В условиях слабого, неструктурированного
рынка многие предприятия, выпускающие
наукоемкую продукцию, не смогли найти
необходимых инвестиций для налаживания
производства новой продукции и вхождения
в монополизированные секторы наукоемкого
мирового рынка даже при наличии разработок
мирового класса. Решающую роль в этом
играет отсутствие эффективной государственной
инновационной политики, включая защиту
и поддержку инновационной деятельности
(при сохранении высокого уровня налогообложения),
необходимое законодательное оформление
отечественной национальной инновационной
системы; комплекса инновационной инфраструктуры
с рыночными финансово-экономическими
институтами (банками, инновационными
фондами, страховыми и венчурными фирмами).
Глава 2. Основные направления
развития инноваций в России
2.1. Инновационный путь
развития: понятие, задачи и основные
характеристики
Инновационный путь развития страны
– это путь, основанный на тех
знаниях и научных достижениях,
благодаря чему Россия должна изменить
свою сырьевую направленность в мировом
товарообороте к 2020 году, как это указано
в «Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ». Россия должна войти в пятерку
лидеров мирового экономического развития
и торговать на мировом товарном рынке
преимущественно наукоемкой высокотехнологичной
продукцией.
Достижение этой цели предполагает:
- выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности – 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030
году);
- обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских
разработок и высоких технологий. Россия
должна занимать значимое, не менее 10 процентов,
место на рынках высокотехнологичных
товаров и услуг по 4-6 и более позициям;
- укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
- реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;
- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на
финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС,
Центральной и Восточной Европы;
- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.
Инновационный тип развития имеет
ряд качественных и количественных
характеристик, соответствующих параметрам
развития ведущих стран мира:
- диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП
должна составлять не менее 17-20% (2006 год
– 10,5%), вклад инновационных факторов в
годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных
пунктов (2006 год – 1,3);
- высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента
продукции, освоением новых технологий,
созданием новых форм организации бизнеса.
Доля промышленных предприятий, осуществляющих
технологические инновации, должна возрасти
до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной
продукции в выпуске промышленной продукции
– до 25-35% (2005 год – 2,5 процента);
- наличие эффективной национальной инновационной системы, активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться
до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);
- создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная
заработная плата в экономике должна превысить
в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391 доллара
США), расходы на образование за счет государственных
и частных источников – не менее 5-6% ВВП
(2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6-6,5%
(2006 год – 3,9 процента);
- повышение эффективности использования первичных ресурсов, прежде всего труда и энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое, энергоемкость – снижена не менее чем на 40 процентов; эффективная система спецификации
и защиты прав собственности, включая
интеллектуальную собственность, и создание
развитого рынка венчурного капитала.
2.2. Стратегия перехода
на инновационный тип развития
Особенность перехода к инновационному
типу развития состоит в том, что России
предстоит одновременно решать задачи
и догоняющего, и опережающего развития.
В условиях глобальной конкуренции и открытой
экономики невозможно догнать развитые
страны мира по уровню благосостояния
и эффективности, не обеспечивая опережающего
прорывного развития в тех секторах российской
экономики, которые определяют ее специализацию
в мировом хозяйстве. Такой подход требует
реализации стратегий одновременно в
пяти направлениях.
Первое направление – обеспечение
использования глобальных конкурентных
преимуществ России в сферах энергетики,
транспорта, экологии, аграрного сектора.
Второе направление – формирование
мощного научно-технологического комплекса,
обеспечивающего глобальную специализацию
России на высокотехнологичных рынках.
Третье направление – структурная
диверсификация экономики на основе повышения
конкурентоспособности перерабатывающей
промышленности, высокотехнологичных
отраслей и «экономики знаний».
Четвертое направление – создание
экономических и социальных условий
для реализации творческого потенциала
человека и формирование конкурентоспособного
человеческого капитала.
Пятое направление – развитие демократии
и обеспечение защиты прав и свобод
личности.
Только реализовав формулу развития
«демократия – человек – технологии»
и воплотив ее в повседневную практику
жизни общества, Россия сможет реализовать
свои потенциальные возможности и занять
достойное место среди ведущих мировых
держав.
Сценарий инновационного развития
отражает использование конкурентных
преимуществ российской экономики
не только в традиционных (энергетика,
транспорт, аграрный сектор), но и в новых
наукоемких секторах и экономике знаний,
и превращение инновационных факторов
в основной источник экономического роста.
