Инновации в торговом деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Развитие информационных систем и технологических торговых инноваций характеризует прогресс в научном мышлении, который движется от рассмотрения индивидуальных элементов информационных систем: потребностей, товаров с их свойствами, условий и факторов, формирующих их, к рассмотрению зависимостей между закупками и продажами и их влиянию на инвестиционную сферу торгового предприятия. Комплексность информационной системы и технологических торговых инноваций еще связана и с тем, что они появились для удовлетворения потребностей практики торговой работы, организационно-коммерческих систем. Однако решение сложных рыночных проблем требует разработки междисциплинарного рыночного аспекта теории управления информационными системами.
Целью данного исследования является анализ инновационных изменений в торговом бизнесе.

Содержание работы

Введение 3
1 Исторические аспекты развития инноваций в торговом деле 5
2 Анализ инновационной деятельности в торговле 9
3 Инновации в оптовой торговле 17
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что было обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.[4]

Торговое дело, или коммерция, многие века является предметом изучения как для предпринимателей, так и для менеджеров (наемных работников).

В России наметилась тенденция к «возрастанию» роли торгового предпринимательства, что, с одной стороны, соответствует общемировой тенденции, с другой – месту и роли торговли в реализации экономических реформ с учетом превалирующей значимости сферы обращения в воспроизводственных процессах на рынке. Торговое предпринимательство развивается в рамках социально ориентированной рыночной экономики с присущими ей многообразием форм собственности, наличием конкурентной борьбы, свободным ценообразованием и экономической самостоятельностью субъектов предпринимательства.

Инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, и в современной России в условиях развития рыночных отношений и необходимости выхода из кризисных ситуаций эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Движущей силой конкуренции является стимул к инновациям, которые неотделимы от предпринимательства. Именно на основе инноваций удается использовать более совершенную технологию и организацию производства, повышать качество продукции и услуг, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого является поиск и реализация инноваций.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то решение этой задачи просто немыслимо иначе, как на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

В сфере сервиса инновации позволяют предприятиям не только выжить в условиях конкуренции, но и успешно развиваться. В неблагоприятных экономических условиях многие предприятия сервиса вынуждены проявлять повышенный динамизм и гибкость, быстро реагировать на требования стремительно меняющейся конъюнктуры и потребительского спроса. Необходимо: интенсивное совершенствование прежних видов и направлений сервисной деятельности; новые для российского общества виды и направления услуг; разработать оригинальные сервисные продукты.

Повышенная потребность отечественного сервиса в инновациях ставит перед российскими сервисными предприятиями проблему освоения современных инноваций в организации услуг и формах обслуживания потребителей.[5]

Термин «инновация» ввел в научный оборот Йозеф Алоиз Шумптер в первом десятилетии XX века в своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.).

Можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживается большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности.

Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала – рынок государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать рынок, со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются. Во-первых, российский вариант – это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась до известных революционных событий начала XX века. И содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой. Возрождение экономики в ходе нынешнего реформирования должно быть осуществлено с учетом не только национального, но и мирового опыта. При этом, однако, нельзя забывать, что мировая практика строилась, в основном, на законах экономической эволюции, в ходе которой постепенно формировалось и совершенствовалось нынешнее соотношение организационных форм рынка и государственного регулирования. Самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики – это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способной более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи. Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых в основу конструирования организационно-экономических форм рыночной системы. Правда эта проблема не только российская, она представляет сложность для национального хозяйства любой развитой страны мира. Следовательно, в ходе нынешней реформы в России должна быть создана рыночная модель нового типа, контуры которой сегодня только увеличиваются в наиболее развитых странах. Лишь в этом случае российской экономической системе будет обеспечен паритете в будущей мировой экономике[6].

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с развитием рыночных отношений, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, то есть с возникновением системы современной рыночной экономики. Отсутствует важная особенность системы – ее относительная стабильность, так как в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

 

 

 

3 Инновации в оптовой торговле

Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Переход РФ к рыночной экономике продиктовал новые принципы построения оптового звена торговли, потребность в структурной его перестройке и необходимость освоения современных методов работы, соответствующих условиям функционирования потребительского рынка. В новых условиях оптовая торговля должна стать ведущим организатором товародвижения, формировать межотраслевые, межрегиональные и внутрирегиональные хозяйственные связи, оказывать поддержку отечественным товаропроизводителям, обеспечивать контроль за безопасностью и качеством потребительских товаров, формировать альтернативные источники финансового обеспечения процесса товародвижения. Для решения этих задач необходима новая организационная структура оптового звена, включающая оптовые предприятия различной функциональной ориентации. [7]

Мировой опыт развития торговли показывает, что оптовая торговля остается ключевым звеном потребительского рынка. Страны с развитой экономикой имеют отлаженный механизм оптовой торговли, в функционировании которого просматриваются сходные тенденции, структурные и организационные решения, присущие определенному этапу экономического развития. Основными тенденциями в развитии оптового звена зарубежной торговли являются концентрация и диверсификация. Наблюдаются процессы укрупнения независимых оптовых предприятий, развитие внутрифирменного опта в промышленности и розничной торговле, расширение сети крупных торговых посредников, укрупнение оптовых структур-организаторов оптового оборота. Вместе с тем, не ослабляются позиции мелких оптовых структур, жизнедеятельность которых определяется наличием сети малых и средних независимых розничных предприятий.

