Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы инноваций……………………………………5
1.1. Понятие и сущность инновации……………………………………………5
1.2. Виды инноваций…………………………………………………………….8
1.3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества……………………..10
Глава 2. Основные направления развития инноваций в России……………19
2.1. Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики…………………………………………………………………..19
2.2. Стратегия перехода на инновационный тип развития…………………21
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы инноваций……………………………………5
1.1. Понятие
и сущность инновации…………………………
1.2. Виды инноваций…………………………………………
1.3. Роль инноваций
в развитии мирового
Глава 2. Основные направления развития инноваций в России……………19
2.1. Инновационный
путь развития: понятие, задачи
и основные характеристики……………
2.2. Стратегия перехода на инновационный тип развития…………………21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………31
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение инноваций, как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне.
На федеральном уровне создается
государственный венчурный
Целью данной работы является изучение инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.
Для определения цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать представление о теоретических основах управления инновациями;
- изучить инновационную деятельность как объект управления;
- рассмотреть планирование инновационной деятельности.
Объектом исследования данной курсовой работы является инновационная сфера деятельности российских предприятий.
Предметом данного исследования является внедрение и коммерциализация инноваций.
Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы инноваций» рассматриваются понятия, виды и роль инноваций в целом.
Во второй главе «Основные направления развития инноваций в России» рассматривается инновационный путь развития.
В заключении сформированы основные выводы по выполненной работе.
Глава 1. Теоретические основы инноваций
Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".
Кардинальные преобразования, происходящие сегодня в России, затрагивают все сферы деятельности, не исключая и такую важнейшую как научно - техническая политика. Проблема эффективного использования достижения науки и техники не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в новых условиях рынка, именно инновационная деятельность, ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.
Инновации подразумевают освоение
новой продуктовой линии (то есть
совокупность контрактов на сбыт продукта
и снабжение покупными
В зависимости от предмета исследования и объекта инновации рассматриваются, как:
Инновацию не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Нововведения, новшества возможны во всех сферах человеческой деятельности: инновация - это идея, имеющая своей целью обрести экономическое содержание и быть востребованной в обществе.
В проекте федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” дается следующее определение понятию «инновация»: под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.
В законодательстве субъектов РФ понятие
«инновации» также трактуется по-разному.
Так в проекте закона Свердловской
области «Об инновационной
Во второй половине ХХ века научно-технический и технологический факторы приобрели определяющее значение в экономике многих стран мира, в международных экономических и политических отношениях.
Новые технологии потребовали внедрения экономически наиболее эффективных форм организации инновационного процесса при наивысшей степени интеграции науки, производства и сбыта. Тесная интеграция способствует ускорению цикла разработки нового изделия, его происхождения от момента возникновения технической идеи до появления продукта на рынке. Еще К.Маркс отмечал большую разницу между издержками первоначальной постройки машины и издержками ее тиражирования. Затраты инноваторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи. Поэтому для стимулирования инновационного процесса во всех развитых странах существуют программы правительственной поддержки продвижений технологий на мировой рынок
В новых для Росси рыночных условиях ситуация складывается таким образом, что в настоящее время разрывается естественная цепь: фундаментальная наука - прикладные исследования - промышленность. Государство должно, как катализатор, заниматься образованием и фундаментальными исследованиями. Государство должно структурно обеспечивать изменения, которые позволяют рынку нормально функционировать. В первую очередь, это инфраструктура: финансовая, инновационная, кадровая, технологическая, правовая.
В зарубежной и отечественной науке по инноватике выделяется большое количество видов инноваций. В связи с этим существует необходимость их классификации. Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно-управленческие.
Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления.
Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции.
Организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими.
По степени новизны следует
различать радикальные и
Как следует из теории циклического развития, радикальная инновация, осуществленная в какой-либо стране, может способствовать переходу всего мирового сообщества на новый технологический уровень. При этом новшество, полученное в результате, не копируется одно к одному, а постоянно совершенствуется с целью улучшения технических и эстетических параметров, потребительской полезности. Именно поэтому помимо радикальных инноваций следует выделять еще и имитирующие инновации, которые, в свою очередь, можно подразделить на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации (путем модернизации и модификации) обычно реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозят общественное развитие.
По масштабности распространения нововведения можно подразделить на глобальные и локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В техническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин, улучшением их отдельных параметров, совершенствованием используемых технологических процессов и т.п. Локальные инновации позволяют в полной мере использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в развитии. Если глобальные изменения затрагивают жизнь общества в целом и оказывают несомненное влияние на все моровое сообщество, то локальные нововведения могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных производителей и потребителей, отдельные рынки сбыта.
Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.
Импульсом возникновения и развертывания
инноваций выступают как