Инновации в сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы - инновационная деятельность, объектом исследования являются иностранные фирмы, работающие в российском бизнесе. Цель курсовой - рассмотреть инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщить теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности
1.1 Инновации и их характеристика
1.2 Инновационный процесс и его особенности
1.3 Инновационный менеджмент и его функции
Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса
2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке (на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet»)
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

zorik.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

В 20--30-е годы двадцатого столетия нефтеперерабатывающие  компании приступили к организации  фирменных бензоколонок. С 50-х годов  во многих странах особенно быстрыми темпами начала развиваться франчайзинговая  система создания отелей и ресторанов. Этому явлению способствовало принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировал положение  о том, что предприятие-производитель  товаров или услуг, имеющее достаточно высокую репутацию, приобретало  на определенных условиях торговый знак (торговую марку). Владелец торгового  знака может выдавать лицензии другим фирмам на определенный период времени, в течение которого владелец контролирует качество товаров и услуг, продаваемых  под его товарным знаком. [23, c.36-39] 

Практика продажи  предприятиям права на использование  своего товарного знака под контролем  и под защитой закона дает возможность  владельцу существенно расширить  масштабы своего бизнеса без значительных единовременных и текущих затрат. На этой основе начали складываться определенные правила ведения дел владельца  товарного знака (франчайзера) с  предприятиями, которые приобрели  лицензии (франшизы) с целью их использования (франчайзи), т. е. отношения франчайзинга. 

Сущность франчайзинга может быть определена как форма  договорных отношений, при которой  товаропроизводитель или единоличный  распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно это  крупная фирма, называется «франчайзер»), предоставляет своим малым партнерам («франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбыта этих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру  платежи (роялти) и обязуются соблюдать  технологию производства и обслуживающих  операций. 

Характерными  чертами франчайзинга как формы  предпринимательской деятельности являются следующие: 

§ франчайзер имеет  право собственности на торговую марку, фирменные услуги, идею, технологический  процесс, патент, спецоборудование, деловые  связи, ноу-хау и т. д.; 

§ для осуществления  франчайзинга продается лицензия (франшиза), которая дает право на использование  всех вышеперечисленных элементов  в процессе производственно-хозяйственной  и сбытовой деятельности; 

§ в договор  о продаже лицензии включаются права  франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательства по оказанию квалифицированной помощи партнерам в обучении персонала, подборе помещений, проведении маркетинговых исследований и т. п.; 

§ франчайзер получает от франчайзи единовременную оплату лицензии (франшизы) и оплату за необходимое  оборудование, а также периодические  платежи (роялти) в виде процента от объема продаж (или прибыли) и постоянные взносы в централизованный рекламный  фонд. 
 

Эти основные черты  присущи каждому из четырех основных видов франчайзинга: товарному, производственному, деловому, и конверсионному. 

В рамках товарного  франчайзинга в качестве франчайзера  выступает крупный товаропроизводитель, у которого франчайзи приобретает  право на продажу и сервисное  обслуживание товаров соответствующей  марки; реализация продукции конечным потребителям осуществляется от имени  франчайзера. Примером этого типа франчайзинга могут служить дилерские сети по торговле автомобилями и системы фирменных бензоколонок. 

Устойчивый рост этой формы предпринимательской  деятельности наблюдается с конца 50-х и в течение 60-х гг. Это  подтверждается тем фактором, что  девять из десяти современных наиболее крупных фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В дальнейшем система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого обслуживания, а также «удобных магазинов». 

Деятельность  всемирно известной фирмы «МакДоналдс» является одним из наиболее наглядных  примеров развития и становления  франчайзинговой системы. Эта фирма в настоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания. 

Системой контрактов в розничной торговле США в  настоящее время охвачено около 400 тыс. магазинов, бензоколонок, салонов  автосервиса, ресторанов, закусочных. На этих предприятиях занято (с учетом работающих собственников) свыше 3-х  млн человек или 20% всех работников Отрасли, а их доля в розничном товарообороте в 1982 г. составила 34% по сравнению с 23% в 1971 г. 

Наивысший подъем в развитии франчайзинга продолжался  на протяжении последующих десятилетий  вплоть до конца 80-х гг. В 1984 г. почти  треть объема продаж во всех магазинах  США (около 500 млрд долл.) была реализована через франчайзинговые фирмы. В 1990 г. объем франчайзинга достиг 716 млрд долл. 

Накопив большой  опыт в США, франчайзинг начал  свою экспансию на рынках других стран. Многие американские компании продали  свои франшизы в другие страны, и  некоторые из этих компаний быстрыми темпами расширяют свою международную  сеть. 

В настоящее  время более 350 американских фирм и  их франчайзи владеют более чем 32 тыс. торговых предприятий в других странах 

Бурное развитие франчайзинга происходит в Западной Европе, Канаде, Японии, Австралии, государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В  свою очередь, франчайзеры из этих стран  начинают постепенно проникать на рынок  США. Таким образом, международный  франчайзинг в ближайшие годы будет развиваться еще более  быстрыми темпами. 

В России в режиме франчайзинга уже работают или работали такие известные отечественные  и зарубежные компании, как «Довгань», «Русскоебистро», «МакДоналдс», «Пицца Хат», «Баскин Роббинс», «Рибок»  и другие. Вместе с тем пока еще  нет оснований для вывода об окончательном  утверждении в нашей стране этой современной формы предпринимательства. 

Взаимоотношения в системе франчайзинга могут  быть подразделены на два основных вида и несколько подвидов. Двумя  основными видами являются индивидуальные и региональные (зональные, территориальные) франчайзинги. 

Индивидуальный  франчайзинг представляет собой  продажу лицензии (франшизы) на какой-либо один вид бизнеса и является наиболее распространенным. 

