Рисунок 2 – Формы государственной
поддержки инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной
деятельности может осуществляться субъектами
государственной поддержки, к которым
относятся Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, органы исполнительной
власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а также соответствующие
организации, через которые может осуществляться
такая поддержка, либо способами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Важной политической задачей
государства является поддержание экономического
роста. Государство обязано создавать
благоприятные условия для такого роста,
чтобы инвестиции частных предприятий
нашли приложение именно в нашей стране,
а не где-то за ее пределами. Поддержка
экономического роста должна ориентироваться
по инновационному процессу, играющему
центральную роль в его объяснении [14].
Структурные изменения как
генератор роста находятся под постоянным
воздействием новых технологических процессов
и изделий. Движущими силами здесь служат
следующие элементы: инноватор, организация
и окружающая среда - при условии их взаимодействия,
то есть увязки в единую систему.
Центральной фигурой в этой
системе является инноватор, но для ее
нормального функционирования требуется
и обратная связь между элементами.
1.3 Виды и методы
государственного регулирования в области
инновационной деятельности
Возрастающее значение инновационных
процессов для экономики и общества в
целом вызвало необходимость их государственного
регулирования.
Необходимость государственного
регулирования инновационных процессов
объясняется как общенациональным значением,
так и экономическим содержанием инноваций.
В настоящее время инновации становятся
основным средством увеличения прибыли
хозяйствующими субъектами. Однако при
отсутствии государственного регулирования
многие
нововведения не могли бы быстро
внедряться в практику.
Государство осуществляет следующие
виды регулирования инновационной деятельности
- организационное, экономическое, финансовое,
нормативное и правовое, краткая характеристика
которых представлена далее в таблице
1 [8, c. 377, 379].
Таблица 1 – Виды и способы государственного
регулирования инновационной деятельности
Виды регулирования |
Способы регулирования |
- Организационное регулирование
инновационной деятельности
|
- развитие инновационной
инфраструктуры; |
- обеспечение приоритета
инновационной деятельности; |
- моральное поощрение
авторов инноваций; |
- содействие модернизации; |
- развитие интеграционных
процессов; |
- развитие международных
связей. |
- Экономическое и финансовое
регулирование инновационной деятельности
|
-развитие предложения
инноваций;
|
-расширение спроса на
инновации;
|
-содействие конкуренции
в инновационной сфере; |
-развитие предпринимательства;
|
-обеспечение занятости
в инновационной сфере; |
-развитие лизинга наукоемкой
продукции инвестиции в инновации, повышение
их эффективности; |
-создание благоприятного
инвестиционного климата. |
- Нормативно-правовое регулирование
инновационной деятельности
|
-охрана прав и интересов
субъектов инновационной деятельности; |
-охрана прав владения,
пользования и распоряжения инновациями;
|
-защита промышленной, интеллектуальной
собственности; -развитие договорных отношений. |
Необходимость государственного
регулирования инновационных процессов
объясняется не только их общенациональным
значением, но и экономическим содержанием.
С одной стороны, в настоящее время инновации
становятся основным средством увеличения
прибыли хозяйствующих субъектов за счет
лучшего удовлетворения рыночного спроса,
снижения производственных издержек по
сравнению с конкурентами. С другой стороны,
в условиях классических рыночных механизмов
получение научно-технических результатов
было бы существенно затруднено, многие
нововведения не могли бы быть внедрены
в хозяйственную практику [11, c. 156].
Методы воздействия государства
в области инноваций можно подразделить
на прямые и косвенные. Соотношение их
определяется экономической ситуацией
в стране и выбранной в связи с этим концепцией
государственного регулирования.
Прямые методы государственного
регулирования инновационного процесса
осуществляются преимущественно в двух
формах: административно-ведомственной
и программно-целевой. Административно-ведомственная
форма проявляется в виде прямого финансирования,
осуществляемого в соответствии со специальными
законами, принимаемыми с целью непосредственного
содействия инновациям.
Программно-целевая форма государственного
регулирования инноваций предполагает
контрактное финансирование последних
посредством государственных целевых
программ поддержки нововведений, в том
числе в малых наукоемких фирмах.
