Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:55, реферат
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.
1. Понятие инновационной экономики и ее необходимость в России
2. Роль государства в инновационной экономике России
3. Россия - 2050: Cтратегия инновационного прорыва
Список литературы
Предложенный проект долгосрочной (до 2030 года) стратегии инновационного прорыва, основывающейся на сверхдолгосрочном прогнозе инновационного развития в мире и России на период до середины XXI века, - лишь начало долгого пути перехода к экономике инновационного типа - фундамента возрождения российской цивилизации и занятия ею достойного места в глобальном сообществе народов и цивилизаций. Выделяют несколько основных вех, имеющих ключевое значение.
Во-первых, ответственность за выбор и реализацию стратегии инновационного прорыва должно взять на себя российское государство. Необходимо избавиться от опасных иллюзий, что государство - всего лишь «ночной сторож» богатств капитала, либо «судья на футбольном поле», не принимающий участия в игре. Государство - капитан огромного корабля в бушующем море, полном подводных рифов и блуждающих айсбергов. Оно должно проложить стратегический путь и обеспечить уверенное следование по нему всей команды и созданного трудом десятков поколений корабля со всеми его богатствами. Для этого у государства имеются не только доверие содержащего его народа, но и необходимый объем ресурсов, которые нужно использовать не на сиюминутную потребу и собственное содержание, а с учетом интересов настоящего и будущих поколений. Именно государство несет ответственность за своевременное освоение эпохальных и базисных нововведений, за конкурентоспособность продукции и экономики в целом, за темпы экономического роста и качество жизни населения. И никуда от этой ответственности государственным служащим любого ранга не уйти.
Во-вторых, бизнес должен разделить с государством ответственность за инновационный уровень и конкурентоспособность экономики. Это относится к бизнесменам любого масштаба - от малых предпринимателей до руководителей российских и транснациональных корпораций. Им досталась — тем или иным путем - часть общенационального богатства. И они ответственны за эффективное использование этой части не только в личных, но и в общенациональных интересах, за своевременное инновационное обновление основных фондов, технологий, товаров и услуг. Предприниматель только тогда достоин этого высокого звания, когда он постоянно предпринимает, осуществляет инновации, улучшает качество продукции, снижает издержки, осваивает новые рынки в стране и за рубежом, печется о благе своего народа, частью которого он является. В противном случае он - временщик, паразитический нарост на здоровом теле российского предпринимательства.
В-третьих, ответственность за судьбу страны, эффективность и конкурентоспособность экономики несет и гражданское общество - наряду с государством и бизнесом. Это десятки миллионов людей разных социальных слоев, этнических и конфессиональных групп, каждая из которых имеет свои особые интересы, это сотни и тысячи неправительственных и общественных организаций и институтов гражданского общества. Но все они являются пассажирами и командой огромного корабля, имя которому — Россия, все они глубоко заинтересованы в устойчивости и благополучии своего общего дома, в инновационном обновлении его машин и механизмов и конкурентоспособности его продукции. Именно гражданское общество — тысячи его организаций и миллионы его членов - должно стать инициатором и проводником стратегии инновационного прорыва, осуществлять повседневный и объективный контроль за тем, как государство и бизнес выполняют свою стратегически-инновационную функцию, дополняя друг друга.
В-четвертых, судьба страны находится в руках новых поколений, которые берут на себя ответственность за принятие стратегических решений и их выполнение. Поколению, которое сидит сейчас за школьными партами и на студенческих скамьях, предстоит осуществить стратегию инновационного прорыва, выдвинуть из своей среды талантливых ученых, изобретателей, конструкторов, инноваторов, менеджеров, общественных, политических и государственных деятелей, которые возглавят и осуществят движение по инновационному пути.
Список литературы
1. Исмаилов Т. А. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI века// Журнал Инновации. – май 2009 г.
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: Cтратегия инновационного прорыва // Экономика. – ноябрь 2009 г.
3. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // «Инновации» №5. – 2010 г.
4. Шаповалов А. Инновационная модель экономики России на подходе. Осталось начать и закончить // «Коммерсантъ» № 2 от 12.02.2010
2