Сущность регионального франчайзинга состоит в следующем. При этом виде франчайзинга франчайзер принимает решение о распространении сферы своей деятельности на какой-либо регион, но в то же время он учитывает то обстоятельство, что не обладает возможностями для быстрого развития и расширения своей деятельности, например, ограничен размерами капитала или нет достаточно подготовленного персонала. В этих условиях привлекается помощник -- главный франчайзи, который, в свою очередь, имеет права и возможности не только в подборе новых франчайзи в своем регионе, но и в обеспечении их первоначального обучения, а также в выполнении других работ и услуг, которые обычно выполняет франчайзер. 

Региональный  франчайзинг подразделяется на различные  под виды, которые имеют общие  черты и в то же время отличия  друг от друга. 

Франчайзинг с  владением многими предприятиями  развивается из индивидуального франчайзинга и может быть предусмотрен в самом начале взаимоотношений. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе. 

Второй подвид регионального франчайзинга -- субфранчайзинг, при котором реализуются два  направления отличающихся друг от друга  контрактных отношений: первое -- между  генеральным франчайзером и субфранчайзером и второе -- между субфранчайзером и обычным франчайзи. 

Развивающий франчайзинг является комбинацией первых двух видов и охватывает трехсторонние взаимоотношения между франчайзером и лицом, получающим право на развитие бизнеса на определенной территории. 

В соответствии с условиями контракта региональный субфранчайзер (лицо, получившее право  развития бизнеса на данной тер* ритории) обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеете ними прямые контрактные отношения. 

Смысл франчайзинговой  деятельности состоит в ориентации на успешную работу всех его участников, и именно это обстоятельство выгодно  отличает франчайзинг от ряда других концепций бизнеса. [10, c.114 - 119] 

2.2 Работа зарубежных  франчайзеров на российском рынке на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet» 
 

Работа под  маркой известной зарубежной компании - один их самых надежных путей к  построению успешного бизнеса. Интерес  иностранцев к созданию франчайзинговых  сетей в нашей стране высок. Но перейти от слов к делу решаются немногие. 

Первые зарубежные сети вышли на наш рынок еще  в самом начале девяностых. Но удержались на нем немногие. Для кого-то роковым  стал кризис 1998 года. В это время  свернула свою франчайзинговую программу  известная закусочная «Данкин Донатс». Другие ушли, не сумев выстроить  правильную маркетинговую политику. Это относится, в частности, к  сети британских магазинов одежды Next и British Hause, для которых бизнес в  Москве оказался неудачным. 

Но, такой первопроходец, как «Баскин Робинс», продолжает успешно работать и поныне. И каждый год российский бизнес узнает новые  зарубежные марки, предлагающие свою продукцию  по франчайзингу. 

Франчайзеры-иностранцы работают в России по двум схемам. В  первом случае головная компания находится  за границей, а в нашей стране работает ее специальный представитель. По такому принципу продает свою франшизу американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. А  интересы Subway в России представляет наш соотечественник Геннадий Кочетков, который в статусе вице-президента компании по развитию координирует работу одиннадцати ресторанов быстрого обслуживания «Сабвэй» в Москве и Екатеринбурге. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его  же расчетный счет ежемесячно перечисляются  роялти. Торговое оборудование российские франчайзи Subway также получают из Америки. 

Во втором случае иностранная компания продает генеральную  франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала  компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть  платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, часть  перечисляет за границу. Такую схему  выбрал, например, Kоdak, поручив курировать свою сеть российскому ООО «Кодак». 

По информации представителей Торгово-промышленной палаты США, многие американские компании до сих пор опасаются выходить на российский рынок франчайзинга. Широкие перспективы закрывает  целый ряд нерешенных проблем. Прежде всего, иностранцев пугает непоследовательность политики федеральных и региональных властей в отношении к бизнесу. Многие декларации о поддержке предпринимательской  инициативы на деле остаются всего  лишь словами. Административные барьеры, препятствующие становлению новых  фирм, по-прежнему высоки. 

Другая проблема - юридическая. В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые  отношения. Лишь единственный раз в 54-й главе Гражданского кодекса  РФ упоминается, что франчайзинг  тождествен коммерческой концессии. Именно на основе этой правовой нормы и  предлагается официально решать все  вопросы, связанные с взаимоотношениями  франчайзеров и франчайзи. 

Однако большая  часть действующих в России франчайзинговых  сетей договором коммерческой концессии  не пользуются, в лучшем случае он включается в пакет других документов, которые  подписывают партнеры. Более того, в Российской ассоциации франчайзинга само наличие 54-й главы ГК РФ считают отрицательным фактором. Критикуют эту главу и многие иностранные юристы. Они считают, что отношения партнеров регламентируются в ней излишне строго, что препятствует развитию международных контактов в области франчайзинга, подталкивает компании к поиску и созданию обходных правовых схем. 

В чем же основные недостатки этих норм Гражданского кодекса? Например, требуется регистрировать договор коммерческой концессии  в налоговой инспекции. В результате, полагают иностранные франчайзеры, возникает опасность утечки конфиденциальных положений договора от регистраторов  к третьим лицам. 

Другая странность российского законодательства: франчайзинговый  договор можно расторгнуть по любым мотивам, достаточно уведомить  об этом своего партнера за шесть месяцев  до прекращения отношений. Однако обе  стороны вкладывают в проект немалые  средства, и необоснованный разрыв договоренностей может обернуться для одной из них большими убытками. Поэтому в международной практике договор франчайзинга может быть прекращен в одностороннем порядке  только в том случае, если один из партнеров не выполняет свои обязательства. 

Информация о работе Инновации в сервисной деятельности