Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Инновационная система охватывает все сферы жизнедеятельности общества и имеет своей целью привнесение новшеств, которые позволят усовершенствовать производственный процесс создания продукции, добиться поставленных целей более экономически целесообразными средствами, создание новых рабочих мест в сфере услуг, которая в последнее время получило развитие, «спровоцировать» экономический рост государства.
Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, также стратегически важным становится перевод национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Содержание понятия инновации…………………………………….……..….4

2. Основные положения инновационной системы Республики Беларусь ……4

3. Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь…………...10

Заключение………………………………………………………………….…....12

Список использованных источников………………………………………...…14

Файлы: 1 файл

национальная инновационная система.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

 

1. Содержание понятия инновации…………………………………….……..….4

 

2. Основные положения инновационной системы Республики Беларусь ……4

 

3. Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь…………...10

 

Заключение………………………………………………………………….…....12

 

Список использованных источников………………………………………...…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие высоких технологий и их практическое воплощение –  один из главных факторов, определяющих место любого государства в системе  современной глобальной конкуренции. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

Инновационная система охватывает все сферы жизнедеятельности  общества и имеет своей целью  привнесение новшеств, которые позволят усовершенствовать производственный процесс создания продукции, добиться поставленных целей более экономически целесообразными средствами, создание новых рабочих мест в сфере услуг, которая в последнее время получило развитие, «спровоцировать» экономический рост государства.

 Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим  потенциалом, но не обладающей  достаточной сырьевой базой, также  стратегически важным становится  перевод национальной экономики  в режим интенсивного инновационного  развития в рамках белорусской  экономической модели. Главным и  наиболее эффективным механизмом такого перевода является национальная инновационная система (НИС).

НИС получили широкое распространение  в большинстве стран – членов ЕС, США, Японии. Но до настоящего времени  нет единого определения понятия  НИС. Не разработана и единая методология  формирования НИС.

В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования и т. п. Несмотря на это, структуры НИС высокоразвитых стран имеют общее в составе элементов НИС, их функциональной классификации и схемах взаимодействия. Так, в общем виде к структурным элементам НИС относятся государство, бизнес, учебные заведения.

Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое  устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую  ресурсную поддержку, включая финансирование. Государство может поддерживать НИС такими способами, как льготное налогообложение, прямое бюджетирование, предоставление кредитов, организация  венчурных фондов.

 

 

  1. Понятие инноваций

 

Понятие инновация относится  как к радикальным, так и постепенным  изменениям в продуктах, процессах  и стратегии организации, государства.

Под инновацией (англ. «innovation»- нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Понятие «инновации» как  экономической категории ввел в  научный оборот австрийский экономист  И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта[2, c.42]

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Национальная  инновационная система — совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными  компонентами  являются  организации  частного   и  государственного  сектора,  которые  во  взаимодействии  друг  с  другом  в  рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

 

  1. Основные положения инновационной системы Республики Беларусь

Переход на инновационный  путь развития для белорусской экономики  сегодня жизненно важен, поскольку  она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские  и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности  возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации  действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые  тенденции в инновационной сфере  при обязательном учете собственных  особенностей и интересов[2, c.23].

Об этом говорится в  проекте Государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Она утверждена Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669. В его основу положены такие документы стратегического характера, как Программа социально-экономического развития страны на 2011-2015 г., Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического прогресса республики, Концепции национальной  безопасности  Республики  Беларусь, Основных  направлений социально-экономического  развития  Республики Беларусь до 2015 г., Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг. и других документов.

Государственная  программа  направлена  на  перевод  национальной

экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики,  значительному  росту  экспорта  (в 2,2 раза),  не  менее  чем трехкратному  росту  доли  экспорта  наукоемкой  и  высокотехнологичной

продукции  в  общем  объеме  белорусского  экспорта,  обеспечению  положительного  торгового  баланса,  а  также  решение  вопросов  импортозамещения,  повышение позиции страны  в международных рейтингах   в части рейтинга  глобальной  конкурентоспособности по  показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», индекса экономической свободы по  показателю  «Права  интеллектуальной собственности».

Стратегической целью  данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной  на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологически безопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа, а также построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Отсюда вытекают и основные задачи:

  • создание принципиально новых высокотехнологичных и  наукоемких  секторов  экономики  (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия);
  • достижение  максимального  роста  добавленной  стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур;
  • снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности;
  • формирование  благоприятных  правовых,  экономических и социальных условий для технологического развития национальной  экономики и привлечения инвестиций  (в  том  числе  прямых  иностранных  инвестиций   и венчурного капитала);
  • развитие рынка научно-технической и инновационной продукции, повышение  эффективности охраны интеллектуальной  собственности,  совершенствование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности;
  • формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики.

Чего можно ждать от реализации этого документа, имеющего стратегическое значение для дальнейшего  развития страны?

  1. формирование  высокотехнологичных  наукоемких  предприятий

и производств,  соответствующих V и VI  технологическим укладам;

  1. повышение  конкурентоспособности  белорусских  товаров на внутреннем и внешних рынках и увеличение количества инновационно активных организаций,  доли  экспорта  наукоемкой  и  высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта;
  2. обеспечение выполнения прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., включая:
  • увеличение  удельного  веса  отгруженной  инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 %;
  • увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, не менее 40 %;
  • рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 % от ВВП;
  • рост  объема  экспорта  наукоемкой  и  высокотехнологичной продукции  (товаров, работ, услуг) — не менее 7950 млн долл. США;
  • совершенствование системы управления и повышение эффективности национальной инновационной системы Республики Беларусь.

К  2015 г.  в  стране  получат  развитие  следующие  высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI укладов:

  • индустрия информационных технологий;
  • авиакосмическая промышленность;
  • фармацевтическая промышленность;
  • микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;
  • приборостроение и электронная промышленность;
  • наноиндустрия;
  • ядерная энергетика.

Программой запланировано  создание базовых компонентов и  институциональных структур Национальной инновационной системы Республики Беларусь, укрепление связи науки, образования, производства и рынка в инновационном  процессе; создание рынка научно-технической  продукции; налаживание механизмов коммерциализации нововведений, включая  объекты интеллектуальной собственности; усиление инновационной конкуренции  и роли инноваций как основного  катализатора инвестиций; обеспечение  концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и  регионов; удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации. Программой предусматриваются дополнительные меры по усилению роли творческого труда в стимулировании высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований и разработок и инновационной активности в области изменения системы оплаты труда и пересмотре системы вознаграждения всех участников инновационного процесса за достижения в приоритетных направлениях развития науки и технологий. Программой также предусматривается обеспечение инновационной ориентации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, таможенной, ценовой политики, создании эффективной системы преференций для инновационной деятельности.

Информация о работе Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь