Россия поставляет на внешний рынок преимущественно сырье и товары с минимальной обработкой, все более истощая свои ресурсы. Несмотря на многочисленные решения и постановления о необходимости облагораживания экспорта, увеличения вывоза готовых изделий, в частности продукции машиностроения, состояние дела не изменяется. Вопросам улучшения практики инновационного менеджмента с целью развития экспорта в России стали уделять повышенное внимание в последнее время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ
1.1 Государственная политика стимулирования фирменной инновационной политики
3.2. Государственная политика содействия инновационной деятельности компаний — как фактор формирования конкурентных преимуществ в промышленно развитых странах
1.3 Формирование и реализация инновационной политики в России
2 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
2.2 Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Отрасли
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Инновационная политика в Свердловской области
3.2 Изобретательство в Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

региональная политика по поддержке малого предпринимательства.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Институциональная поддержка малого инновационного бизнеса за рубежом весьма солидна. В частности в США ею заняты администрация по делам малого бизнеса, национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства (министерство энергетики, министерство сельского хозяйства и др.). Во Франции ту же работу ведут министерство экономики, национальное агентство по внедрению результатов исследований, научно-технический фонд. В Германии - министерство экономики, министерство научных исследований и технологий, федерация промышленных исследовательских ассоциаций, патентный центр. В Японии - корпорация финансирования мелкого бизнеса, народная финансовая компания, центр рискового предпринимательства. Все эти организации вместе с центральными и коммерческими банками, страховыми фондами создают необходимую институциональную основу для эффективной реализации национальных программ поддержки малого бизнеса. Что касается малого инновационного бизнеса, то он, наряду с указанными общими для всего малого предпринимательства каналами, использует специфические стимулы, рассчитанные на государственное содействие инновационной деятельности в целом независимо от того, каковы размеры ведущих ее фирм. Таким образом, малый инновационный бизнес за рубежом получает удвоенную, особо предпочтительную поддержку.

Реализуется эта поддержка, как правило, не в расчете на всю массу соответствующих предприятий, а выборочно, по намеченным приоритетным направлениям. Например, в Италии - это электронная промышленность, автомобилестроение, металлургия, авиакосмическая и химическая промышленность. Претворение в жизнь программы технологического объединения Западной Европы “Эврика” также связано с подключением и поддержкой малых и средних фирм более чем по 165 проектам, которые отнесены к приоритетным направлениям  (робототехника, информатика, биотехнологии, медицина, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, новые материалы, телекоммуникации, лазерная техника, защита окружающей Среды, образование). Эти направления отражают предпочтительные современные интересы в развитии народного хозяйства западноевропейских стран и их ориентацию на гибкий организационный механизм реализации научно-технических программ на основе эффективного взаимодействия малых, средних и крупных фирм.

В целом система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через два главных  канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров.

Система государственной поддержки малого бизнеса в целом охватывает следующие основные элементы:

1.   Правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса. Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой - стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.

2.   Система льготного кредитования малого бизнеса. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование, при этом максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает 400 тыс. марок. Он выдается на срок до 20 лет и погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка 2 %, на пятый - 3%, на шестой - десятый годы - по 5 % . На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер процентной ставки может быть изменен.

3.   Государственное страхование займов, что позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск.

4.   Льготное налогообложение, служащее инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Как правило, налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления.

5.   Прямое бюджетное финансирование и госзаказы на продукцию малого бизнеса. Здесь поддержка является строго целевой. Так, в США и Японии в сметах расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей ( например, в США - энергоснабжающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР.

6.   Информационно- консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение деятельности Малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный риск. Финансовые возможности этих фирм не позволяют организовывать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночных исследований. Эту слабость компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров менеджмента и подготовки кадров и т.п.

В стимулировании инновационной деятельности значительную позитивную роль играют налоговые льготы на вложения в новые фирмы (Германия, Великобритания), а также финансовые льготы на прибыль, которые применяются:

      при проведении приоритетных научных исследований и НИОКР;

      по отношению к модернизации и внедрению новейших технологий;

      посредством ускоренной амортизации ( во всех странах с развитой рыночной экономикой).

В становлении малых инновационных фирм в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики заметная роль принадлежит и технопарковым структурам (технополисам, технопаркам, “теплицам”, технологическим и инновационным центрам), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для данного региона.

Ключевым звеном технопарков являются университеты или иные научные центры. В течение 3-5 лет технополисы и технопарки “выращивают” 10 и более малых инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно-вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, канцелярские, консалтинговые услуги, помощь в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров и др.

