Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности предприятия на примере фирмы «Торговый дом «Пирамида» в г-к Анапа.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТД Пирамида.docx

— 93.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Рыночные условия развития экономики в настоящее время постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу. Таким образом, вопросы организации и управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными, что послужило выбором данной темы для курсового проекта.

На основании актуальности темы можно выдвинуть цель и задачи данного исследования.

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности предприятия на примере фирмы «Торговый дом «Пирамида» в г-к Анапа.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретически  понятия инноваций и инновационной  деятельности;

2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;

3. Дать общую характеристику  деятельности изучаемого предприятия;

4. Проанализировать организацию  инновационной деятельности в  фирме «Торговый дом «Пирамида»

5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»

Объект исследования – Фирма «Торговый дом «Пирамида»

Предмет исследования - инновационная деятельность фирмы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам организации инновационной деятельности в рамках предприятия посвящены некоторые работы зарубежных и отечественных учёных,

Нужно отметить, что анализ источников по данной теме выявил недостаточную освещаемость проблемы организации инновационной деятельности в рамках предприятий. Вопросы инновационной деятельности в научной литературе рассматривались на более глобальном уровне. Отсутствие должного внимания данному вопросу определило выбор темы исследования и обусловило постановку цели и задач.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в данном исследовании, представляют собой универсальную методику формирования и эффективного использования организации инновационной деятельности для данного типа предприятий и могут быть использованы другими организациями города.

Структура работы полностью соответствует поставленным задачам и состоит из введения, теоретической, практической глав, заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии

 

1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности

 

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.

Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы [1,10].

Инновация (англ, innovation) - нововведение, новшество, новация. В самом общем виде это понятие обозначает: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, продукты (товары) и услуги, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса.

Значение термина «инновация» зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта.

Современная экономическая теория различает более десятка типов инновационной стратегии фирмы, это как внутренние инновации:

- переход на новую технологию;

- освоение нового оборудования;

- радикальное обновление  кадров;

- освоение нового материала (сырья, энергии);

- радикальное обновление  информационной базы;

-  переход на новую  организационную структуру;

- внедрение новой системы (новых методов) управления;

- внедрение новой системы  управления качеством;

- введение  новой функции (маркетинга, НИОКР, производства, торговли, связи с общественностью и др.- создание новой службы (сертификации, экономической безопасности, стратегического управления и др.)

Так и внешние инновационные стратегии :

- освоение выпуска новой  продукции;

- освоение новой отрасли;

- переход на оказание  новой услуги;

- освоение нового рынка;

- создание новой сбытовой  сети и т.д.

Инновация как результат творческого процесса - создание (либо внедрение) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств.

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название "Руководство Осло". Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к определению инновации: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово "нововведение"); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Во всех приведенных определениях термин "инновация" трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого возникает ситуация, когда любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию [8,2].

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, представляющее собой результат творческого труда, не является инновацией.

Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются:

- научно-техническая новизна;

- практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;

- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг [1,11].

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно - инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД). При осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб научных работ», которое охватывает следующее:

- научное (научно-техническое) направление - наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций;

- научная (научно-техническая) проблема - часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения;

- научная тема - часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

 

Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации) [9,15].

Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:

- усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

- определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии