Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

Содержание работы

Введение
1. Сущность и виды инноваций
2. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
3. Роль инноваций в экономическом развитии предприятий РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

иннов менедж.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Существенной  предпосылкой и стимулом к развитию инновационной деятельности в организациях может стать ее гибкость. Инновации  во всех их видах и формах играют большую роль в становлении и  развитии предприятий. Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности необходима гибкость на всех уровнях управления предприятием, ясное понимание сущности инновационных процессов, необходимости использования инноваций.

В рыночной экономике инновации представляют собой сильное оружие конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости  и, следовательно, к снижению цен, росту  массы прибыли, созданию новых потребностей, неизбежному притоку денег, повышению  имиджа (рейтинга) производителя новых  продуктов, открытию и (или) захвату  новых рынков, в том числе новых. Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и  улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся  изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные  циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы  малых и средних предприятий  должны быстро перестраиваться. Инновации  становятся ключевым стратегическим параметром любого предприятия и экономики  в целом.

В России же анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет выявить  пока еще стойкие негативные последствия  кризиса, произошедшего в начале 1990-х гг. Однако начиная с 1998г. уровень инновационной активности стал повышаться.

Уровень инновационной активности наиболее высок в производстве пищевых  продуктов, электрооборудования и  сфере машиностроения, что дает основания  надеяться на тенденцию роста  конкурентоспособности и качества всей отечественной продукции, однако в общем он недостаточно высок.

Однако  относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить и  тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно-активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью.

А именно инновации с мощными преобразовательными  функциями имеют для производства особое значение. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющую высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства, которая  приведет к экономическому росту. К  таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и  технологию. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технический  уровень, можно создавать главные  предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое  состояние.

Инновационная деятельность сопровождает все фазы и этапы воспроизводственного цикла  предпринимательства и должна быть эффективной. Если понимать под эффективностью результативность деятельности, в том  числе инновационной, то ее можно  и нужно классифицировать, как  и любую другую экономическую  категорию.

Р.А. Фатхутдинов выделяет две группы экономических эффектов от проведения инновационной деятельности: от осуществления инноваций инновационной организации и от продажи новшеств собственной разработки и покупных. Кроме того, различается экономический, научно-технический, социальный и экологический эффект. Эта градация соответствует требованиям практики. Необходимо отметить, что все эти эффекты находятся в тесной взаимосвязи – когда, например, экологический эффект сопровождается социальными последствиями, последствиями в развитии науки и техники, в изменении экономической обстановки.

Нельзя  не сказать так же о тех рисках, с которыми могут столкнуться  предприятия при осуществлении  инновационной деятельности. Среди них можно выделить следующие:

  • потребительский риск: применяемые компанией технологии или продукты не позволяют обеспечить стабильное качество нового сервиса для всего круга клиентов;
  • общекорпоративный риск: развертывание инновационного проекта слабо адаптировано к сложившейся корпоративной культуре и методам управления компанией;
  • риск проведения изменений: инновационные внедрения сопровождаются изменениями в регламентах, системе отчетности, составе продуктовой линейки, схемах взаимодействия как внутри подразделений, так и с внешними поставщиками;
  • риск персонала касается главным образом выбранной стратегии вовлечения сотрудников компании в инновационный процесс и связанного с этим качества программ мотивации;
  • риск технологической новизны заключается в том, что на первых порах, как правило, отсутствуют стандарты, без которых невозможно достичь единообразия процессов обработки и взаимопонимания между различными системами, функционирующими на одних и тех же технологических и идеологических принципах.

Наконец, возникают ситуации, когда различные  общественные организации препятствуют распространению технологических  новшеств. Однако главной угрозой  для стратегических инновационных  проектов остается повседневная функциональная нагрузка на руководителей и менеджмент компании. Темп изменения бизнеса  компании не должен ломать установившиеся процессы, но задачи текущей деятельности не вправе ставить под угрозу стратегию  компании и перспективные возможности  по созданию конкурентных преимуществ.

В настоящее  время разрабатывается соответствующая  систематика и инструментарий методов, позволяющие повысить эффективность  инновационной деятельности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия  сами разрабатывают инновационно–технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым высоким и рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В рамках  кооперационной стратегии малые  и средние предприятия сотрудничают  с другими компаниями. При этом  кооперация может осуществляться  на всех этапах инновационного  процесса. Кооперация малых и  средних предприятий в целях  повышения конкурентоспособности  и снижения рисков находит  все более широкое применение  при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить  в самых разных формах, например, в форме стратегического альянса,  кооперационных исследованиях, кооперационного  производства и кооперационного маркетинга.

Подводя итог, можно сделать вывод, что  инновации безусловно способствуют повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и следовательно экономическому росту. Поэтому для успешной работы осуществление инновационной деятельности необходимо каждому предприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  на территории страны. Субъекты инновационной  деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации  и граждане, участвующие в инновационной  деятельности.

Немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

Российские предприятия имеют большой инновационный потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и в большей степени тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

 

 

Список литературы

1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Ильенкова С.Ф. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Банки и Биржи, 2007.

5. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие/ Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес – шк.», 2010.

 

 


Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