Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:41, контрольная работа
Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации – решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон – кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.
1. Классификация инноваций и инновационных процессов
2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации
3 Государственное регулирование инновационных процессов в России
4. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
5. Методы снижения рисков
6 Содержание портфелей новшеств и инноваций
7. Основы инвестиционной деятельности организации
Список литературы
Содержание
1. Классификация инноваций и инновационных процессов
2. Инновационный проект:
понятия, основные этапы
3 Государственное регулирование
инновационных процессов в
4. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
5. Методы снижения рисков
6 Содержание портфелей новшеств и инноваций
7. Основы инвестиционной деятельности организации
Список литературы
Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.
Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез слов investio (одеваю) и novatio (обновляю).
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).
По сфере функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения.
Рассмотрим особенности различных видов инноваций.
Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации – решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон – кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.
Псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).
Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).
Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи).
При осуществлении
В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.
Реактивная инновация – инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.
Стратегическая инновация – инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Фирма – инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.
Процесс создания и использования инновации (инновационный процесс) – это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.
Для нематериальных инноваций характерна следующая схема:
1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.
2-я стадия: Разработка.
3-я стадия: Реализация.
Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации. Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. Изданной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца). Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии. Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.
Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации.
Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой и первоначальным размещением нововведения на рынке (внедрением), являются капиталоемкими и характеризуются повышенными рисками, которые возникают вследствие неопределенности конечных результатов процессов нововведений. Поэтому инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной). Если жизненный цикл инновации охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования, финансовых организаций и внедренческих компаний, тогда это глобальный инновационный цикл.
2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации
Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.
Жизненный цикл инновационного проекта включает три стадии:
1) прединвестиционная;
2) инвестиционная;
3) эксплуатационная.
На прединвестиционной стадии:
1) осуществляется формирование инновационного замысла;
2) формулируются конечные цели инновационного проекта;
3) определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах и источники их поступления.
На инвестиционной стадии:
1) разработка инновационного
2) реализация инновационного
На эксплуатационной стадии:
1) завершение проекта: сдача
результатов проекта заказчику,
Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения потребности в ресурсном обеспечении инновационного проекта осуществляется бизнес-планирование. Назначение бизнес-плана заключается в детальном анализе параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности
3. Государственное регулирование инновационных процессов в России
В вопросах регулирования и стимулирования инновационной деятельности главная роль отводится государственным структурам управления.
Функции государства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью повышения их экономической, социальной и экологической эффективности.
Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах:
1. Концепция устойчивого развития.
2. Концепция инновационной политики РФ на 1998–2000 гг.
3. Концепция реформирования российской науки на период 1998–2000 гг.
4. Концепция инновационной политики РФ на 2001–2005 гг.
5. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.
В соответствии с вышеуказанными документами главными направлениями государственной инновационной политики РФ являются:
1) аккумулирование
2) формирование и
3) развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов;
4) формирование инновационной
инфраструктуры, включая информационное
обеспечение, научно-
5) создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий и пр.
Для реализации основных
положений государственной
В настоящий момент в
РФ также действуют Российский фонд
технологического развития, Федеральный
фонд производственных инноваций (осуществление
производственно-
4. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
В соответствии с классификацией Л.Г. Раменского, выделяют следующие типы инновационного поведения фирм:
1) виоленты;
2) патиенты;
3) эксплеренты;
4) коммутанты.
Виоленты – крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора (в зависимости от этапа развития).
Этапы развития виолентов
характеризует классификация шв