Сказанное позволяет сделать вывод, что поддержка малого инновационного бизнеса является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Приведенные в таблице 1 интегрированные показатели, характеризующие состояние сектора МП в развитых странах, указывают на фундаментальную роль малого бизнеса в социально-экономической и политической жизни каждой страны. Их сопоставление позволяет сделать вывод о том, что место МП определено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

 

 

Таблица 1- государственная научно-техническая и экономическая политики

Страны

Количество МСП
(х 1000 шт)

Количество МСП
на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

В США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

Для сравнительной оценки уровня развития МП в разных странах следует указать, что в мировой практике сложились разные подходы к определению малого предприятия (по численности занятых, объему производства товаров и услуг, размеру уставного капитала и т.п.). Такие подходы к определению основных параметров малого предприятия зависят от сложившейся в стране практики, а также целей государственной политики в отношении МП.

Как показывает мировой опыт и многочисленные аналитические исследования, абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45-50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду производства.

Специальная система  обложения  существует  для  корпоративного сектора бизнеса.  Все капиталистические предприятия,  образованные в форме акционерных  компаний (в США - корпораций),  облагаются специальным корпоративным налогом  (corporate  income  tax),  Его  ставка составляет обычно  45-60%  и  базой  обложения служит чистая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты  корпорационного  налога  часть прибыли распределяется среди акционеров, а часть остается в виде резервов корпорации.

     Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он

охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы  и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и  с  окончательным  расчетом  по  представлении  годового  баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны). Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы),  исходя из общей суммы доходов  налогоплательщика,  и  затем  из суммы налогов вычитают ("кредитуют" эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов.  Оставшаяся  сумма налогов довзимается с налогоплательщика.  Таким образом,  происходит  суммирование  авансовых  налогов  с последующим вычетом их из суммы окончательного налога.  В  последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были  подключены  и  поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов.  На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения,  поскольку даже при применении налоговых ставок  до 70-75%  "эффективная" налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов,  в действительности богатые налогоплательщики,  пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по "эффективной" ставке более 30%. При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок,  прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода.  Однако по повышенной ставке  облагается не весь доход,  а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток  дохода.  В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается).  Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%,  то предыдущие несут  значительно более низкое налоговое бремя.  Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть  "эффективная" налоговая ставка.

              Как правило,  законом не устанавливается подробных правил определения "внутренней" коммерческой деятельности  (т.е.  деятельности, осуществляемой на территории данной страны). Однако конкретные признаки такой деятельности можно вывести или из решений, вынесенных судами по тем или иным делам, в которых требовалось установить "иностpанный" или "внутренний" характер деятельности (в США,  Великобритании) или  из указаний и разъяснений исполнительных органов (во Франции и некоторых других странах). Таким образом, для определения, является ли та или иная деятельность "местной" (внутренней) для данной страны, следует рассматривать всю совокупность имеющейся в этой сфере налоговой "практики" (законы,  решения судов,  инструкции и разъяснения налоговых органов и т.д.).  Это связано еще и с тем, что законы,  как правило, не дают точных определений и таких важных терминов, как "резидент" и "нерезидент", "источник дохода", "место управления компании" и др.  Кроме того,  и само определение "коммерческой деятельности" обычно весьма условно и устанавливается  применительно к конкретным обстоятельствам.  В США это,  например, "деловая активность",  в Великобритании  -  "любая  торговля"  (промысел),  производство, предприятие, занятие, осуществляемое в форме торговой (коммерческой) деятельности". Однако в конкретной практике решение этих вопросов,  особенно в отношениях между развитыми странами, в значительной степени унифицируется благодаря  наличию широкой сети двусторонних налоговых соглашений). По условиям этих соглашений  наименьшим  "неделимым"  звеном всякой коммерческой деятельности признано "постоянное деловое учреждение" ("истэблишмент", "баз фикс" и .д.), которое в настоящее время является  основным  показателем  (для  налоговых целей) деятельности иностранной компании на территории другой страны.  Понятие "постоянного делового учреждения" уже довольно глубоко разработано в различного рода типовых моделях налоговых соглашений:  например в  типовой модели  ОЭСР  оно определяется как постоянное место деловой деятельности,  из которого полностью или частично  осуществляется  деятельность предприятия",  и включает цех,  фабрику, контору, строительный участок, шахту, буровую установку и т.д. Под "деловой деятельностью" в данном контексте понимается любая деятельность, связанная с извлечением прибыли,  а "предприятие" - любая осуществляемая отдельно или выделенная  в финансовом или производственном отношении деловая деятельность или часть деятельности.  Компания - налогоплательщик может включать в себя несколько таких отдельных "деловых частей". При этом следует подчеркнуть,  что "постоянное деловое учреждение"  вовсе  не обязательно  означает  самостоятельную  часть  деловой деятельности, напротив, как вытекает  из  определения,  даже  некоторая  составная часть  такой деятельности,  находящаяся на территории другой страны, может представлять "постоянное деловое учреждение" для налоговых целей.

Информация о работе Формирование инновационной политики Свердловской области в сфере поддержки малого предпринимательства