В системе прямых методов воздействия
государства на инновационный процесс
важное место занимают мероприятия, стимулирующие
кооперацию промышленных предприятий
в области нововведений и кооперацию университетов
с промышленностью. Вторая из этих форм
кооперации вызвана необходимостью, с
одной стороны, доведения передовых научных
идей до стадии их коммерческой реализации,
с другой - создания условий для заинтересованности
промышленности в финансировании исследований.
Косвенные же методы, используемые
в реализации государственной инновационной
политики, наделены, с одной стороны, на
стимулирование инновационных процессов,
а с другой - на создание благоприятного
(социального, экономического, психологического)
климата для новаторской деятельности.
Косвенные методы подразделяются на 2
вида, которые представлены на рисунке
3 [12, c. 178-191].
Рисунок 3 – Косвенные методы
государственного регулирования инновационной
деятельности
Налоговые льготы и скидки находят
проявление в [11, c. 188-190]:
- освобождении от налогообложения
той части прибыли предприятий и организаций,
которая направляется на проведение перспективных
инновационных разработок, создание научно-технического
задела;
- исключении валютных средств
научных организаций и вузов из числа
налогооблагаемых доходов, полученных
от реализации научно-технической (инновационной)
продукции и направленных на приобретение
специального оборудования и уникальных
приборов;
- снижении ставок налога на
добавленную стоимость, имущество и землю
для научно-технических организаций;
- уменьшении в течение определенного
периода налогооблагаемой прибыли, получаемой
предприятиями (фирмами) от использования
изобретений и других новшеств.
Эффективными при определенных
условиях могут быть такие косвенные
меры государственного регулирования
инноваций, как кредитные льготы, то есть
предоставление кредитов (например, с
низкой процентной ставкой) предприятиям,
акционерным обществам и фирмам - потенциальным
потребителям результатов инновационных
разработок, нововведений.
Регулирование инновационной
деятельности происходит на базе [12]:
- инновационных прогнозов;
- инновационных стратегий;
- инновационных программ;
- инновационных проектов;
- программ и проектов поддержки
инновационной деятельности.
Несомненно, важным аспектом,
с помощью которого государство реализует
программы, направленные на поддержку
и регулирование инновационной деятельности
организаций является создание хорошо
обоснованной системы финансирования.
В настоящее время в качестве основных
источников средств, используемых для
финансирования инновационной деятельности,
выступают [11, c. 211-213]:
- бюджетные ассигнования, выделяемые
на федеральном и региональном уровнях;
- средства специальных внебюджетных
фондов финансирования НИОКР, которые
образуют ИП, выделяемые предприятиями,
региональными органами управления;
- собственные средства предприятий;
- финансовые ресурсы различных
типов коммерческих структур (инвестиционных
компаний, коммерческих банков, страховых
обществ, финансово-промышленных групп
и т. п.);
- кредитные ресурсы специально
уполномоченных правительством инвестиционных
банков;
- конверсионные кредиты для
научно-технических и производственных
предприятий оборонного комплекса;
- иностранные инвестиции промышленных
и коммерческих фирм;
- средства национальных и зарубежных
научных фондов;
- частные накопления физических
лиц.
Суть стратегии активного вмешательства
заключается в признании государством
научной, научно-технической и инновационной
деятельности как главной, определяющей
экономический рост национального хозяйства.
Государство берет на себя активную роль
в организации и финансировании многих
важных программ и проектов, осуществление
которых вносит весомый вклад в развитие
национальной экономики [12, c. 288].
На основе вышеизложенного
материала можно сделать выводы о том,
что инновации в современном мире – это
неотъемлемая и важная часть развития
общества, как с экономической, так и с
социальной точки зрения. Уже на базе школ
и институтов идет подготовка и обучения
создания новаторских проектов. Но данные
проекты не могут быть реализованы, если
нет денежных средств, спонсоров, инвесторов,
которые готовы помочь в их осуществлении.
И, как правило, в РФ такой поддержкой является
государство, которое создает мощную базу
для развития и продвижения новаторских
идей. Правительство организует поддержку
в материальном, моральном, ресурсном
плане, предоставляет площадки для проведения
различных мероприятий. Но поддержки недостаточно.
