Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:13, реферат
Для начала следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.
Введение 2
1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 4
2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования 11
3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении 15
Заключение 18
Список литературы 20
Оглавление
Введение 2
1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 4
2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования 11
3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении 15
Заключение 18
Список
литературы 20
Для начала следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.
В настоящее
время сам термин инновации, перебравшись
в социальную сферу, потерял свое
первоначальное четкое значение. Введшие
этот термин в практику экономисты
понимали под инновацией воплощение
научного открытия в конкретной технологии
или продукте. Основным измерителем
эффективности инновационных
Тогда, рассматривая инновации в социальной сфере и в образовании, видимо, надо рассматривать вопрос о том насколько они улучшают качество жизни. Только само понятие качество жизни или более близкое к теме педагогические инновации качество образования многоаспектно и поэтому не имеет однозначного определения. Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить и по другой причине. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.
В стандарте
образования последнего поколения
сделан еще один заход, который мог
бы помочь в оценке вводимых инноваций.
Он заключается в том, что впервые
в отечественной практике в проекте
стандарта сделана попытка
Но есть и другой подход. Он в том, что инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения.
Этот подход не противоречит первому, так как решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как ее составляющую и ожидаемый результат образовательного процесса.
Итак, инновации в педагогике с одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических реалий и возникновение новой культурной традиции. Это получается не всегда. Такое положение характерно для всей инновационной деятельности и по данным крупных компаний, имеющих развитый инновационный сектор, до 70 процентов новшеств не осуществляется в задуманном автором объеме. В образовании ситуации еще более сложная. Например, анализ работ поданных на конкурс инновационных разработок показал, что авторы часто даже не могут аргументировано и осмысленно представить основную идею и сущностные характеристики представляемых нововведений, а уж тем более не могут объяснить смысл инновации для них самих.
Современная
школа должна стать передовой
площадкой в части
1) целенаправленное изменение, вносящее
в образовательную среду стабильные элементы
(новшества), улучшающие характеристики
отдельных частей, компонентов и самой
образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового
средства, метода, методики, технологии,
программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ,
их внедрение в образовательный процесс
и их творческое переосмысление.
Образование - это путь и форма становления
целостного человека. Сущность и цель
нового образования - это действительное
развитие общих, родовых способностей
человека, освоение им универсальных способов
деятельности и мышления. Современное
понятие «образование» связывается с
толкованием таких терминов как «обучение»,
«воспитание», «образование», «развитие».
Однако, до того как слово «образование»
стало связываться с просвещением, оно
имело более широкое звучание. Словарные
значения рассматривают термин «образование»,
как существительное от глагола «образовывать»
в смысле: «создавать», «формировать»
или «развивать» нечто новое. В данное
время существует, пусть несколько абстрактное
видение процесса инновации в образовании.
Во-первых - это некий умственный потенциал
неспокойных, жаждущих творчества в педагогике
людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика,
запустившая, наконец, инновационную машину
в действие. К инновациям относятся внедрение
ИКТ в учебно-воспитательный процесс,
программное обеспечение поставляемые
в школы (стандартный базовый пакет программного
обеспечения - СБППО), интерактивные электронные
доски, проекты модернизации и т.д.
Только за 2008 год за счет средств национального
проекта 432 школы Чеченской Республики
получили базовые пакеты программного
обеспечения; завершена поставка комплектов
специализированных коммерческих программных
продуктов в школы-победители ПНПО, обеспечен
с оплатой трафика доступ образовательных
учреждений к сети Интернет. С 1 января
2009 г. осуществляется переход оплаты Интернет-трафика
с федерального на региональный уровень.
Интерактивные технологии активно входят
в нашу жизнь, превращая обычное в необыкновенное.
Они помогают каждому человеку максимально
раскрыть свой творческий потенциал, стать
более успешным в учебе и работе и просто
сделать мир вокруг себя ярче. Внедрение
ИКТ и информационных технологий в образование
Правительством России заявлено, как приоритетное
направление российской национальной
программы «Образование». Одной из инноваций
для образования являются интерактивные
электронные доски, кардинально преобразующие
педагогические технологии с использованием
компьютеров и новейших педагогических
программных средств. Интерактивные доски
как электронные экраны, подключенные
к компьютеру, позволяют проводить не
только презентации, доклады и семинары,
но и групповое обучение в классе с использованием
самых различных демонстраций. Электронные
доски могут использоваться, не только
в школах, но и в училищах, колледжах, техникумах
и вузах. Развитие успехов в подготовке
компьютерных кадров во многом зависит
от внедрения и освоения в вузах наиболее
перспективных операционных систем, инструментальных
средств и информационных технологий
Но вот встает вопрос: если инновационные
процессы в образовании так положительно
сказываются на гуманизации, индивидуализации
подрастающего поколения, то почему «прогрессивная
часть человечества» в лице педагогов
упорно стоит на старых, традиционных
опорах обучения? Инновационные технологии
не должны быть односторонними, предлагающими
только развитие умственных способностей
детей. Инноватика в образовании должна
нести, прежде всего, процесс выработки
уверенности маленького человека в себе,
своих силах. Необходимо переломить авторитарность
образования в мышлении педагогов, чтобы
они сумели поставить ребенка на равный
уровень с собой, смогли дать ребенку возможность
адекватно управлять собой и окружающим
его миром. При инновационном стиле
преподавания спектр образовательных
программ намного шире, что ставит учащегося
перед выбором индивидуальной образовательной
траектории. Дети в образовательных учреждениях
разноплановые, с разным уровнем школьных
знаний, разной самооценкой, разным мироощущением.
