Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 09:49, контрольная работа
целью исследования является изучение и понимание структуры и функционирования работы, системы научно-технической информации.
Задачи курсовой работы можно определить следующим образом:
Изучить структуру ГСНТИ
Рассмотреть государственную систему научно-технической информации
Раскрыть сущность координации и принципов ГСНТИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ 5
1.1. Состояние национальных информационных ресурсов в области науки и техники 5
1.2 . Государственная система научно-технической информации 9
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 13
2.1. Координация и принципы Государственной системы научно-технической информации 13
2.2. Навигационная система по информационным ресурсам Государственной системы научно-технической информации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Основные работы, проведенные в ГСНТИ в 2000-2001 годах:
- разработана и сдана в опытную эксплуатацию первая очередь навигационной системы по информационным ресурсам ГСНТИ;
- подготовлены электронная и печатная версии актуализированной редакции государственного рубрикатора научно-технической информации - основной классификационной системы ГСНТИ;
- разработаны и введены в эксплуатацию типовые элементы и технологии электронных библиотек;
- разработано и введено в действие пять новых государственных стандартов в области научно-технической информации;
- проведен мониторинг баз данных в области науки и технологий, и сдана в эксплуатацию метабаза по электронным информационным ресурсам ГСНТИ;
- обеспечено бесперебойное функционирование служб доступа потребителей к информационным ресурсам одной из крупнейших мировых информационных систем STN International в восьми региональных центрах научно-технической информации (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Иркутск, Челябинск, Краснодар, Томск, Ярославль);
- обеспечен сетевой доступ к электронным информационным ресурсам основных федеральных и региональных центров научно-технической информации.
Основные работы по развитию ГСНТИ, в 2002-2003 годах:
- разработка типового корпоративного портала научно-технической информации;
- создание интегрированных систем хранения и обработки информации;
- разработка программно-технологического
- комплекса формирования и использования государственных ресурсов научно-технической информации;
- создание электронной библиотеки ГПНТБ России как типового решения для других библиотек ГСНТИ;
- создание сводного каталога информационных ресурсов ГСНТИ;
- разработка второй очереди навигационной системы по информационным ресурсам ГСНТИ;
- обеспечение информационного взаимодействия федеральных и региональных центров научно-технической информации с организациями национальной инновационной системы;
- организация использования информационных ресурсов ГСНТИ в Интегрированной информационно-вычислительной системе Минпромнауки России.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Координация и принципы Государственной системы научно-технической информации
Основной принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.
Важной составной частью ГСНТИ являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение "Росинформресурс" - специализированную федеральную информационную сеть с общей телекоммуникационной средой и единым информационным ресурсом.
Поступление зарубежных первоисточников в фонды государственных структур научной и технической информации характеризуется устойчивой тенденцией к сокращению. С 1992 г. в России прекращено выделение централизованных валютных средств для закупки зарубежной литературы. В результате объем поступлений иностранной научной литературы в крупнейшие информационные центры (ГПНТБ России и ВИНИТИ) к 1998 г. сократился на 44% (по наименованиям зарубежных журналов - примерно втрое). Использование зарубежных электронных изданий, прежде всего баз данных на CD-ROM, при формировании отечественных информационных ресурсов НТИ также весьма ограничено по экономическим причинам.
Основной продукцией крупнейших центров НТИ и одновременно основой информационных ресурсов всей системы органов НТИ, а также важнейшей составляющей информационных ресурсов любых научных и научно-технических организаций являются вторичные информационные издания: реферативные журналы, библиографические указатели, экспресс-информация, сигнальная информация, обзорно-аналитическая информация. Всего выпускается около 400 реферативных и библиографических изданий (из них 312 - ВИНИТИ). Ряд этих изданий формируется в электронной форме, подготавливаясь на основе баз данных ведущих органов НТИ федерального уровня.
Сокращение государственной поддержки и низкая платежеспособность потребителей серьезно отразились на экономических условиях распространения информационных изданий. Тиражи значительно упали. При этом выросли цены. Номенклатура выпусков реферативного журнала ВИНИТИ сохранена, но для индивидуального пользователя: ученого, научного работника, специалиста - журнал, как и другие информационные издания, стал слишком дорог.
В этих условиях необходимо более строгое определение приоритетности государственных информационных ресурсов ГСНТИ, которое позволит в условиях крайне ограниченного бюджетного финансирования обеспечить поддержку наиболее ценных ресурсов. Целесообразно использовать также нормативное финансирование в зависимости от объема и качества формируемых информационных ресурсов.
ГСНТИ в своей деятельности ориентируется на информационное обеспечение следующих основных направлений инновационного процесса:
- расширенное воспроизводство знаний;
- защита отечественных интересов в сфере интеллектуальной собственности;
- обеспечение активной позиции страны в решении задач, определенных Окинавской хартией глобального информационного общества и программой ЮНЕСКО «Информация для всех».
Координация работы в ГСНТИ проводится в целях коллегиальной выработки концептуальных основ функционирования и развития системы в современных условиях, разработки и внедрения общесистемной нормативно-методической базы, обеспечивающей совместимость работы ее звеньев, объединения усилий информационных организаций различных ведомств по проведению исследований и разработок в информационной сфере.
В подготовке утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о ГСНТИ участвовали специалисты многих информационных организаций 15 министерств и ведомств, РАН, отраслевых академий наук, ответственных за формирование и организацию использования соответствующих частей государственного ресурса НТИ.
