Инновационные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:38, творческая работа

Описание работы

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

Файлы: 1 файл

Innovacionnie pedagogiceskie tehnologii (1).ppt

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Альтернативные технологии

  • Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
  • Технология свободного труда (С.Френе)
  • Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
  • Технология мастерских

Природосообразные технологии

  • Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
  • Технология саморазвития (М.Монтессори)

Технологии развивающего  обучения

  • Общие основы технологий развивающего обучения
  • Система развивающего обучения Л.В. Занкова
  • Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
  • Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  • Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Педагогические технологии  авторских школ

  • Модель «Русская школа»
  • Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
  • Школа-парк (М.А. Балабан)
  • Агрошкола А.А. Католикова
  • Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

 

 

 

 

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  • Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

 

 

 

 

инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

 

  • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
  • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
  • в систему контроля и оценки уровня образования;
  • в систему финансирования;
  • в учебно-методическое обеспечение;
  • в систему воспитательной работы;
  • в учебный план и учебные программы;
  • в деятельность учащегося и преподавателя.

 

 

 

 

Типы нововведений по соотнесенности нового  к педагогическому процессу, протекающему в вузе:

 

  • в целях и содержании образования;
  • в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;
  • в формах и способах организации обучения и воспитания;
  • в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

 

Типы нововведений по признаку масштабности (объема)

 

  • локальные и единичные, не связанные между собой;
  • комплексные, взаимосвязанные между собой;
  • системные, охватывающие весь вуз.

 

 

 

 

Типы нововведений по признаку инновационного потенциала

 

  • модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);
  • комбинаторные нововведения;
  • радикальные преобразования.

 

Типы нововведений основанные на группировке признаков по отношению к своему предшественнику

 

  • замещающе,
  • отменяющие,
  • открывающие,
  • ретровведения

 

 

 

 

Источники инновационных идей вуза:

 

  • социальный заказ (потребности страны, региона, города);
  • воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального значения;
  • достижения комплекса наук о человеке;
  • передовой педагогический опыт;
  • интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • зарубежный опыт.

 

 

 

 

Взаимосвязь традиционных и  инновационных педагогических технологий

 

Связь между технологиями по  горизонтали - противительная

 

Современные технологии, предполагающие построение учебного процесса

 

Традиционные технологии, предполагающие построение учебного процесса

 

 

 

 

 

На созерцательной основе

 

На деятельной основе

 

На концептуальной основе

 

На эмпирической основе

 

На последовательной основе

 

На крупноблочной основе

 

На не опережающей основе

 

На опережающей основе

 

На знаниевой основе

 

На лично-смысловой основе

 

На монологической основе

 

На диалоговой основе

 

На академической основе

 

На ситуативной основе

 

Связь между технологиями по  вертикали – соединительная

 

 

 

 

Обзор современных педагогических  технологий

 

  • Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии
  • Проективые и деятельностные технологии    
  • Креативные технологии                                            
  • Игровые технологии : имитационные;  операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама
  • Технологии личностно-ориентированного образования
  • Этнопедагогические технологии
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Тренинги
  • Коучинг

                                                    

 

 

 

 

 

 

Соотношение классического университетского  и бизнес-образования

 

  • Основное отличие характеризующее инновационных характер современного бизнес образования от классического – это его 
  • практическая направленность,
  • Проблемный характер
  • использование активных методов обучения

 

 

 

 

Соотношение тренинга и семинара

 

Тренинги – это занятия с  большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее  передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего  занятия более 70% времени отведено  отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие  ситуации, их разбору и анализу  – то это обучение явно можно  назвать тренингом.

 

Если на занятии много информации, которую нужно просто фиксировать (записывать, запоминать) и менее 30% времени отведено на практическое  закрепление навыков применения  этой информации – мы находимся  на семинаре.

 

 

 

 

Соотношение методов и задач  вузовского и бизнес-образования

 

  • Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы и по визуальному каналу восприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты), и по аудиальному (речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера), и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность). Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.
  • Если задачу семинара часто можно определить как передачу большого объема специализированной информации, с которой далее участники работают самостоятельно, то задачей тренинга, как правило, является первичная отработка специальных навыков, в соответствии с тематикой тренинга. При этом информационная составляющая обучения обладает ценностью преимущественно в прикладном аспекте: знания важны для совершения более эффективных действий. Именно на действие, на усовершенствование деятельности, выработку эффективных техник, приёмов, подходов, пригодных к использованию в реальной ситуации, направлено внимание тренера и участников.

 

 

 

 

Каталог инновационных методик (интерактивные методы обучения)

 

  • Эвристическое обучение;
  • Мозговой штурм;
  • Проблемное обучение; 
  • Дебаты;
  • Метод проектов;
  • Сократический диалог;
  • Дерево решений;
  • Ролевые игры;
  • Деловая игра;
  • Деловая корзина;
  • Форум;
  • Обсуждение вполголоса;
  • «Думай и слушай»;
  • Панельная дискуссия;
  • Программа саморазвития и т.д.

Информация о работе Инновационные педагогические технологии