Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности предприятия на примере фирмы «Торговый дом «Пирамида» в г-к Анапа.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в фирме «Торговый дом «Пирамида»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТД Пирамида.docx

— 93.32 Кб (Скачать файл)

- необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства;

- необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

- спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;

- увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

- быстрым моральным старением техники и технологии;

- объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д. [17,322].

 

 

1.2 Формы и механизмы организации  инновационной деятельности

 

Организация инновационной деятельности направлена на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание новаций, а также их внедрение.

Формами инновационной деятельности могут быть: хозяйственные товарищества, различные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия и организации, а непосредственно инновационной деятельностью могут заниматься научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, научные подразделения в составе промышленных предприятий, а также высшие учебные заведения.

Инновационная деятельность имеет следующие основные формы организации:

- научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур. Они призваны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организовывать освоение и производство новой продукции и услуг;

- временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определённых крупных и оригинальных научно-технических проблем;

- государственные научные центры - особый тип государственных научных организаций, механизм деятельности которых призван обеспечить согласование, с одной стороны, стратегически долгосрочных приоритетов государства в развитии важнейших направлений науки и техники, а с другой, - экономических и социальных интересов конкретных субъектов научно-технической деятельности;

- различные формы технопарковых структур (научные технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы).

Технопарки - это научно-производственные территориальные комплексы, главная задача которых состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоёмких инновационных фирм-клиентов.

Бизнес-инкубатор - организация, где начинающие предприниматели получают навыки ведения собственного дела, где им оказывается правовая, экономическая и консультативная помощь.

Технополисы представляют собой крупные современные научно-промышленные комплексы, включающие также университет или другие высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, а также жилые районы. Здесь создаются благоприятные условия для развития новых научных направлений и наукоёмких производств.

Одна из форм технологических нововведений - венчурный бизнес, который трактуется как рискованный бизнес. Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с не определённым заранее доходом, т.е. с рискованным вложением капитала [4,415].

Механизм организации инновационной деятельности на предприятии ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение.

Создание - это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами новых организационных форм являются матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам, внутренние венчуры.

Матричные структуры представляют такие организационные формирования, которые создаются временно - на срок разработки и внедрения новшеств, включают специалистов различного профиля, административно подчиняющихся руководителям соответствующих постоянных подразделений, но временно направленных на работу во временную внедренческую структуру для проведения работ по определенной специализации. Такие временные подразделения позволяют объединить различных специалистов на срок разработки и внедрения нововведения.

Научно-технические подразделения создаются на постоянной основе, они не имеют хозяйственной самостоятельности, и их деятельность осуществляется за счет бюджета компании в целом.

Самостоятельные научно-технические организации, напротив, имеют собственный бюджет, они продают свои разработки производственным подразделениям компании. Это повышает ответственность за результаты деятельности, их соответствие целям компании и требованиям рынка.

Внутренние венчуры, или так называемые интрапренерские структуры занимаются, как правило, непосредственным внедрением нововведений, ориентированным на новую рыночную нишу.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, которые основаны на долгосрочных договорных отношениях и совокупность которых называют рыночной инновационной интеграцией. В этом случае инновационные фирмы сохраняют свою самостоятельность, но попадают в сферу рыночных производственных связей крупной компании.

Сочетание процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции дает основание предложить использование так называемой веерной организации инновационного процесса. Ее смысл заключается в создании инновационного окружения производственной компании, состоящего из фирм, в отношении которых совершено поглощение (ИФП), а также рыночно-интегрированных фирм (РИФ).

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных производственных образований.

Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы [12].

В настоящее время организационно-правовые формы организации инновационной деятельности в стране соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) и Закону Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике».

 

1.3 Оценка эффективности организации  инновационной деятельности на  предприятии

 

Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей. Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

- затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

- выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

- стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

- среднесписочную численность персонала и т.д.

. Подводя итоги в данной главе, хотелось бы отметить, что в рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Этот фактор очень важен при оценке эффективности организации инновационной деятельности на любом предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ организации инновационной деятельности фирмы «Торговый дом «Пирамида» г-к Анапа.

 

2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «Торговый Дом «Пирамида»

 

Объект моего курсового поекта - «Торговый дом "Пирамида" основан в 2001г. За эти годы компания превратилась из скромного магазина на окраине города, в одно из лидирующих предприятий оптовой и розничной торговли в городе-курорте Анапа и Краснодарском крае.

