Основные классификации
и подходы
Инновационные педагогические
технологии
Образовательная технология
Образовательная технология
(технология в сфере образования)
- это совокупность научно и
практически обоснованных методов
и инструментов для достижения
желаемого результата в любой
области образования.
Понятие "образовательная технология"
представляется несколько более широким,
чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов),
ибо образование включает, кроме педагогических,
еще разнообразные социальные, социально-политические,
управленческие, культурологические,
психолого-педагогические, медико-педагогические,
экономические и другие смежные аспекты.
С другой стороны, понятие "педагогическая технология"
относится (что очевидно) ко всем разделам
педагогики.
- В зарубежной литературе имеются следующие близкие термины:
- technology in education - технологии в образовании,
- technology of education - технологии образования,
- educational technology - педагогические технологии.
- Применение технологического подхода и термина "технология" к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре, - это относительно новое более сложное явление для социальной действительности.
Зарубежные подходы к
определению педагогических технологий
- М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.
- Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства.
-
Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие.
узкие определения (связанные с использованием
в педагогическом процессе различного
оборудования)
Зарубежные подходы к
определению педагогических технологий
- Д. Финн заметил, что только наивные люди считают, что технология это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Это значит гораздо больше. Это способ организации, это образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина».
- П.Д. Митчелл в результате анализа более ста источников, связанных с изучаемой дефиницией, считает, что педагогическая технология это область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов.
- ЮНЕСКО, предлагает и широкий подход, - педагогические технологии это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования .
широкие определения (основанные на
комплексном использовании технического
и человеческого ресурсов)
Российские подходы к
определению педагогических технологий
- С.В. Кульневич считает необходимым соотнести понятие педагогическая технология с такими педагогическими категориями как теория воспитания, методика воспитательной работы и педагогическое мастерство. Теория, по мнению данного автора, более общая и содержит систему обоснований. Технология более алгоритмична и точна. Она содержит аппараты диагностирования и корректировки. Мастерство более субъективно и интуитивно. Технология более объективна и точна. Говоря о воспитании, С.В. Кульневич характеризует его как ненадежный и неточный процесс. Изменить эти его характеристики в положительную сторону можно только в условиях его научной организации, элементом которой является технология .
- В.П. Беспалько считает, что «…педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса».
это определение ориентировано
на использование педагогической технологии
только в процессе обучения. Что приводит
к резкому сужению этого понятия как педагогической
дефиниции и возможностей использования
его в практической педагогической деятельности.
- В.М. Монахов: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя.
- М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Такое определение более ёмко, так как речь здесь уже об общих педагогических целях.
Российские подходы к
определению педагогических технологий
- Г.Ю. Ксензова. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
- Е.А. Леванова. Педагогическая технология – это упорядоченная и задачно структуированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях.
Так педагогическая технология
может функционировать в качестве
науки, исследующей наиболее рациональные
пути обучения и воспитания (научный аспект), в качестве
системы способов, принципов и регуляторов,
применяемых в обучении и воспитании (процессуально
- описательный аспект) и в качестве реального процесса
обучения и воспитания (процессуально - действенный
аспект).
Что в наиболее общем
виде и отражает технологический процесс к обучению
Г.Ю. Ксензова и Е.А. Леванова
трактуют педагогическую технологию
в широком смысле как процесс,
ориентированный на решение и
обучающих, и воспитательных, задач.
При этом приобретает множество
аспектов.
Технологический подход
к обучению
означает:
1. Постановку и формулировку
диагностируемых учебных целей,
ориентированных на достижение
запланированного результата обучения.
2. Организацию всего
хода обучения в соответствии
с учебными целями.
3. Оценку текущих результатов
и их коррекцию.
4. Заключительную оценку
результатов.
Признаки педагогической
технологии
- цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
- наличие диагностических средств;
- закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
- система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
- средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.
В связи с этим неотъемлемыми
свойствами педагогической технологии
являются ее целостность, оптимальность,
результативность, применимость в
реальных условиях.
Классификация педагогических
технологий по Г.К. Селевко
- По уровню применения
- По философской основе
- По ведущему фактору
- По научной концепции
- По характеру содержания и структуры
- По типу организации и управления познавательной деятельностью
- По отношение к ребенку со стороны взрослых
- По: способу методу средству
- По категории обучающихся
Примеры современных педагогических
технологий по Г.К. Селевко:
Педагогические технологии
на основе личностной ориентации
педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Педагогические технологии
на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Педагогические технологии
на основе эффективности управления
и организации учебного процесса
- Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Технологии уровневой дифференциации
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии
на основе дидактического усовершенствования
и реконструирования материала
- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
- Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Примеры современных педагогических
технологий по Г.К. Селевко:
Частнопредметные педагогические
технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
- Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)