Главным инструментом, обеспечивающим совместимость работы различных звеньев ГСНТИ, является система государственных стандартов, разрабатываемых и поддерживаемых в актуальном состоянии в рамках национального Технического комитета 191 "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело" (система СИБИД). В настоящее время в системе СИБИД действуют более 60 государственных стандартов по различным аспектам научно-информационной деятельности (унифицированная терминология, формы представления и описания данных, обменные форматы, транслитерация и т. п.). В целях содействия интеграции ГСНТИ в мировое информационное пространство, стандарты системы СИБИД коррелируются со стандартами Технического комитета 46 "Информация и документация" Международной организации по стандартизации (ISO). Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ принял решение о том, что система СИБИД становится межгосударственной системой стандартизации этих стран в области информации и документации.
Важнейшей задачей в настоящее время является координация усилий организаций ГСНТИ по информационной поддержке мероприятий, предусмотренных планом действий по реализации утвержденной в мае 1998 г. Правительством Российской Федерации Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. Эта работа связана с информационным обеспечением комплексного прогнозирования научно-технического развития, федеральных центров науки и высоких технологий, интеграционных научно-образовательных центров и многих других задач, предусмотренных этим планом. Учитывая, что научно-техническая информация является "сырьем" для инноваций, а в регионах действует разветвленная сеть информационных центров ГСНТИ, представляется целесообразным активное участие ЦНТИ в создании инновационно-технологических центров на местах.
Одним из механизмов объединения усилий организаций ГСНТИ по проведению исследований и разработок в области НТИ является подпрограмма "Федеральный информационный фонд по науке и технике" Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения".
Подпрограмма - совокупность проектов, разработанных ведущими информационными центрами России и отобранных на конкурсной основе.
В реализации проектов подпрограммы принимают участие около 50 научных организаций различных министерств и ведомств, академической и вузовской науки, научно-технических библиотек и информационных центров.
В настоящее время проекты подпрограммы группируются по следующим направлениям:
1. Формирование и развитие
системы федеральных фондов
2. Создание баз и банков
данных по приоритетным
3. Разработка и внедрение средств удаленного доступа к информационным ресурсам ГСНТИ;
4. Разработка систем
5. Разработка стандартов,
систем классификации и
6. Разработка правовых
и методологических основ
В ноябре 1997 - январе 1998 г. Научный совет по подпрограмме провел конкурс проектов, реализация которых намечена на 1998-2000 гг. В результате конкурса в подпрограмму с 1998 г. включены 20 новых проектов. Часть этих проектов связана с разработкой типовых элементов и технологий электронных библиотек. В настоящее время ведется подготовка к очередному конкурсу проектов.
В рамках указанной подпрограммы ГПНТБ России выполняет проекты, связанные с созданием новых автоматизированных информационно-библиотечных технологий, в том числе направленных на разработку элементов электронной библиотеки, конверсию каталогов, корпоративную каталогизацию, применение Интернет-технологий в комплектовании фондов и библиотечном обслуживании.
2.2. Навигационная система по информационным ресурсам Государственной системы научно-технической информации
В настоящее время ведутся работы по созданию Навигационной системы по информационным ресурсам государственной системы научно-технической информации. В разработке и создании системы принимают участие НТЦ "Информрегистр", Библиотека по естественным наукам РАН, ВИНИТИ "Информэлектро" и Институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ "Информика").
Навигационная система ГСНТИ призвана обеспечить решение следующих задач:
- информирование пользователей о российских ГИР научно-технической сферы и других ИР, сведения о которых представлены в системе их владельцами;
- информационную поддержку управления ГСНТИ;
- информационную поддержку охраны интеллектуальной собственности на ИР научно-технической сферы и РНТД.
Навигационная служба. Функционирование навигационной системы обеспечивает навигационная служба. Подразделения навигационной службы включают: центральную навигационную службу, ведомственные и региональные подразделения.
Основные функции навигационной службы:
- обеспечение сохранности и адекватного отражения получаемых сведений об ИР в навигационной системе;
- полное и достоверное представление этой информации в общественный доступ.
- оказание методической и технологической помощи пользователям и лицам, предоставляющим информацию об ИР;
- регулярное информирование органов управления ГСНТИ, других органов государственной власти о состоянии ИР научно-технической сферы.
Сведения об информационных ресурсах. В навигационной системе собираются и актуализируются сведения об юридических и физических лицах - создателях/держателях ресурсов, об электронных ИР НТИ, а также описания научно-значимых неэлектронных ИР.
В системе будут содержаться как первичные научные документы, так и вторичная НТИ, а также массивы научно-организационной и вспомогательной информации.
Будут собираться данные об ИР, как функционирующих в промышленном режиме и доступных для внешнего пользователя, так и об ИР, разрабатываемых и находящихся в опытной (экспериментальной) эксплуатации.
Обязательному сбору подлежат описания ИР, для создания или поддержки функционирования которых использовались (хотя бы частично) бюджетные и другие государственные средства. Остальные описания ИР собираются на добровольной основе. Наличие в описаниях ИР группы реквизитов, относящихся к право обладанию, повышает привлекательность передачи описания ИР НТИ в систему для создателя/держателя ресурса. Сведения об ИР предоставляются предприятиями, органами и организациями, непосредственно осуществляющими эксплуатацию или разработку ИР, и/или собственниками. Ответственность за достоверность предоставляемых в навигационную службу ГСНТИ сведений об ИР несут лица, их предоставляющие.
Формирование и ведение информационных массивов Навигационной системы ГСНТИ. База метаданных. Описания вводятся, актуализируются и хранятся в базе метаданных (база метаданных находится по адресу http://scireg.informika.ru).
, доступной через стандартный Internet-браузер. Доступ к базе метаданных, в том числе все возможности поиска информации, предоставляется всем пользователям на безвозмездной основе.
Информация о работе Государственная система научно-технической информации