«Торговый дом "Пирамида" - это магазины в г. Анапа, пос. Сенной и в п. Воскресенский. Общая площадь торговых помещений превышает 7000 м². Имеется свой автопарк.

В течение 12 лет у компании сложились партнерские отношения с ведущими производителями строительных и отделочных материалов, позволяющие предлагать высококачественную продукцию по конкурентоспособным ценам.

«Торговый дом "Пирамида" завоевал любовь покупателей и высокие оценки критиков и по итогам 2012 года получил награду «Лучшее предприятие розничной торговли Кубани 2012» в группе «Непродовольственные товары».

Род деятельности фирмы - оптово-розничная реализация отделочных и стройматериалов. «Торговый Дом «Пирамида» ведёт осуществление хозяйственной деятельности в двух направлениях:

  1. Реализация оптом товаров данной специфики;
  2. Розничные продажи по городу Анапе и Анапскому району

«Торговый дом "Пирамида" предлагает своим клиентам:

- широкий ассортимент  строительных и отделочных материалов (более 25000 наименований),

- лучшие цены (гибкая система  скидок),

- высокий уровень обслуживания (более 100 квалифицированных специалистов).

Реализуемые товары:

- широкий ассортимент  керамической плитки российских  производителей, заводов: Завод керамических изделий (ЗКИ) г. Екатеринбург, «Нефрит» г. Санкт-Петербург, «Сокол» г. Москва, г. Шахты Ростовской области, а также зарубежных производителей Kerama marazzi Италия, Германия, Франция и др.

- обои российских и  зарубежных производителей: «Rash» Германия, «Zambaiti» Италия, «Палитра» Россия, Украина, Белоруссия и др.

- мебель для ванных  комнат российского и импортного  производства.

- двери межкомнатные и  входные российского и зарубежного  производства;

- отделочные материалы для внутренних и фасадных работ (лаки, краски акриловые, масляные, гипсокартон и т.д.)

- утеплители (пенополистирол, URSA, «Изолайт» и др.) и многое др.

При всем многообразии ассортимента «Торговый дом "Пирамида" постоянно следит за рынком стройматериалов и регулярно расширяет свои и без того далеко не узкие границы. Здесь собрано все и сразу, начиная от цемента, кирпича и заканчивая элементами декора.

Миссия предприятия:

Фирма «Торговый дом «Пирамида» предоставляет к услугам каждого покупателя индивидуальный проект дизайна помещений, просчёты керамической плитки, гипсокартона, пластиковых панелей и т.п. по размерам каждого помещения, владение информацией в подборе дизайн - проекта для самых искушённых покупателей. Основа деятельности фирмы - продажа изделий высокого качества по умеренным ценам для всех слоёв населения.

Этапы развития фирмы:

1. Изначально «Торговый дом «Пирамида»  закупал строительные и отделочные материалы у российских производителей в небольших количествах, для реализации их путём розничной продажи на рынках города. Состав фирмы был малочисленным: генеральный директор, главный бухгалтер и несколько продавцов.

2. На втором этапе развития фирма не только расширила штат сотрудников, открыла дополнительные точки продаж в Анапском (п. Воскресенский) и Темрюкском районах (п. Сенной), но и организовало работу на оптовых складах, тем самым увеличив объёмы продаж и заняв лидирующее место по реализации строительных материалов в г-к Анапа и Анапском районе.

3. С 2008 по 2013 гг. фирма «Торговый дом «Пирамида» увеличивает объёмы продаж на 120%, что явилось следствием активной работы менеджера по разработке PR-компании и развитию более эффективного коммуникационного комплекса.

На данном этапе развития компании состав работников фирмы насчитывает:

- Генеральный директор - 1 чел.

Креативный директор -1 чел.

Исполнительный директор - 2 чел.

Бухгалтер - 2 чел.

Менеджер - 4 чел

Системный администратор - 3 чел.

Специалист оптовых продаж - 5 чел.

Продавец-консультант - 52 чел.

Работники складских помещений - 20 чел.

Активное увеличение персонала по продажам и персонала по оптовой торговле с 2008 года свидетельствует о том, что деятельность фирмы расширяла свои границы, тем самым требуя задействования более квалифицированных кадров для увеличения объёмов и качества продаж, что, несомненно, положительным образом сказалось на конкурентоспособности и деятельности фирмы в целом.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии