Инновации в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....……....…3
§1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…...….…….....5
§2 Роль инноваций в развитии школы……….……………………....………..11
Заключение……………………………………………………...…....………....14
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Такого же согласования требуют и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов  и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных заведений и других новых типов и видов школ.

Гарантией права на образование  призваны стать государственные  образовательные стандарты Закон  РФ «Об образовании»1.  

Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных  требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого  образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Школы используют различные  варианты учебных планов, утверждённых Министерством образования РФ. Но при любом выборе руководитель школы обязан обеспечить изучение учебных предметов не в меньшем объёме, чем это предусмотрено инвариантной частью примерного базисного учебного плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Роль инноваций в развитии школы

После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность  в обоснованном выборе идей, с помощью  которых это можно было бы сделать наилучшим образом.1

Выбор идей неизбежен  потому, что для достижения одних  и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых  имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

- у одних - стремление  почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего  раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так «бешено» развиваются, что не успевают нормально функционировать);

- у других - стремление  перепробовать, освоить новое  подряд, дабы таким образом найти  оптимальную для своей школы  идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);

- у третьих - стремление  осваивать непременно то, что  осваивают соседи из окрестных  школ для того, чтобы выдержать  конкуренцию в борьбе за контингент  учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;

- у четвёртых - отчётливо  прослеживается стремление любой  ценой не отстать от моды, быть  на её гребне, а потому они  очертя голову стремятся к  статусу инновационной школы  и непременно с вычурным, сложным названием;

- у пятых - готовность  принять к осуществлению любую  рекомендацию, любое указание местных  органов управления образованием, касающееся освоения той или  иной новой идеи.

Нетрудно понять, что  все эти подходы к нововведениям  в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

Но если руководителю все эти подходы не характерны, он понимает их ущербность и хочет  обоснованно выбрать оптимальные  именно для своей школы идеи развития.

Выбор идей реализуется  путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные  работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Необходимо продумывать  весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости - на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.

Анализ специальной  литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций.1

Первая причина состоит  в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Чёткое представление  о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных  заведений объективно оценивать  и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды - определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.2

Отсутствие такой инновационной  среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие  благоприятной инновационной среды  в педагогическом коллективе снижает  коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

 

 

 

Заключение

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.

В реферате рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между инновацией и новацией, Выявлены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования. Это:

- Соответствие каждой  предлагаемой для выбора частной  новой идеи общей идее развития  школы.

- Результативность нововведения.

- Творческая новизна  (инновационный потенциал) идеи.

- Методическая разработанность  идеи.

- Возможности потенциальных  участников освоения новшества.

- Баланс интересов  учителей.

- Возможное сопротивление  нововведению.

- Время, необходимое  для освоения.

- Финансовые затраты  на освоение новой идеи и  его материально-техническое обеспечение.

- Организационные условия.

- Нормативно-правовая  обеспеченность.

- Привлекательность идеи.

- Новизна идеи.

Анализ отечественного опыта позволил проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, а также определить стратегию его совершенствования.

Исследование мнения руководителей и учителей образовательных  учреждений об управлении инновационными процессами позволило по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами.

При этом были выявлены хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности.

На основании всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что чем больше в нашей  стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты  будут ученики и ознакомлены  с процессами внедрения инноваций руководители и учителя.

Хотя наметились и  новые проблемы, среди которых: дальнейшее теоретико-методологическое исследование инновационных процессов в образовании, а также компонентов системы  управления инновационным учебным  заведением.

Список литературы

1. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5. - с.94.

2. Закон «Об образовании»

3. Каменский А. К.  Нормативно-правовая база общественно-государствен-ного  управления школой// Директор школы. - 2006. - № 3. - с.93.

4.Конституция РФ.

5.Лазарев В. С. Управление  нововведениями - путь к развитию  школы/ В. С. Лазарев// Сельская  школа. - 2004. - № 1. -с.16.

6. Ожегов, С.И. Словарь  русского языка/ С. И. Ожегов. - М., 1978.

7. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006. - № 1. - с. 55.

8. Рапацевич, Е. С.  Педагогика. Большая современная  энциклопедия/ Е. С. Рапацевич. - Минск:  Современное слово, 2005

9. Руднев, Е. Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. - 2006. - № 8. - с.38.

10. Сластёнин, В. А.  Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.

11.Тюнников Ю. С.  Анализ инновационной деятельности  общеобразовательного учреждения: сценарий, подход//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - с.8.

1 Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978. - с.381

2 Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.- с. 492.

3 Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198.

1 Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.

1 Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1. - с. 37.

2 Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании/Н.И.Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5.- с. 94

3 Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. - 2006. - № 3. - с. 93.

1 Конституция РФ ст.43, с.13.,ст.37, с.12.

2 Закон «Об образовании»

1 Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.32, п.2.

1 Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.7.

1 Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. - 2006. - № 8. - с. 39.

1 . Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с. 16.

2  Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000, с. 498.


Информация о работе Инновации в образовании