Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:47, контрольная работа
Современное понимание информационной системы предусматривает использование компьютера, как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом информационной системы.
Информационной системой называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваиваемого интерфейса.
Информационные системы и ее виды.
Современное понимание информационной
системы предусматривает
Информационной системой называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваиваемого интерфейса.
Информационные системы есть во всех основных сферах современного общества: органы государственного управления, финансово-кредитная сфера, информационное обслуживание предпринимательской деятельности, производственная сфера, наука, образование и т. д.
При создании или классификации информационных систем возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От качества создания системы зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Рассмотрим несколько видов информационных систем:
Структурированная система - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
В структурированной задаче
удается выразить ее содержание в
форме математической модели, имеющей
точный алгоритм решения. Подобные задачи
обычно приходится решать многократно,
и они носят рутинный характер.
Целью использования
Пример. В информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы.
Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.
Неструктурированная система - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Решение неструктурированных
задач из-за невозможности создания
математического описания и разработки
алгоритма связано с большими
трудностями. Возможности использования
здесь информационной системы невелики.
Решение в таких случаях
Пример. Попробуйте формализовать взаимоотношения в вашей студенческой группе. Наверное, вряд ли вы сможете это сделать. Это связано с тем, что для данной задачи существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.
Экспертная система - это программа, которая ведет себя подобно эксперту в некоторой, обычно узкой прикладной области. Типичные применения экспертных систем включают в себя такие задачи, как медицинская диагностика, локализация неисправностей в оборудовании.
Пример экспертной системы в электронике.
ACE. Экспертная система определяет неисправности в телефонной сети и дает рекомендации по необходимому ремонту и восстановительным мероприятиям. Система работает без вмешательства пользователя, анализируя сводки-отчеты о состоянии, получаемые ежедневно с помощью CRAS, программы, следящей за ходом ремонтных работ в кабельной сети. ACE обнаруживает неисправные телефонные кабели и затем решает, нуждаются ли они в планово-предупредительном ремонте и выбирает, какой тип ремонтных работ вероятнее всего будет эффективным. Затем ACE запоминает свои рекомендации в специальной базе данных, к которой у пользователя есть доступ. АСЕ реализована на языках OPS4 и FRANZ LISP и работает на микропроцессорах серии AT&T 3B-2, размещенных в подстанциях наблюдения состояния кабеля. Она разработана в Bell Laboratories. АСЕ прошла опытную эксплуатацию и доведена до уровня коммерческой экспертной системы.
Прочие классификации информационных систем:
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Автоматизированные ИС, учитывая
их широкое использование в
Классификация ИС по сфере применения.
Информационные системы
организационного управления предназначены
для автоматизации функций
Основными функциями подобных
систем являются: оперативный контроль
и регулирование, перспективное
и оперативное планирование, бухгалтерский
учет, управление сбытом и снабжением
и другие экономические и
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
Состав автоматизированных информационных систем.
Автоматизированная
Автоматизированные
1) языковые средства и правила,
используемые для отбора, представления
и хранения информации, для отображения
картины реального мира в
2) информационный фонд системы;
3) способы и методы организации
процессов обработки
4) комплекс программных средств,
реализующих алгоритмы
5) комплекс технических средств, функционирующих в системе;
6) персонал, обслуживающий систему;
Основными целями автоматизации деятельности предприятия являются:
1. Сбор, обработка, хранение и
представление данных о
2. Автоматизация выполнения
3. Автоматизация процессов,
Характеризуя различные
Функциональные подсистемы выделяются
в соответствии с управленческими
функциями, осуществляемыми на предприятии.
В автоматизированную информационную
систему управления промышленным предприятием
входят следующие подсистемы: управление
технической подготовкой
Функциональные подсистемы АИС
обеспечивают решение экономических
задач путем целенаправленного
преобразования информации, включающего
как формализованные процедуры,
так и актуализацию информации, не
поддающуюся формализации. Рациональная
организация обработки
Обеспечивающие подсистемы определяют информационные, математические, лингвистические, программные, технические, методические и организационные средства для решения задач, связанных с обработкой экономической информации, и объединяют по этим средствам функциональные подсистемы в единую систему. Обеспечивающие подсистемы определяют состав ресурсов, необходимых для функционирования автоматизированной информационной системы.
Информационное обеспечение (ИО) представляет
собой совокупность проектных решений
по объемам, размещению, формам организации
информации, циркулирующей в АИС.
Оно включает в себя совокупность
показателей, справочных данных, классификаторов
и кодификаторов информации, унифицированные
системы документации, специально организованные
для автоматического
Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИС; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИС; диалоговые языки специального на значения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.