Информационные системы и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Современное понимание информационной системы предусматривает использование компьютера, как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом информационной системы.
Информационной системой называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваиваемого интерфейса.

Файлы: 1 файл

Информац.сис-мы в эконом.docx

— 33.01 Кб (Скачать файл)

Информационные  системы и ее виды.

 

Современное понимание информационной системы предусматривает использование  компьютера, как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой  и инструментом информационной системы.

Информационной  системой называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваиваемого интерфейса.

Информационные системы  есть во всех основных сферах современного общества: органы государственного управления, финансово-кредитная сфера, информационное обслуживание предпринимательской  деятельности, производственная сфера, наука, образование и т. д.

При создании или классификации  информационных систем возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием  решаемых задач. От качества создания системы зависят эффективность  работы всей системы, а также уровень  автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения  на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности  компьютерной обработки данных и  тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Рассмотрим несколько  видов информационных систем:

Структурированная система - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в  форме математической модели, имеющей  точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

Пример. В информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы.

Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как  они должны многократно повторяться  ежемесячно для всех категорий работающих.

Неструктурированная система - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

Решение неструктурированных  задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования  здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается  человеком из эвристических соображений  на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

Пример. Попробуйте формализовать взаимоотношения в вашей студенческой группе. Наверное, вряд ли вы сможете это сделать. Это связано с тем, что для данной задачи существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

Экспертная система - это программа, которая ведет себя подобно эксперту в некоторой, обычно узкой прикладной области. Типичные применения экспертных систем включают в себя такие задачи, как медицинская диагностика, локализация неисправностей в оборудовании.

Пример экспертной системы в электронике.

ACE. Экспертная система определяет неисправности в телефонной сети и дает рекомендации по необходимому ремонту и восстановительным мероприятиям. Система работает без вмешательства пользователя, анализируя сводки-отчеты о состоянии, получаемые ежедневно с помощью CRAS, программы, следящей за ходом ремонтных работ в кабельной сети. ACE обнаруживает неисправные телефонные кабели и затем решает, нуждаются ли они в планово-предупредительном ремонте и выбирает, какой тип ремонтных работ вероятнее всего будет эффективным. Затем ACE запоминает свои рекомендации в специальной базе данных, к которой у пользователя есть доступ. АСЕ реализована на языках OPS4 и FRANZ LISP и работает на микропроцессорах серии AT&T 3B-2, размещенных в подстанциях наблюдения состояния кабеля. Она разработана в Bell Laboratories. АСЕ прошла опытную эксплуатацию и доведена до уровня коммерческой экспертной системы.

Прочие классификации  информационных систем:

В зависимости от степени  автоматизации информационных процессов  в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические  ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные  ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации  процессов управления, имеют различные  модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования  информации и по сфере применения.

Классификация ИС по сфере применения.

Информационные системы  организационного управления предназначены  для автоматизации функций различных  структурных подразделений.

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, перспективное  и оперативное планирование, бухгалтерский  учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные  задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного  проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.

 

Состав автоматизированных информационных систем.

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств  и штата специалистов, предназначенную  для обработки информации и принятия управленческих решений [3]. Создание АИС  способствует повышению эффективности  производства экономического объекта  и обеспечивает качество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается  при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке  оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми  ресурсами и т.д. Поэтому процесс  управления в условиях функционирования автоматизированных информационных систем основывается на экономико-организационных  моделях, более или менее адекватно  отражающих характерные структурно-динамические свойства объектам.

Автоматизированные информационные системы представляют собой совокупность различных средств, предназначенных  для сбора, подготовки, хранения, обработки  и предоставления информации, удовлетворяющей  информационные потребности пользователей. АИС объединяет следующие составляющие:

1) языковые средства и правила,  используемые для отбора, представления  и хранения информации, для отображения  картины реального мира в модель  данных, для представления пользователю  необходимой информации;

2) информационный фонд системы;

3) способы и методы организации  процессов обработки информации;

4) комплекс программных средств,  реализующих алгоритмы преобразования  информации;

5) комплекс технических средств,  функционирующих в системе;

6) персонал, обслуживающий систему;

Основными целями автоматизации деятельности предприятия являются:

1. Сбор, обработка, хранение и  представление данных о деятельности  организации и внешней среде  в виде, удобном для финансового  и любого другого анализа и  использования при принятии управленческих  решений.

2. Автоматизация выполнения бизнес  операций (технологических операций), составляющих целевую деятельность  предприятия.

3. Автоматизация процессов, обеспечивающих  выполнение основной деятельности.

Характеризуя различные аспекты  функционирования информационных систем, наиболее часто рассматривают функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональная структура отражает содержательную сторону информационной системы  и специфику ее назначения, т.е. определяет способы реализации отдельных информационных процедур и информационного процесса в целом. В данном контексте в составе любой информационной системы можно выделить подсистемы: сбора и первичной обработки, ввода и кодирования, хранения и обработки, передачи информации.

Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими  функциями, осуществляемыми на предприятии. В автоматизированную информационную систему управления промышленным предприятием входят следующие подсистемы: управление технической подготовкой производства, основным производством, вспомогательным  производством, материально-техническим  снабжением, технико-экономическим  планированием производства, бухгалтерским  учетом, сбытом, кадрами, качеством  выпускаемой продукции и услуг, финансами.

Функциональные подсистемы АИС  обеспечивают решение экономических  задач путем целенаправленного  преобразования информации, включающего  как формализованные процедуры, так и актуализацию информации, не поддающуюся формализации. Рациональная организация обработки экономической  информации может быть осуществлена в условиях определенной технологии, которая существенно зависит  от используемых на отдельных этапах технических средств, во многом определяющих способы и методы преобразования информации. В рамках разработки функциональных подсистем АИС необходимо определить компонентный состав и алгоритмические  взаимосвязи между технологическими операциями обработки экономической  информации, обеспечивающие автоматизированную реализацию технологического процесса.

Обеспечивающие подсистемы определяют информационные, математические, лингвистические, программные, технические, методические и организационные средства для  решения задач, связанных с обработкой экономической информации, и объединяют по этим средствам функциональные подсистемы в единую систему. Обеспечивающие подсистемы определяют состав ресурсов, необходимых  для функционирования автоматизированной информационной системы.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений  по объемам, размещению, формам организации  информации, циркулирующей в АИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов  и кодификаторов информации, унифицированные  системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих  носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность  и качество технологии обработки  информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИС; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИС; диалоговые языки специального на значения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Информация о работе Информационные системы и ее виды