Но это не важно. Важно то, что учащиеся
приходят на занятия с горящими глазами,
неутомимой жаждой действия и уходят,
безгранично веря в свои возможности.
Инновации в образовании, в первую очередь,
должны быть направлены на создание личности,
настроенной на успех в любой области
приложения своих возможностей. Прежде
чем внедрять инновации в образовательную
систему, необходимо работать с коллективами
школ, изменять отношение к организации
занятий, к старшеклассникам.
Основной
формой реализации информационного
проекта является Интернет-портал "Инновации
в образовании", зарегистрированного
в качестве специализированного
образовательного электронного издания
СМИ. Министерством образования
и науки РФ Интернет-портал включен
в федеральный каталог
Самым интересным проектом в 2008 году стал
комплексный проект модернизации образования
(КПМО) в Чеченской Республике, который
позволит существенно повысить эффективность
использования бюджетных средств, улучшить
соотношение «учитель-ученик» в школе,
увеличить финансирование образования
в целом и заработную плату в частности.
После изучения в субъектах Российской
Федерации опыта реализации комплексного
проекта модернизации образования и обучающих
семинаров на инициативной основе Чеченская
Республика включилась во внедрение КПМО.
Министерством образования и науки Чеченской
Республики заложена нормативно-правовая
база по реализации КПМО. В порядке эксперимента
44 пилотные школы Чеченской Республики
реализуют комплексный проект модернизации
образования. Конечно, объявленная концепция
реформы и модернизации образования всю
тяжесть её реализации возлагает на регионы
и непосредственно на образовательные
учреждения, предоставив им возможность
не только самостоятельного ведения финансово-хозяйственной
деятельности в сфере образования, но
и ответственности. Реализация национального
образовательного проекта, повышение
качества образования, внедрение профильного
и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных
технологий в учебный процесс и процесс
управления, обеспечение материальной
базы, новые принципы финансирования и
самостоятельного управления - вот далеко
не полный перечень задач, которые лягут
на плечи руководителей и управленцев
образовательных учреждений[4].
В настоящее время правительством РФ разрабатывается новый законопроект. Поэтому целесообразно рассмотреть законную основу внедрения новой образовательной технологии.
Новый
законопроект об образовании положит
конец обучению в семье!
Министерство Образования и Науки РФ подготовило
новый федеральный законопроект"Об
образовании в Российской Федерации".
В сентябре этого года законопроект буден
внесен в правительство, его принятие
планируется не позднее декабря 2011 года,
а войдет в силу он с 1 января 2013года.
Из нового законопроекта полностью удалено
право родителей обучать ребенка в семье,
форма семейного обучения убрана из форм
обучения, под ударом экстернат для начальной
школы!
Ниже сравнительные цитаты, подтверждающие
это:
"Статья
52. Права и обязанности родителей
(законных представителей)
4. Родители (законные представители) имеют
право дать ребенку начальное общее, основное
общее, среднее (полное) общее образование
в семье. Ребенок, получающий образование
в семье, вправе на любом этапе обучения
при его положительной аттестации по решению
родителей (законных представителей) продолжить
образование в образовательном учреждении".
В новом
законопроекте нигде нет
2. Так же в ныне действующем законе семейное
обучение есть как форма получения образования:
"Статья 10. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей
личности образовательные программы осваиваются
в следующих формах: в образовательном
учреждении в форме очной, очно-заочной
(вечерней), заочной; в форме семейного
образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм
получения образования".
А новом законопроекте семейное обучение,
а так же экстернат, убрано из форм получения
образования
"Статья
21. Формы получения образования
и обучения
1. В Российской Федерации образование
может быть получено, как посредством
обучения в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, так и вне
таких организаций, в том числе путем самообразования.
2. Обучение по основным образовательным
программам с учетом потребностей и возможностей
личности и в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися (воспитанниками) осуществляется
в очной, очно-заочной и заочной формах."
Зачем ограничивать права людей, если
эти права вполне успешно реализовались?
Семейное образование доказало свою эффективность
на практике и находит с каждым годом все
больше приверженцев, поэтому право на
него обязательно должно быть сохранено!
"Статья
104. Цели и задачи общего
Получение начального общего образования
в очно-заочной и заочной формах получения
образования не допускается."
Из нее следует, что начальное образование
может быть получено ТОЛЬКО ОЧНО.
Т.о. ставиться
под удар еще и экстернат для
начальной школы[5].
Чтобы определить вектор развития инновационных технологий в сфере образования обратимся к приемлемао классификация инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рассмотрим две шкалы измерения инноваций. Первая с точки зрения новизны. Вторая с точки зрения области распространения. Эти шкалы были предложены К. Сумнительный и М.Богуславским для конкурса инновационных разработок, которые проводятся в рамках образовательного форума в Сокольниках. Итак, по степени новизны они предложили выделить следующие виды инноваций:
1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т. п.
2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной.
3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.
4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур».
В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов инновационного процесса и для его результатов.
По области
распространения инновации
Информация о работе Инновационные технологии в сфере образования