Инновационное развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.

Содержание работы

1. Понятие инновационной экономики и ее необходимость в России

2. Роль государства в инновационной экономике России

3. Россия - 2050: Cтратегия инновационного прорыва

Список литературы

Файлы: 1 файл

инновационное развитие россии_Денис.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

1. Понятие инновационной экономики и ее необходимость в России

2. Роль государства в инновационной экономике России

3. Россия - 2050: Cтратегия инновационного прорыва

Список литературы

 

 


1. Понятие инновационной экономики и ее необходимость в России

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения.

Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики - инновационной экономики.

Итак, создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века. Это обстоятельство побудило нас вынести на обсуждение читателей свое видение основополагающих положений инновационной экономики.

Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).

Экономика общества является инновационной, если в обществе:

                  любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях;

                  производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;

                  имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;

                  происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

                  доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;

                  имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность;

                  имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура.

Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Развитость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые идеи и изобретения, новые научные достижения, новые знания и технологии, новые результаты фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ, порождаются бытовым представлением и смешением двух понятий: инновационное и новое.

Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Для обоснования данного тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”, способна поднять экономику страны на очень вы-сокий уровень. Исходя из такого понимания, мы видим инновационную инфраструктуру как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рын-ке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру созда-ния и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным меха-низмом инновационной деятельности.


2. Роль государства в инновационной экономике России

Лозунг «Догнать и перегнать Америку» прозвучал ровно 50 лет назад – в мае 1957 года. Тогда Никита Сергеевич Хрущев, его автор, видел победу СССР в том, что наши выплавка стали и чугуна, надои молока, производство масла и мяса на душу населения превысят соответствующие показатели Соединенных Штатов Америки. Таким образом, Никита Хрущев все еще оперировал в рамках индустриальной экономики, в то время как в США уже начался переход к следующей стадии – стадии постиндустриальной экономики, когда показателями успешности становятся совершенно другие параметры.

Основателем теории постиндустриального общества явился американский социолог Д. Белл. Пытаясь проанализировать изменения в экономике и общественных отношениях США в книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза, он сделал заключение, что существенной характеристикой постиндустриального общества станут новые управленческие решения. Он предположил, что данные интеллектуальные технологии станут в ближайшее время так же важны, как были важны машинные технологии в предыдущие полтора столетия.

Соединенные Штаты Америки оказались в авангарде наступления постиндустриального общества. И, как известно, в результате сегодня одна из крупнейших инновационных экономик в мире – экономика США. А СССР, а затем его наследница Россия, так и не смогли догнать Америку, не только по показателям, характеризующим инновационность экономики, но и по сумме ВВП на душу населения. Если по реальному объему ВВП в 2006 году Россия находилась на 9-м месте в мире3, то по инновационной политике на 52-м, по использованию новых технологий на 60-м, по индексу конкурентоспособного роста на 63-м4. Для России это катастрофически низкие показатели.

Итак, проблема осталась актуальной, ибо только гибкая инновационная экономика в условиях современных мировых отношений может обеспечить Российской Федерации суверенитет.

В чем же коренится причина нашего отставания? По мнению эксперта С. Переслегина в течение всей своей индустриальной истории Россия неизменно сталкивается с двумя взаимосвязанными кризисами: инфраструктурной недостаточностью и технологическим отставанием. Начало попыткам восстановления технического и научного баланса со странами Запада положили еще реформы Петра I. В этом и заключается основной смысл прорубленного им «окна в Европу».

Однако проблема, как мы видим, сохраняется на протяжении столь длительного времени. Сегодня Россия в очередной раз стоит на перепутье. К счастью, у нее есть выбор: с одной стороны, оперативно импортировать весь комплекс технологий или построить свою собственную инновационную систему с другой. Или, иными словами: пойти по американскому, казалось бы, накатанному пути или искать свой.

Попробуем представить, какие меры могли бы стимулировать создание инновационной экономики в России с точки зрения иностранных коллег. Так Джон Литвак, главный экономист московского офиса Всемирного банка, видит их в незавершенных направлениях общей программы структурных реформ (обеспечение защиты прав собственности, судебная реформа, а также политика в сфере конкуренции и снижение различных административных барьеров для бизнеса) По его мнению, перспективы развития инновационной экономики в большой степени зависят именно от структурных реформ.

Особое внимание в программе структурных реформ он советует уделить реформе самого государства. «Россия слишком велика и разнородна, чтобы эффективно управлять ею только из Москвы», – пишет Дж. Литвак. Итак, нас предупреждают об опасностях централизации власти.

Безусловно, есть здравый смысл в заявлениях, что среда для предпринимательства и развития инновационной экономики зависит от деятельности государственных чиновников на региональном и местном уровнях и что децентрализация и передача полномочий на низшие уровни власти могут способствовать развитию необходимого инновационной экономике динамизма даже при отсутствии сильных формальных рыночных институтов. Такой опыт продемонстрировал миру Китай.

К сожалению, в России конкуренция не стала доминирующим фактором развития. Видимо, наша инновационная экономика должна строиться на каких-то других принципах.

Но, тем не менее, нам приходится признать инновационный путь развития экономики России как единственно возможный, иначе мы не сможем обеспечить национальный суверенитет и безопасность страны.

Научные круги России считают, что главным игроком на инновационном рынке должны стать крупные предприятия. Роль государства должна проявиться в налоговых льготах инвесторам и государственном страховании инвестиций в наукоемкие технологии.

Инновационная экономика в России должна носить государственный характер, функционировать «над рынком». При этом необходимо, чтобы некоторая часть инноваций и инновационных технологий имела хождение и на рынке. Главное – не поддаваться искушению «импортировать» комплекс технологий вместе с носителями, системой образования и государственным языком, а строить собственную инновационную систему.


3. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва

В России разработан проект стратегии инновационного развития страны на период до 2030 года. Он основан на прогнозе инновационного развития Российской Федерации на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. Разработка стратегии осуществлена Институтом экономических стратегий Отделения общественных наук РАН и Отделением исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук.

Для государства, лидеров бизнеса, научной элиты необходимы дальнее видение, стратегическое мышление, выбор эффективных путей движения в будущее с учетом глубоких перемен и технологических переворотов, которые будут происходить в мире в условиях нарастающей глобализации и становления постиндустриального общества в первой половине ХХI века. Ключевую роль при этом приобретает долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование инновационного развития России.

Информация о работе Инновационное развитие России