Он предусматривает:
- создание эффективной национальной инновационной системы
и развертывание долгосрочных программ
и проектов, обеспечивающих лидирующие
позиции России на рынках высокотехнологичных
товаров и услуг;
- глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую
значительное повышение качества человеческого
капитала и стандартов жизни населения;
- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков,
снижение административных барьеров и
повышение качества государственных услуг,
развитие новых компаний, развитие государственно-частного
партнерства;
- модернизацию инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики, при значительно более
высоком, чем во втором варианте, повышении
эффективности энергосбережения;
- создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;
- развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией и формирование новых более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.
Реализация данного сценария позволяет
обеспечить выход на уровень социально-экономического
развития, характерный для развитых постиндустриальных
стран, за счет повышения конкурентоспособности
российской экономики, ее структурной
диверсификации и роста эффективности.
Сценарий инновационного развития
будет сопровождаться активными структурными
сдвигами, поддерживаемыми значительным
повышением эффективности использования
ресурсов. Доля инновационного сектора
в ВВП повысится с 10,5% до 18,9% к 2020 году при
снижении доли нефтегазового сектора
с 19,7% до 12,1 процента.
Такой структурный маневр будет
обеспечиваться ростом инновационной
активности, и поддерживаться повышением
расходов: на НИОКР (за счет всех источников
финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 году и
4% ВВП в 2020 году, на образование – до 5%
ВВП в 2015 году и 5,5% ВВП в 2020 году (в т.ч. государственные
расходы достигают 4,5%ВВП). При этих параметрах
развития «экономики знаний» Россия становится
достаточно конкурентоспособной по сравнению
с европейскими и азиатскими партнерами,
обеспечивается комплексное развитие
национальной инновационной системы.
Развитие сектора социальных услуг на
принципах частно-государственного партнерства,
обеспечивающего рост доли частных и автономных
учреждений в сфере социальных услуг для
населения, также окажет позитивное влияние
на качество экономического роста.
Инновационное развитие российской экономики
в период 2008-2020 годов следует разделить
на три этапа, различающихся по условиям,
факторам и рискам социально-экономического
развития.
Первый этап (2008-2012 годы) – создание
институциональной среды инновационной
экономики, модернизация образования
и здравоохранения, запуск проектов
развития в высокотехнологичных
и инфраструктурных секторах.
Основные приоритеты социально-экономического
развития на данном этапе включают:
- формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной активности корпораций;
- структурную модернизацию образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление
тенденции к относительному снижению
расходов на здравоохранение и образование;
- принятие мер по решению проблем состояния окружающей среды (в том числе для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения
качественной питьевой водой и др.);
- реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры;
- начало активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов;
повышение конкурентоспособности массовых
среднетехнологичных производств (автомобилестроения,
пищевой промышленности, индустрии строительных
материалов, металлургических и химических
производств) будет способствовать укреплению
позиций отечественной продукции на внутреннем
рынке и перелому в динамике импорта;
- поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5% в год к концу периода;
- реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой
и энергетической инфраструктуры, инновационных
центров, в том числе с использованием
средств инвестиционного фонда, механизма
особых экономических зон промышленно-производственного,
портового и технико-внедренческого типа,
концессионных соглашений;
- развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить
объем внешних частных привлеченных инвестиционных
ресурсов в экономику на 10-12 процентов;
- создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- развитие государственного управления по результатам на федеральном и
региональном уровнях, внедрение механизмов
проектно-целевого управления.
Второй этап (2013-2017 годы) – переход
экономики на новую технологическую
базу, основанную на перспективных
разработках в области информационно-коммуникационных,
био - и нанотехнологий.
Основные приоритеты социально-экономического
развития на данном этапе включают:
- создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение
позиций российских компаний на мировых
рынках высокотехнологичных товаров и
услуг, закрепление специализации и компетенции
России на рынках высоких технологий;
- обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской
науки по приоритетным направлениям научных
исследований;
- создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня;
- многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических
и транспортных проектов;
- увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.
Третий этап (после 2018 года) – закрепление
лидирующих позиций России в мировом
хозяйстве и развитие в режиме
инновационной экономики.
Приоритеты развития:
- ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения, при повышении государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня сопоставимого с развитыми странами;
- развитие экологически чистых производств;
- формирование работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;
- выход на стабильные демографические показатели;
- внедрение новых форм государственного управления, адаптированных к усилению роли глобальных корпораций и регионов;
- создание условий для устойчивого и сбалансированного развития сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, соответствие его уровня
потребностями экономики, поддержание
на высоком уровне расходов на НИОКР.