Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:47, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть и изучить инновационную деятельность малого бизнеса, а также особенности инновационного состояния организаций малого бизнеса в России.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи :
- дать характеристику инновационной деятельности;
- рассмотреть иннновационную деятельность в организациях малого бизнеса;
- проанализировать организацию инновационной деятельности малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Характеристика инновационной деятельности……………………4
1. 1 Определение и виды инноваций……………………………………...4
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии……….6
2. Инновации в малом бизнесе…………………………………………9
2.1 инновационная стратегия в малом бизнесе……………………… .. 9
2.2 Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в России……….11
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………….17
- Наступательная – желание быть первым на рынке.
Эта стратегия предполагает высокую квалификацию и большую организаторскую работу.
В промышленно развитых странах успешное предприятие отмечают
символом модели «7 S» , определяющее успешное решение 7 задач :
1) стратегия;
2) структура;
3) система;
4) кадровая политика;
5) подготовленность, умение;
6) стиль (атмосфера);
7) определение основных целей.
"Выбор оптимального
плана осуществляется в виде
функции воздействия внешних
и внутренних факторов. Необходимая
для этого аналитическая
2.2 Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в России
Программа социально-экономического развития России содержит правильные подходы на среднесрочный период. Борьба с бедностью и повышение ее эффективности, реформы образования и здравоохранения, формирование инноваций в регионах – все правильно. Однако, до сих пор не уделяется достаточное внимание развитию малого бизнеса.
В тоже время, темпы роста малого бизнеса в России увеличиваются. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП.). Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого инновационного предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта. Развитие малого бизнеса в различных регионах происходит неравномерно. Любой регион заинтересован в увеличении темпов своего экономического и социального развития, поэтому возникает необходимость внедрения инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада. Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс. Одна из важнейших функций государства в условиях рынка – свобода личности, предпринимательства и собственности. Государство должно формировать приоритеты в инновационной и научной сферах.
В настоящее время Россия участвует
в международной инновационной
деятельности только как поставщик
высококвалифицированных
В России сегодня стоит проблема не только создания, но и внедрения инноваций. Большинство российских предприятий занимаются инфраструктурными, организационными и маркетинговыми изменениями. Наиболее активно инновации применяются в сфере сбыта − перенимаются новые для нас формы предоставления потребителю продукта, новые стили обслуживания. Такая деятельность имеет минимальную наукоемкость .2
«Доля Россия на мировом рынке высоких технологий в настоящее время менее полпроцента - страна по абсолютному объему экспорта высокотехнологичной продукции не уступает разве что странам экваториальной Африки. Причина банальна: платежеспособный спрос на исследовательские работы и научно-техническую продукцию не только со стороны бизнес-структур, но и государства минимален».3
В России малые инновационные
предприятия(МИП) начали появляться в
начале 90-х годов в ходе приватизационной
кампании, когда из отраслевых НИИ
стали организовываться малые предприятия,
стремящиеся использовать свой интеллектуальный
потенциал для «выживания» в
условиях стихийно образованного рынка.
Постепенно их количество сокращалось,
что было связано с разорением
многих МИП из-за низкого спроса
и сложностей выхода на рынок с
новой продукции. Однако с конца
90-х годов, стали появляться новые
МИП, которые создавались и как
компании, ведущие исследовательские
разработки для крупных компаний,
и как самостоятельные
- в малых формах предпринимательства создаются наиболее
благоприятные условия для творчества, которое само по себе носит индивидуальный характер;
- творческая деятельность по природе своей чужда излишней организованности, иерархичности, характерной для крупных предприятий, в то же время ей свойственно стремление к свободе, которая является важным условием достижения ожидаемых результатов;
- в малых предприятиях изобретатель, собственник и менеджер зачастую выступают в одном лице, что практически в значительной мере снимает основное противоречие корпоративного управления;
- производственную деятельность малых инновационных предприятий отличает их узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведения и на первых этапах его распространения. Это означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых- достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;
- удельные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы у малых высокотехнологических предприятий нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных предприятии, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;
- изобретательским группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, так как небольшое предприятие не в силах привлекать специалистов в различных отраслях деятельности, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем ;
- новые информационные технологии создают малым предприятиям благоприятные условия функционирования, ранее возможные только в рамках крупных предприятий.4
Одной из ключевых проблем
развития малого предпринимательства
в России является, отсутствие правовой
основы для малого инновационного бизнеса,
а также неустойчивость и незавершенность
законодательной базы в области
налогового регулирования, которое
все еще остается противоречивым
и сложным. Это приводит к ситуации,
когда только одна треть из зарегистрированных
предприятий полноценно и легально
осуществляют свою предпринимательскую
деятельность. Основной причиной того,
что на малых предприятиях в большинстве
случаев используют обычные или
незначительно
- финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес проектов на всех стадиях инновационного цикла, прежде всего «посевых» и венчурных технологических фондов;
- технологической
Заключение:
Таким образом, роль инноваций в развитии не только малого предпринимательства, но и бизнеса в целом, огромна. Только инновационный путь развития способствует экономическому росту.
Активное использование инноваций в организациях малого бизнеса приводит к ускоренному росту их эффективности, конкурентноспособности, освоению новых рынков.
В данной работе рассмотрена и проанализирована сущность инновационнной деятельности, а также состояние инновационной деятельности организаций малого бизнеса в России. Раскрыты основные проблемы в развитии инновационной деятельности малого бизнеса в России.
Подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод:
современные организации для обеспечения конкурентных преимуществ и постоянной максимизации прибыли должны использовать, прежде всего, стратегию инновационного развития. Данная стратегия способна обеспечить устойчивость организации во внешней среде и сохранение ее потенциала в случае каких-либо изменений.
Список литературы :
1. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России, 2010, № 1 (23).
2. Бовин А.А. Управление инновациями в организации / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. - М.: Омега-Л, 2008.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е издание, учебник. - М.: “Фирма Гардарика”, 1996
4. Инновационный менеджмент/Под ред. Оголевой Л.И. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2006.
5. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2003г.;
6. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во «РДЛ», 2001.
7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2004.
8. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.:ИНФРА-М, 2001г.;
9. Опалева О.И., Черенкова
Ю.В. Инновационный потенциал
Российского
10. О. М. Хотяшева
«Инновационный менеджмент».-Учебное
пособие
.2 издание Питер, 2006 г.
11. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика/Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мендели Л.Э. - М.: Экономика, 2000.
12. Павленко И.М. Инновационная деятельность предприятия как реализация инновационного процесса в масштабах всей страны // Матер. XII региональной науч.-техн. конф. «Вузовская наука − Северо-Кавказскому региону». Т.3. Экономика. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
13. Постановление Правительсвтва РФ от 24 июня 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-200гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.
14. Фатхутдинов Р. А. «Инновационный менеджмент».- Учебник для вузов; Издательство Питер, 2006 г.
16. Шаборкина Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента. - Российский экономический журнал, 1996, № 1, с. 56-59.
17. http://smallbusinesses.ru/
18. http://www.creativeconomy.ru/
19. http://www.uecs.ru/index.php
1 Постановление Правительсвтва РФ от 24 июня 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-200гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.
2 Павленко И.М. Инновационная деятельность предприятия как реализация инновационного процесса в масштабах всей страны // Матер. XII региональной науч.-техн. конф. «Вузовская наука − Северо-Кавказскому региону». Т.3. Экономика. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. − 247 с.
3 Опалева О.И., Черенкова Ю.В. Инновационный потенциал Российского предпринимательства // Финансы и кредит. − 2009. − № 4. − С. 20-28.
4 .Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России, 2010, № 1 (23).