Поэтому государство осуществляет политику
регулирования инновационной деятельности.
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка»
2.1 Развитие инновационной
деятельности ОАО «Технопарка Новосибирского
Академгородка»
Сегодня Академпарк - это комплексный
технологический парк, обладающий уникальной
научно-технологической и деловой инфраструктурой,
позволяющей создать наилучшие условия
для генерации и развития инновационных
компаний и успешного развития действующих
высокотехнологичных предприятий, место,
где научные разработки воплощаются в
промышленные технологии [21].
Учредителями технопарка, созданного
в 2006 году, являются Администрация Новосибирской
области, мэрия города Новосибирска, СО
РАН. Организация имеет ряд характеристик,
которые представлены в таблице 2. На их
основе можно рассмотреть специфику и
сущность развития инновационной деятельности
Новосибирска [20].
Таблица 2 – характеристика
ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка»
Элементы |
Описание |
1. Область промышленности,
приоритетные технологии |
биомедицинские технологии,
информационные и телекоммуникационные
технологии, приборостроение и наукоемкое
оборудование, силовая электроника |
2. Особенности финансирования |
финансирование осуществляется
через некоммерческую организацию - «Фонд
НТП Новосибирского Академгородка». Доход
формируется за счет передачи в аренду
принятых в управление площадей по рыночным
ставкам. Направляется на формирование
бизнес-инкубаторов, развитие инфраструктуры,
создание ЦКП, венчурное финансирование.
Второй источник - целевые средства бюджетов |
Продолжение таблицы
2
3. Резиденты технопарка |
представительства
японских корпораций и учреждений, осуществляющих
трансфер технологий и сервисную поддержку
компаний |
4. Специализация
технопарка |
осуществление деятельности
по трансферу технологий в заявленных
областях |
5. Структура технопарка |
общественно-деловой
центр; торгово-досуговый центр; жилая
зона для сотрудников и резидентов технопарка;
инжиниринговые компании; инвестиционный
консалтинг; патентная, таможенная, юридическая
службы; центр коммерциализации технологий;
венчуные фонды; центр коллективного пользования
(ЦКП) |
На территории Академпарка
сосредоточено 216 компаний, 37 из которых
при этом являются резидентами местного
бизнес - инкубатора. Если рассматривать
распределение всего этого количества
резидентов по отдельным направлениям,
то получается следующая картина: большая
часть компаний (40 %) сосредоточена в информационных
технологиях. Практически такое же количество
резидентов занято в приборостроении
(35 %). И наименьшее развитие получили направления,
связанные с медициной и наноматериалами.
В 2007 году площадь технопарка
и его емкость составляла 863500 кв.м. На основании
разработанной и утвержденной Архитектурной
концепции Технопарка, в соответствии
с зонированием территории ННЦ, было сформировано
27 земельных участков общей площадью
80,22 га для строительства объектов недвижимости
Технопарка и организации лесопарковых
зон. Был подписан Инвестиционный контракт
с компанией «РосЕвроДевелопмент» в оказании
услуги по подключению возводимых зданий
к инженерным сетям взамен на строение
330 000 кв.м. объектов Технопарка и объектов
инфраструктуры Технопарка, из которых
70 000 кв.м. передать ОАО «Технопарк Новосибирского
Академгородка» [17].
В 2012 году деятельность организация
была направлена на достижение показателей
установленных бизнес-планом. По состоянию
на начало 2013 года Технопарк успешно выполнил
задачи по созданию базовой инженерной
инфраструктуры, строительству основной
части офисных и производственных зданий,
привлечению основной части офисных и
производственных зданий, привлечению
резидентов и организации самых необходимых
технологических сервисов.
Наблюдательный совет оценивает
итоги развития общества по приоритетным
направлениям его деятельности в 2012 году
как в целом успешные. В течение этого
периода своей деятельности ОАО «Технопарк
Новосибирского Академгородка» сумело
обеспечить функционирование компании,
но закончило отчетный год с убытками
в размере 60 551 тыс. рублей.