Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:50, реферат

Описание работы

В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние и основные проблемы организации инновационной деятельности в Республике Беларусь 4
2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности 6
3 Цели и задачи инновационной политики 8
4 Направления реализации инновационной политики 10
5 Методы государственного управления инновационной политикой 11
6 Финансирование инновационной деятельности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра организации и управления

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Организация инновационных процессов

на тему: Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

 

Проверила

профессор,

кандидат экономических наук      Л.М. Синица

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Состояние и основные проблемы организации инновационной  деятельности в Республике Беларусь 4

2 Роль государства  в регулировании  инновационной деятельности 6

3 Цели и задачи инновационной политики 8

4 Направления реализации инновационной  политики 10

5 Методы  государственного управления инновационной политикой 11

6 Финансирование инновационной деятельности 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Состояние инновационной  деятельности в любом  государстве  является важнейшим  индикатором  развития общества и  его экономики. В настоящее время  инновационная  политика в развитых странах является составной частью государственной  социально-экономической  политики. Она позволяет решать задачи перестройки  экономики, непрерывного обновления технической  базы производства, выпуска конкурентоспособной  продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата  для осуществления инновационных  процессов и является связующим  звеном между сферой «чистой» науки  и задачами производства.

Учитывая  актуальность инноваций для достижения социально-экономических целей, вопросы  активизации инновационной деятельности определены как один из приоритетов  Республики Беларусь. 

 

1 Состояние  и основные проблемы организации  инновационной  деятельности  в Республике Беларусь

 

 

В настоящее  время инновации следует  рассматривать  как важнейший  фактор обеспечения  конкурентоспособности  белорусской  экономики и ее устойчивого  роста.

Республика  Беларусь в силу своего геополитического и природно-экономического положения, к сожалению, не располагает мощной сырьевой базой, в том числе и  топливно-энергетической. Однако наличие  сырьевых ресурсов и изобилие рабочей  силы в современных условиях все  меньше можно расценивать как  конкурентное преимущество. Ведь доля этих факторов в создании стоимости  всех продуктов с ростом уровня инновационной  деятельности постоянно снижается, в то же время резко возросло значение факторов технологических изменений  и технологического развития, поскольку  своевременная смена технологий в соответствии с потребностями  рынка сможет обеспечить конкурентоспособность  промышленных предприятий и фирм, а правильная технологическая политика - стать основой их экономического подъема.

В нашей республике инновационный  путь развития является приоритетным, так как она имеет  для этого  необходимые составляющие: развитые перспективные направления  в  ряде областей науки и технологии; производственную базу; высококвалифицированные  научные и инженерные кадры. Именно поэтому Национальной стратегией устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. обозначена главная задача - переход на инновационный путь развития. Реализация указанных задач требует глубокого анализа ситуации в частном секторе экономики, выявления причин, определивших тенденции в его отраслевой и организационно-правовой структуре, исследования инвестиционных возможностей его субъектов, факторов и условий их активизации.

Состояние инновационной  деятельности характеризуется  рядом  показателей: количеством  организаций, выполняющих исследования и разработки; численностью персонала, занятого исследованиями и разработками; характером внедряемых нововведений; степенью развития инновационной  инфраструктуры; количеством созданных  и используемых передовых производственных технологий; объемом и долей инновационной  и новой продукции; экспортом  и импортом технологий и др.

Вопрос  проведения технологической модернизации отраслей Республики Беларусь является крайне актуальным. Более 80% продукции  все  еще выпускается с использованием устаревших технологий, относящихся  по применяемой в СНГ классификации  к IV технологическому укладу. Очевидно, что доля высоких технологий невелика. Это явно не соответствует научному потенциалу Республики Беларусь.

Таким образом, оценивая масштабы инновационной  деятельности в республике, следует  отметить, что они невелики и нуждаются  в существенном увеличении.

Сегодня главной  научно-инновационной задачей  является обеспечение динамичного  развития технологически передовых  отраслей производства. Больше внимания следует  уделять разработке не изделий, а  технологий. Продукция большинства  предприятий Беларуси за последние  годы существенно обновилась, а технологии, в основном, остались прежними, неспособными обеспечить надлежащее качество новой  продукции и снижение издержек на ее производство.

Необходимо  создавать благоприятные условия  для развития высокоэффективных  наукоемких технологий, технологического перевооружения и повышения инновационной  активности предприятий, ускоренного  обновления их основных фондов. Повышение  эффективности инновационной политики Республики Беларусь предполагает необходимость  совершенствования ее законодательного обеспечения, формирования действенных  механизмов финансовой поддержки новаторской  деятельности.

 

 2 Роль государства  в регулировании инновационной деятельности

 

При инновационной  модели развития устойчивый экономический  рост обеспечивается за счет активной инновационной деятельности. В свою очередь, инновационное развитие направлено, как правило, на реализацию и достижение перспективных целей  и имеет  долговременные ориентиры, связано  с высокими затратами, длительностью  научно-производственного цикла  и неопределенностью конечного  результата.