Анализ мировой практики организации оптовой торговли позволяет сделать вывод о том, что многие тенденции приемлемы и для российского потребительского рынка. Следует ожидать укрепления позиций на потребительском рынке независимых крупных оптовых предприятий федерального и регионального значения с полным набором оптовых услуг. Товарная специализация этих оптовых структур будет определяться их ролью и местом в процессе товародвижения. Практика показывает, что сохранившиеся с доперестоечного периода оптовые предприятия уже расширяют объем своей деятельности на новых условиях, присущих рыночным отношениям, что свидетельствует о положительных сдвигах в развитии оптовой торговли. С учетом особенностей расселения, в отечественной практике получат развитие малые и средние оптовые предприятия, решающие проблему организации товароснабжении розничной торговой сети удаленных от регионального центра малых и средних городов, а так же агломератов поселений. На российском рынке появились оптовые предприятия с ограниченным перечнем услуг, такие как склады-магазины самообслуживания («Кеш энд Керри»), а так же оптовые предприятия, оперирующие с целыми грузовыми единицами (пакетами). Получают развитие оптовые структуры промышленных и розничных фирм, специализация которых определяется ассортиментной направленностью фирмы.

Новой тенденцией для российского рынка является развитие посреднических услуг, как самостоятельного вида оптовой деятельности. В мировой практике торговые посредники являются неотъемлемым элементом рыночных взаимосвязей и действуют по поручению клиента и за его счет. В отечественной практике посредническая деятельность до сих пор не получила должной регламентации, что приводит к многочисленным экономически неоправданным торговым сделкам, связанным с перепродажей оптовых партий товаров, что в свою очередь, способствует росту розничных цен.

В зарубежной практике в качестве организаторов оптового оборота выступают товарные биржи, ярмарки, выставки, аукционы национального и регионального значения, оптовые продовольственные рынки. В российской практике эти структуры организованы и функционируют, но организация их деятельность не соответствует мировым канонам и основному назначению. Так как оптовые ярмарки, как правило, завершаются договором о намерениях, а не заключением договора о поставке товаров, оптовые продовольственные рынки обслуживают не только оптовых покупателей, но и население, что противоречит цели их организации.

Сегодня оптовая торговля переживает период болезненных, но необходимых перемен. Дело в том что в 90-е годы оптовые структуры создавались эмпирическим путем и часто выстраивались нерационально, не получая своевременного организационного, технологического и программного (IT) оснащения. Развитие оптового звена сдерживает:

· отсутствие специализированных программных продуктов и систем, ориентированных на клиента (CRM - Client Relation Ship Management);

· недостаточные по размерам складские площади, отсутствие или нехватка современных средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, устаревшее холодильное оборудование (рефрижераторные вагоны 20-30 летней давности);

· архаичная система размещения товаров на складах, несовместимость различных групп товаров, устаревшие подходы к организации движения транспорта (последовательная загрузка с совмещенным въездом/выездом, а не круговая система движения) и т.п.

В результате у многих традиционных оптовых структур растут издержки и снижается норма прибыли.

С другой стороны, активное развитие розничных торговых сетей привело их к пониманию важности правильно организованных систем закупок и созданию собственных оптовых и распределительных центров. Первопроходчиком здесь стала компания «Перекресток», построившая собственный распределительный центр площадью 10 тыс. кв. метров. Её примеру последовали и другие сети - «Пятерочка» в Санкт-Петербурге, «Дикси» в московской области, «Седьмой континент», «Копейка» и др.

Сегодня многие производители серьезно сокращают число своих дистрибуторов. За последние несколько лет особенно очевидным стал этот процесс в табачной, пищевой, пивной индустрии.

Оптовая торговля в России нуждается в преобразованиях. Концепция развития опта предусматривает создание новых, более прогрессивных типов оптовых предприятий.

К ним относятся: центры оптовой торговли, сетевые и открытые распределительные центры, магазины-склады по технологии «Кэш энд Керри». Уже действующие предприятия такого типа обеспечивают качественно более высокий уровень обслуживания клиентов с использованием новейших технологий.

Как уже отмечалось выше, автоматизация складов - это одно из основных направлений, по совершенствованию процесса оптовой торговли достижению высоких показателей.

Автоматизация складов, производства, магазинов - это внедрение программно-аппаратного комплекса для выполнения операций с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине.

Система автоматизации - это программно-аппаратный комплекс, позволяющий эффективно решать задачи учета и организации рабочего процесса. Что в свою очередь приводит к сокращению издержек и повышению доходности бизнеса.

Информация о работе Инновации в торговом деле