Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Инновации и туризме
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации………………………3
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме………………………..5
2. Инновационная деятельность в туризме…………………………………….8
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме…10
4. Заключение……………………………………………………………………17
5. Список литературы………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТЕ В ТУРИЗМЕ.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Таким образом, инновационная деятельность в сфере  туризма направлена на создание нового или изменение существующего  продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

 

 

3. Государственная поддержка  инновационной деятельности в  туризме

 

Туристская  деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Туризм  оказывает огромное влияние на такие  ключевые секторы экономики, как  транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления  и многие другие, выступая катализатором  социально-экономического развития.

Туризм является сложным межотраслевым  комплексом, требующим системного подхода  к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства  на государственном федеральном  и региональном уровнях.

Основными задачами государства являются:

- определение  и разработка принципов политики  в области туризма, программ  их реализации, механизма контроля  и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных  исследований);

- создание  благоприятных условий для туризма,  координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

- поддержка  туризма и маркетинга через  стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного  образа страны.

В связи  с тем, что создание и внедрение  нововведений требуют объединенных усилий различных экономических  и социальных сфер, инновационный  путь развития невозможен без осуществления  государственной поддержки. Для  этого используются три схемы, которые  также в настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма.

1. Прямое  участие государства в реализации  специальных целевых программ  и ассигнованиях региональных, местных  органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

Реализация  региональных целевых программ в  сфере туризма

Во многих регионах России разрабатываются и  реализуются региональные целевые  программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма  региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы  туризма. Так, в Вологодской области с 2004 года реализуется областная целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

 

Создание туристско-информационных центров

Многие  государства создают специальные  национальные организации для продвижения  различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» .

В России единой национальной организации по продвижению российского туристского  продукта нет, но во многих регионах созданы  и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или  организации в форме некоммерческого  партнерства, которые финансируются  за счет средств региональных или  районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр  Вологодской области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Предоставление  субсидий и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих  отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием  государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Так, в  долгосрочной целевой программе  «Развитие внутреннего и въездного  туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы предусмотрены средства на научные исследования в сфере  туризма в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение  частным предприятиям и лицам  благоприятных условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному  бизнесу, вкладывающему средства  в научные исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале.

В настоящее  время ярким примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

Туристско-рекреационная зона (аналог сервисных зон или зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные зоны распространены незначительно, а для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание  особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных приоритетов в обеспечении  динамичного развития экономики  страны, перевода ее на инновационную  модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Целями создания туристско-рекреационных  зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности  создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также  предоставляет определенный набор  льгот и преференций для инвесторов.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются  следующие налоговые льготы:

• резиденты  вправе: при расчете амортизации  применять повышающий коэффициент 2; переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог на имущество с момента ввода его в эксплуатацию и земельный налог с момента возникновения права собственности;

• субъекты РФ вправе устанавливать для резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и другие налоговые  льготы.

Кроме этого, в зонах будет действовать  упрощенный административный режим (принцип  «единого окна» при регистрации  резидентов и возможность проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная  служба, торговая инспекция, инспекция  по труду и т. д. - только в рамках плановой комплексной проверки, решение  о которой будут принимать  территориальный орган РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

Данные  новации в Закон РФ «Об особых экономических зонах» следует признать позитивными с учетом того, насколько  широко на территории России представлены уникальные курортно – рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.

Особенно  важно создание зон такого типа для  малого и среднего бизнеса, так как  развитие туристско-рекреационной  зоны связано с расширением сферы  услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного  питания и т.д. 

Таким образом, на территории семи субъектов РФ созданы  «точки роста», которые в дальнейшем должны оказать стимулирующие воздействие  на развитие бизнеса регионов и территории в целом. При этом создание туристско-рекреационных зон не только несет в себе положительный экономический эффект для региона в виде растущего объема инвестиций и стоимости оказываемых услуг, внедрения передовых технологий и современных методов управления, стимулирования развития территорий с низким промышленным потенциалом, но и имеет важное социальное значение вследствие увеличения числа рабочих мест и роста профессиональной образованности населения. К тому же, как показывает мировой опыт, прилегающие к зоне территории также начинают развиваться динамичней.

 

 

 

Заключение

 

Сфера туризма  сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.

Туризм  постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях  является инициатором и экспериментатором  в освоении и внедрении современных  передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения  и предоставления услуг, открывает  и осваивает новые возможности.

Работники сферы туризма имеют  дело с многообразием форм и методов  организации отдыха, путешествий, культурного  досуга. Развитие туристского бизнеса  возможно только на основе внедрения  новых идей, совершенствования процессов  производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера  под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального  развития человечества.

Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и  даже непредсказуемо под влиянием событий  в обществе. Поэтому изучение инновационных  процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения  представляет значительный и практический научный интерес.

Также важна роль государства в  развитии инноваций в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений актуальна.

Информация о работе Инновации в туризме