Глобальная  конкуренция на мировом рынке  высоких технологий и наукоемкой продукции требует постоянной корректировки  разрабатываемой научно-технической  стратегии той или иной страны в направлении активного использования  методов государственного регулирования  в решении проблем экономического роста и структурных преобразований. Государства во все большей мере вовлекаются в процесс отбора стратегических приоритетов и стимулирования решения важнейших, с точки зрения перспективы, научных и технологических  проблем. Указанная тенденция в  стратегии государственного регулирования  экономики обеспечивается переходом  от практически независимой научной, образовательной и промышленной политики к интегрированной инновационной  политике, основанной на комплексной  поддержке сферы науки и технологий и предусматривающей прямую помощь различным этапам реализации инновационного процесса.

В развитых странах усиление государственного регулирования научно-технического развития признается экономически обусловленным  и совершенно необходимым, поскольку  при всей мощи рыночных механизмов самоорганизации научно-техническая  сфера во многих аспектах своей деятельности очень плохо сопрягается с  рынком. Создавая условия для реализации полного инновационного цикла от создания нового продукта до его производства, государство должно обеспечить «стимулирование  тех стадий, где рыночных механизмов недостаточно, и предоставление свободы  деятельности там, где вмешательство  государства излишне».

Таким образом, преодолеть многочисленные барьеры  и компенсировать «провалы рынка» может  лишь активная позиция государства, выступающего в роли эффективного субъекта, направляющего и регулирующего  НТП и инновационную деятельность. В условиях инновационной экономики  достичь макроэкономического равновесия и положительного эффекта для  реализации долговременной стратегии  можно только лишь при разработке соответствующей государственной  инновационной политики. Такая политика должна быть направлена на стимулирование эффективной работы и преодоление  барьеров рыночного механизма, эффективно продвигать те экономические процессы, которые связаны с инновационными изменениями.

Как показывает мировой опыт предшествующих двух десятилетий  инновационная  политика всех без  исключения развитых стран, а также  новых индустриальных стран стала  одним из приоритетов  государственного управления. Основные тенденции государственной  политики развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой  практикой и доказавших свою эффективность  рекомендаций в отношении содержания и основных задач инновационной  политики. В обобщенном виде эти  рекомендации могут быть представлены в следующем виде:

  1. повышение гибкости исследовательских структур и обеспечение более тесного и эффективного сотрудничества бизнеса, науки и государства;
  2. содействие формированию рыночных и рыночно-государственных механизмов финансирования инновационных процессов, становлению и развитию венчурных фондов;
  3. содействие формированию и развитию эффективных механизмов распространения технологий на основе реализуемых инновационных программ и проектов и стимулирования конкуренции на рынках новых технологий;
  4. совершенствование механизмов скоординированного использования и развития материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов при реализации инновационных программ и проектов;
  5. содействие международному инновационному сотрудничеству за счет привлечения зарубежных партнеров к участию в реализации национальных инновационных программ и проектов и обеспечения участия национальных предприятий и организаций в разработке и реализации иностранных и международных инновационных программ и проектов;
  6. совершенствование разработки и реализации инновационной политики на основе заинтересованного сотрудничества всех значимых представителей бизнеса, науки, гражданского общества и органов государственной власти.

Государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, не полагаются на созидательную силу свободных рыночных сил, а активно  разрабатывают и эффективно применяют  государственную инновационную  политику. Государственная инновационная  политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство», прогнозирует и планирует НТП, способствует формированию инновационной инфраструктуры и  широкому распространению инноваций.

 

3 Цели  и задачи инновационной политики

 

 

Основной  целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности  производства.

Инновационная политика в любом государстве, независимо от его экономической мощи, направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных  отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В этой связи  не может не тревожить состояние  инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной  системы, инфляция вынуждают правительство  принимать меры сугубо временного характера.

С учетом сегодняшнего состояния экономики  инновационная  политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов  в отраслях экономики.

Инновационная деятельность требует государственной  поддержки и стимулирования, особенно на этапах её становления. Технологические  успехи ряда зарубежных стран стали  возможными отнюдь не только благодаря  силе индивидуальной инициативы. Большую  роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство  в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование  соответствующих процессов. Государственное  регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах  как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения  долгосрочной национальной конкурентоспособности  и устойчивого повышения благосостояния населения.

Методы воздействия  государства в области инноваций  могут быть прямые и косвенные. Соотношение  их определятся экономической ситуацией  в стране и избранной в связи  с этим концепцией государственного регулирования.

Основными задачами государства  в сфере инновационной  политики являются:

  1. формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей её активность;
  2. финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;
  3. формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;
  4. подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

Принципами  инновационной политики государства должны стать:

  1. ориентация экономики республики на инновационный путь развития, максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;
  2. эффективное использование научно-технического потенциала республики;
  3. равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;
  4. обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;
  5. осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь