Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:47, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть и изучить инновационную деятельность малого бизнеса, а также особенности инновационного состояния организаций малого бизнеса в России.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи :
- дать характеристику инновационной деятельности;
- рассмотреть иннновационную деятельность в организациях малого бизнеса;
- проанализировать организацию инновационной деятельности малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Характеристика инновационной деятельности……………………4
1. 1 Определение и виды инноваций……………………………………...4
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии……….6
2. Инновации в малом бизнесе…………………………………………9
2.1 инновационная стратегия в малом бизнесе……………………… .. 9
2.2 Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в России……….11
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………….17
Содержание :
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика
инновационной деятельности…………
1. 1 Определение и виды инноваций……………………………………...4
1.2 Организация инновационной
деятельности на предприятии………
2. Инновации в малом бизнесе…………………………………………9
2.1 инновационная стратегия в малом бизнесе……………………… .. 9
2.2 Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в России……….11
Заключение…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Успешное развитие любой организации на современном этапе развития экономики зависит от многих факторов. Одним из решающих факторов является инновационная деятельность.
Малый бизнес - важнейший субъект инновационной деятельности, влияющий на развитие производства в ведущих технических областях и направлениях. Специалисты отмечают, что малый бизнес инновационен по своей природе. Малые организации обладают гибкостью, мобильностью, возможностью идти на риск, отличаются быстрой адаптацией, так как во главе организации стоит автор нововведения. Основное преимущество малого бизнеса – повышение творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельность в принятии решений.
Главным фактором, показывающим инновационную активность предприятия, является восприимчивость руководства к инновациям. Учитывая характер неопределенности, сопутствующий нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Специалисты используют следующие показатели для оценки инновационного потенциала фирмы:
- Научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)
- Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)
- Продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага).
- Характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности.
Цель работы: рассмотреть и изучить инновационную деятельность малого бизнеса, а также особенности инновационного состояния организаций малого бизнеса в России.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи :
- дать характеристику инновационной деятельности;
- рассмотреть иннновационную деятельность в организациях малого бизнеса;
- проанализировать организацию инновационной деятельности малого бизнеса в России.
1. Характеристика инновационной деятельности.
1. 1 Определение и виды инноваций
Основоположником теории
Йозеф Шумпетер, который рассматривал инновации как основной фактор повышения эффективности производства. Инновации – это использование новшеств с целью прибыли в виде новой продукции , новых технологий, услуг и т.д., востребованных на рынке.
В зависимости от технологических параметров, различают следующие инновации :
- продуктовые инновации – применение материалов полуфабрикатов и комплектующих, не использованных ранее; получение принципиально новых продуктов.
- процессные инновации – новые технологии и методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По новизне для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования и др.);
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
В Научно-исследовательском
- производственные ;
- технологические ;
- социальные ;
- торговые ;
- экономические ;
- в области управления.
В России, на законодательном уровне, следует полагаться на следующее определение: «инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»1 . Выделяют следующие, присущие инновациям черты :
- научно-техническая новизна ;
- проявление творческой деятельности ;
- достижение целевой эффективности ;
- возможность коммерческой реализации.
Таким образом, можно дать следующее определение: инновация - новшество, введенное в деятельность организации (предприятия) для повышения его эффективности. В данном случае, под эффективностью подразумевается определенный экономический, экологический, производственный, социальный и др. результат, который ожидается от введения новшества.
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии
Организация инноваций содержит три принципиальных аспекта:
- субъект инновационной деятельности - объединение людей, которые осуществляют разработку, внедрение и производство новшеств;
- совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;
- структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.
С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.
Организация с точки зрения фирмы - объединение людей или их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные компании, ассоциации, фирмы, научные институты, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства.
Процесс менеджмента инноваций в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса требует от организационных структур предприятия способности к быстрой адаптации к рыночным условиям. Отсутствие таких способностей является следствием неэффективности систем управления предприятием.
Инновационная организация - сложная экономическая и социальная система, отражающая ее индивидуальность и специфику
Различают следующие типовые организационные структуры:
- функциональная;
- линейная;
- штабная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная.
В функциональной системе каждый работник находится в подчинении у нескольких руководителей. Плюсы системы : освобождение линейных руководителей от решения некоторых вопросов, что способствует более компетентному решению вопросов, нежели в линейной системе.
Линейная система
Штабная система представлена в виде штабных служб, которые состоят из представителей проектных организаций, специалистов, представителей местных администраций, ученых, которые являются консультативными органами, но не решают конкретных вопросов производственной деятельности. Плюсы : возможность принятия правильных решений в сложных ситуациях, касающихся решения задач перспективного развития. Минусы : некоторое увеличение персонала и функциональных служб.
Линейно-функциональная система – ограниченное слияние линейных и функциональных структур, где работник находится в подчинении у самого начальника, но получает задание и информацию о своей деятельности не у одного, а у определенного числа руководителей. Плюсы : линейные уровни получают рекомендации от функционального руководителя. Руководитель высшего уровня разрабатывает решения для руководителей низших уровней.
Минусы : трудно управляемое деление и рост количества функциональных служб, распространена в небольших организациях.
Дивизиональная структура характеризуется тем, что функциональные подразделения принимают решения централизованно и обслуживают все производственные подразделения. В это же время в самих производственных подразделениях обязательно имеются свои функциональные службы сбыта, бухгалтерия и т.д., которые работают только на свой продукт. Плюсы : гибкость и быстрая адаптация к внешним условиям, высокая мотивация. Минусы : некоторое увеличение персонала, общие интересы фирмы уходят на второй план. Данная система целесообразна при наличии в фирме разнородных направлений деятельности
При матричной структуре выделяют двойное подчинение - начальнику отдела и руководителю проекта. Плюсы : гибкость и адаптивность к мнениям начальников отделов и руководителя проекта, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов. Минусы : двойное подчинение приводит к конфликтам и обострению борьбы за власть. Данная система целесообразна при освоении новых проектов и продуктов.
Организационная структура инновационной деятельности предприятия должна определять четкую взаимосвязь задач внутри коллектива, подчинить их достижению поставленной цели.
Конечный результат организационной структуры – повышение эффективности работы инновационной организации.
2. Инновации в малом бизнесе
2.1 инновационная стратегия в малом бизнесе
Инновационная стратегия направлена на достижение установленной цели. Инновация - сложный, трудно прогнозируемый процесс, поэтому разработка инновационной стратегии предполагает необходимость создания альтернативных планов.
Инновационные стратегии существуют на уровне предприятия -институциональные и на уровне государства - центральные.
По классификации К. Фримана
различают следующие
- Традиционная -стремлениение к повышению качества существующих продуктов, но ни к чему другому.
- Оппортунистская - поиск предприятиями такого продукта, который не требует больших затрат на исследования и разработки, но который в течение какого-либо времени сможет доминировать на рынке, что предполагает углубленное знание ситуации на рынке , высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности.
- Имитационная. Новая технология приобретается у других, например путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем собственные разработки. Это успешная стратегия, но для адаптации и лидирующего положения продукта умственного труда (изобретения) предполагается высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.
- Оборонительная - целью которой является не отставание от других в технико-технологическом развитии, а при случае, повышение технического уровня производства. Она проводится, в основном, в научно-исследовательских учреждениях, так как стратегия весьма затратна.
- Зависимая. Наблюдается, в основном, на мелких предприятиях, которые зависят от деятельности крупных предприятий, предлагающих новый продукт или производственный метод.