Формирование инновационной политики Свердловской области в сфере поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы, определяется важностью решения задачи повышения конкурентоспособности продукции российской промышленности на мировом рынке товаров и услуг. Десятилетиями Россия поставляет на внешний рынок преимущественно сырье и товары с минимальной обработкой, все более истощая свои ресурсы. Несмотря на многочисленные решения и постановления о необходимости облагораживания экспорта, увеличения вывоза готовых изделий, в частности продукции машиностроения, состояние дела не изменяется. Вопросам улучшения практики инновационного менеджмента с целью развития экспорта в России стали уделять повышенное внимание в последнее время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ
1.1 Государственная политика стимулирования фирменной инновационной политики
3.2. Государственная политика содействия инновационной деятельности компаний — как фактор формирования конкурентных преимуществ в промышленно развитых странах
1.3 Формирование и реализация инновационной политики в России
2 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
2.2 Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Отрасли
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Инновационная политика в Свердловской области
3.2 Изобретательство в Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

региональная политика по поддержке малого предпринимательства.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

     Многие страны (Бельгия,  Нидерланды,  Дания  и  др.)  настолько восприняли эту концепцию, что включили понятие "постоянного делового учреждения" в свое внутреннее законодательство.  В Дании,  например, установлено, что  иностранные  компании  подлежат обложению налогом, если "они осуществляют деловую деятельность из постоянного  делового учреждения, находящегося  в  Дании,  или  участвуют в другом коммерческом предприятии через такое  постоянное  деловое  учреждение  или иным образом участвуют в прибылях";  Голландия включает в облагаемый доход компаний - нерезидентов "прибыли от деловой деятельности, осуществляемой в  Голландии с помощью постоянного делового учреждения"; и т.д. На практике применение внутреннего права в США и Великобритании также близко к установленному их налоговыми соглашениями принципу "постоянного учреждения",  однако независимо от  сходных  практических последствий  между  этими подходами остается важное принципиальное различие: внутренние нормы в основном базируются на характере деятельности или  ее  части,  осуществляемой  в  пределах страны;  а понятие "постоянного делового учреждения" имеет преимущественно  материальную привязку  к  какой-либо  фиксированной базе,  помещению и т.д.

              Помимо рассмотренного выше зарубежного опыта на примере налогообложения и инновационной деятельности, нелишним будет обратить внимание и на лизинговую деятельность.

По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1998 году составил 135,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой).

В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране).

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы  налога).  Например,  расходы  по  покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота - 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога

До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая  возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов.

С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство увидело в нем “субсидию на благо другого государства” (“Экспорт налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот для малых предприятий. Они могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.

В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке. В лизинг сдаются даже детские сады и школы.

В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет.

Обобщая страны Западной Европы, США и Японию можно сделать следующие выводы:

- в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компании, и их деятельность направлена на предприятия малого и среднего бизнеса, семейные предприятия;

- развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;

- наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых отношений помогает развиваться за счет постепенной выплаты стоимости товара без особого ущерба малым предприятиям;

- налоговые выплаты предприятий, относящихся к малым , мельчайшим и средним носят щадящий характер, что способствует их развитию, напротив - крупные корпорации покрывают возникающий из-за этого дефицит в бюджете за счет своих сверхприбылей;

- инновационная деятельность поощряется, поскольку создает широкое поле деятельности как для экономических "монстров", так и для малых предприятий.

 

2.2 Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

 

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого шока, уникального для России.

Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья… растут быстро и неожиданно…Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран»… Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью…Названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки». Кроме того, в России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать, шок обыденного предсознания. Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.

Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение  в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо  льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме ( банковский или коммерческий кредит).

Существует  большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:

      структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат;

      высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;

      технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;

      в экономике продолжается спад производства;

      не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;

      для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.

В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн. человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.

Таблица 2- «Доля предприятий отдельных отраслей в их общем числе»

Отрасли

%

Промышленность

16,87

Торговля и общественное питание

26,87

Общая коммерческая деятельность

9,61


              В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить  малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных , экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

      создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям

      помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий

      поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства

      установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности

      формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития  предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.

Информация о работе Формирование инновационной политики Свердловской области в сфере поддержки малого предпринимательства