Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 15:24, курсовая работа
Одним из основных направлений государственной политики в области развития инновационной системы указано формирование инфраструктуры инновационной системы.
Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:
создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
формирование инновационно - активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;
Введение............................................................................................................2-3
I. Инфраструктура инновационной деятельности...........................................3
1.1. Российская национальная инновационная система..................................3-4
1.2. Понятие и классификация инновационной структуры.............................4-6
1.3. Финансовая подсистема инновационной инфраструктуры РФ...............6-8
1.4. Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности...........................................................................8-9
II. Практическая часть......................................................................................10-11
Заключение........................................................................................................11-12
Список используемой литературы...............................................................
Содержание:
Введение......................
I. Инфраструктура инновационной
деятельности..................
1.1. Российская национальная
инновационная система.......................
1.2. Понятие и классификация
инновационной структуры.......
1.3. Финансовая подсистема
инновационной инфраструктуры
1.4. Формирование производственно-
II. Практическая часть.........................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
В настоящее время одной из важнейших государственных экономических задач является перевод отечественной промышленности с сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности.
Одним из основных направлений государственной политики в области развития инновационной системы указано формирование инфраструктуры инновационной системы.
Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:
Инфраструктура инновационной
системы развивается, в первую очередь,
на территориях субъектов и муниципальных
образований Российской Федерации с высокой
концентрацией инновационного потенциала,
включая наукограды, академгородки, особые
экономические зоны, закрытые административно-
Инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, государством и бизнесом.
Без инновационной инфраструктуры невозможно эффективно осуществлять передачу результатов научной деятельности из государственного сектора в реальный сектор экономики, создавать новые инновационные предприятия, осуществлять интеграцию малых инновационных предприятий с промышленностью.
Вышеизложенное определяет актуальность темы контрольной работы. Вместе с тем, отдельные аспекты данной проблемы требуют дальнейшего исследования. Важнейшим из них является формирование и развитие отечественной модели инновационной инфраструктуры.
Целью и задачей данной работы является теоретическое обоснование формирования и функционирования инновационной инфраструктуры.
Национальная инновационная система (НИС) – совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.
НИС включает следующие компоненты:
Субъекты инновационной деятельности – организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта;
Инновационная инфраструктура – совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.
1.2 Понятие и
классификация инновационной
Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества.
В первом случае говорят о производственной инфраструктуре (дороги, порты, склады, системы связи и др.), во втором – о социальной инфраструктуре (школы, больницы, театры и др.). Используя чисто экономическую классификацию отраслей, выделяют инфраструктурные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д.).
Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура – это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. В связи с этим, инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансферта технологий, инновационно – технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно –исследовательских и опытно – конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др.
Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:
В следующем подразделе данной работы мы более подробно рассмотрим первые две подсистемы инновациооной инфраструктуры.
Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно (в соответствии с принятым выше порядком):
Естественно, что «устройство» (включая состав) инновационной инфраструктуры существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Это означает, что инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы.
В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше – инновационно – технологических центров, более 100 центров трансферта технологий, 10 национальных инновационно – аналитических центров, 86 центров научно – технической информации, свыше 120 бизнес –инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС) в настоящее время поддерживает информацию о 890 организациях инновационной инфраструктуры.
Развитие финансовой инфраструктуры инноваций является одним из важнейших условий модернизации экономики страны. Это очевидное обстоятельство учитывается в российской инновационной политике. Достаточное внимание в ней уделяется формированию целостной системы поддержки инноваций с использованием возможностей созданных финансовых институтов развития, таких, как: Инвестиционный фонд Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российский банк развития», открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», некоторые государственные корпорации.
Инвестиционный фонд Российской Федерации создан в 2006 году с целью оказания на конкурсной основе государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры, а также на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной инновационной системы. Предусмотрены следующие формы государственной поддержки:
• софинансирование инвестиционного проекта;
• направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
• предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства Российской Федерации.
(ОАО) Российский банк развития учреж
Научно-технологический парк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций: от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому, что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу – планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами.
Информация о работе Инфраструктура инновационной деятельности