Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:50, реферат
В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние и основные проблемы организации инновационной деятельности в Республике Беларусь 4
2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности 6
3 Цели и задачи инновационной политики 8
4 Направления реализации инновационной политики 10
5 Методы государственного управления инновационной политикой 11
6 Финансирование инновационной деятельности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра организации и управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Организация инновационных процессов
на тему: Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
Студентка
Проверила
профессор,
кандидат экономических наук
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние и основные проблемы организации инновационной деятельности в Республике Беларусь 4
2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности 6
3 Цели и задачи инновационной политики 8
4 Направления реализации инновационной политики 10
5 Методы государственного управления инновационной политикой 11
6 Финансирование инновационной деятельности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Состояние инновационной
деятельности в любом государстве
является важнейшим индикатором
развития общества и его экономики.
В настоящее время инновационная
политика в развитых странах является
составной частью государственной
социально-экономической политики.
Она позволяет решать задачи перестройки
экономики, непрерывного обновления технической
базы производства, выпуска конкурентоспособной
продукции, другими словами направлена
на создание благоприятного экономического
климата для осуществления
Учитывая
актуальность инноваций для достижения
социально-экономических целей, вопросы
активизации инновационной
В настоящее время инновации следует рассматривать как важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности белорусской экономики и ее устойчивого роста.
Республика Беларусь в силу своего геополитического и природно-экономического положения, к сожалению, не располагает мощной сырьевой базой, в том числе и топливно-энергетической. Однако наличие сырьевых ресурсов и изобилие рабочей силы в современных условиях все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество. Ведь доля этих факторов в создании стоимости всех продуктов с ростом уровня инновационной деятельности постоянно снижается, в то же время резко возросло значение факторов технологических изменений и технологического развития, поскольку своевременная смена технологий в соответствии с потребностями рынка сможет обеспечить конкурентоспособность промышленных предприятий и фирм, а правильная технологическая политика - стать основой их экономического подъема.
В нашей республике инновационный путь развития является приоритетным, так как она имеет для этого необходимые составляющие: развитые перспективные направления в ряде областей науки и технологии; производственную базу; высококвалифицированные научные и инженерные кадры. Именно поэтому Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. обозначена главная задача - переход на инновационный путь развития. Реализация указанных задач требует глубокого анализа ситуации в частном секторе экономики, выявления причин, определивших тенденции в его отраслевой и организационно-правовой структуре, исследования инвестиционных возможностей его субъектов, факторов и условий их активизации.
Состояние инновационной деятельности характеризуется рядом показателей: количеством организаций, выполняющих исследования и разработки; численностью персонала, занятого исследованиями и разработками; характером внедряемых нововведений; степенью развития инновационной инфраструктуры; количеством созданных и используемых передовых производственных технологий; объемом и долей инновационной и новой продукции; экспортом и импортом технологий и др.
Вопрос проведения
технологической модернизации отраслей
Республики Беларусь является крайне
актуальным. Более 80% продукции все
еще выпускается с
Таким образом, оценивая масштабы инновационной деятельности в республике, следует отметить, что они невелики и нуждаются в существенном увеличении.
Сегодня главной научно-инновационной задачей является обеспечение динамичного развития технологически передовых отраслей производства. Больше внимания следует уделять разработке не изделий, а технологий. Продукция большинства предприятий Беларуси за последние годы существенно обновилась, а технологии, в основном, остались прежними, неспособными обеспечить надлежащее качество новой продукции и снижение издержек на ее производство.
Необходимо
создавать благоприятные
При инновационной
модели развития устойчивый экономический
рост обеспечивается за счет активной
инновационной деятельности. В свою
очередь, инновационное развитие направлено,
как правило, на реализацию и достижение
перспективных целей и имеет
долговременные ориентиры, связано
с высокими затратами, длительностью
научно-производственного
Глобальная
конкуренция на мировом рынке
высоких технологий и наукоемкой
продукции требует постоянной корректировки
разрабатываемой научно-
В развитых
странах усиление государственного
регулирования научно-
Таким образом,
преодолеть многочисленные барьеры
и компенсировать «провалы рынка» может
лишь активная позиция государства,
выступающего в роли эффективного субъекта,
направляющего и регулирующего
НТП и инновационную
Как показывает мировой опыт предшествующих двух десятилетий инновационная политика всех без исключения развитых стран, а также новых индустриальных стран стала одним из приоритетов государственного управления. Основные тенденции государственной политики развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой практикой и доказавших свою эффективность рекомендаций в отношении содержания и основных задач инновационной политики. В обобщенном виде эти рекомендации могут быть представлены в следующем виде:
Государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, не полагаются на созидательную силу свободных рыночных сил, а активно разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику. Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство», прогнозирует и планирует НТП, способствует формированию инновационной инфраструктуры и широкому распространению инноваций.
Основной целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Инновационная политика в любом государстве, независимо от его экономической мощи, направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В этой связи не может не тревожить состояние инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной системы, инфляция вынуждают правительство принимать меры сугубо временного характера.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.
Инновационная
деятельность требует государственной
поддержки и стимулирования, особенно
на этапах её становления. Технологические
успехи ряда зарубежных стран стали
возможными отнюдь не только благодаря
силе индивидуальной инициативы. Большую
роль играло и продолжает играть целенаправленное
государственное вмешательство
в область инновационной
Методы воздействия
государства в области
Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:
Принципами инновационной политики государства должны стать:
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь